сегодня11декабря2016
Ptiburdukov.RU

   Мышление – это самая трудная работа на свете. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

Биографический справочник


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Александр Алексеевич Ханжонков

Александр Алексеевич Ханжонков
А.А. Ханжонков

     Российский предприниматель, организатор кинопромышленности, первый русский кинопродюсер, режиссёр, сценарист, один из пионеров русского кинематографа Александр Алексеевич Ханжонков родился 26 июля (8 августа по новому стилю) 1877 года.

     Вначале ничто не предвещало такой неординарной карьеры: родившись в деревне Ханжонковка под Донецком, в семье обедневшего помещика, Александр Алексеевич в 1896 году оканчивает Новочеркасское казачье юнкерское училище и поступает в чине подхорунжего в привилегированный Донской 1-й казачий полк, расквартированный в Москве. Уже 1905 году военная карьера Ханжонкова заканчивается: в чине подъесаула он увольняется в запас по состоянию здоровья, получив полагающуюся в таких случаях по закону выплату в 5 тысяч рублей. Эти-то деньги и стали стартовым капиталом будущего великого кинопромышленника.

     Александр Алексеевич заболел кинематографом буквально после первой же "фильмы", которую увидел. Военный твердо решил посвятить себя кино, не имея ни малейшего представления о том, как работает фабрика грез. Ханжонков начал с проката зарубежных картин (первая попытка в 1907 году снять собственный игровой фильм - "Палочкин и Галочкин" - оказалась неудачной, но неудачи не останавливали, а заставляли идти вперед).

     Ханжонков строит в Москве ателье на Саввинском подворье (район Тверской улицы), а также крупнейшую в Европе фабрику на Житной у Калужских ворот. В контрактах, в совместных постановках с Александром Алексеевичем были заинтересованы в Европе и Америке, особенно французские фирмы "Пате", "Гомон", "Эклер" ("Эклипс"), итальянские "Чинес", "Пасквалли", "Челио", "Аквилла", "Италафильм", английская "Варвик", немецкая "Витаскоп", американские "Кейстон", "Любин".

     Векселя, подписанные Ханжонковым, учитывались во всем мире. Хотя нравы кинорынка в начале XX века были весьма дикими, Ханжонкову под его честное купеческое слово удавалось получать за границей долгосрочные кредиты. Расчетливый делец, ворочавший миллионами, Ханжонков стремился привлекать средства из всех отраслей российской промышленности для развития своего любимого кинодела.

     4 мая 1896 года в "Аквариуме" С-Петербурга состялся первый сеанс или, правильней будет сказать аттракцион "Синематограф братьев Люмьер". Несколькими днями позже синематограф увидели москвичи в саду "Эрмитаж", чуть позже в кафешантане Шарля Омона.
     Еще через месяц аттракцион был показан в Нижнем Новгороде. Тут его увидел М. Горький (Пешков), но не только увидел, но и первый записал свои эмоции и чувства, именно те непосредственные впечатления, которые испытывали люди, впервые познакомившиеся с кино.

"Одесские новости" от 6 июля 1896 года:
     "Экипажи идут с экрана прямо на вас, пешеходы идут, дети играют с собачкой, дрожат листья на деревьях, едут велосипедисты-и все это, являясь откуда-то из перспективы картины, быстро двигается, приближается к краям картины, исчезает за ними, появляется из-за них, идет вглубь, уменьшается, исчезает за углами зданий, за линией экипажей, друг за другом... Перед вами кипит странная жизнь-настоящая, живая, лихорадочная жизнь..."
     Иллюзия реальности. Да, та самая, от которых падали дамы в обморок и в которую нам не возможно поверить:
     "На вас идет издали курьерский поезд - берегитесь! Он мчится, точно им вы стреляли из громадной пушки, он мчится прямо на вас, грозя раздавить; начальник станции торопливо бежит рядом с ним. Безмолвный, бесшумный локомотив у самого края картины... Публика нервно двигает стульями - эта махина железа и стали в следующую секунду ринется во тьму комнаты и все раздавит..."
     Однако, в отсутствие цветов и звуков "… ваши нервы натягиваются, воображение переносит вас в какую-то неестественно однотонную жизнь, жизнь без красок и без звуков, но полную движения... Страшно видеть это серое движение теней, безмолвных и бесшумных".
     Примерно до 1906 года кино оставалось аттракционом, который поражал, шокировал, позволял увидеть то, чего ранее не видел. Но за десять лет к этому аттракциону уже все привыкли, зрителю стали интересны не просто мелькающие картинки, а зрительные образы, сюжеты.

Кино мало-помалу становилось высоким искусством.

     Уделяя огромное внимание передовой кинотехнике, Ханжонков поощрял своих сотрудников к изобретениям, искал и находил талантливых людей. В его лабораториях проводились многочисленные эксперименты по внедрению в кино цвета и звука (так называемый "синеманатюр"). Для нас цвет и звук стали неотъемлемой частью кино, а тогда, на заре века, сама мысль об этом была открытием. А.А. Ханжонков творил свой кинематограф. Он взращивает, в прямом смысле этого слова, целую плеяду замечательных актеров, режиссеров, операторов.

     Современников поражали его феноменальные способности только благодаря логически выверенным действиям заключать выгодные сделки, выбивать почву из-под ног конкурентов.

     Расставшись со своим первым компаньоном Эмилем Ошем 9 (22) декабря 1906 года Ханжонков обращается в Московскую купеческую управу с заявлением "об учреждении им совместно с тремя вкладчиками Торгового дома в образе товарищества на веру под фирмою "А. Ханжонков и К" с целью производства торговли кинематографическими лентами, волшебными фонарями, туманными картинами, различными машинами и приборами и другими товарами для фабрикации всех этих предметов".

     Фирма занималась не только закупкой и распространением зарубежных картин и киноаппаратов, но и производством собственных. Ханжонков организует мастерскую по производству русских субтитров и проявочную лабораторию. В 1908 году выходит на экраны игровой фильм конкурентов - "Понизовая вольница" ("Стенька Разин") Дранкова. Через полтора месяца ателье Ханжонкова дебютирует художественным фильмом "Драма в таборе подмосковных цыган". И если фильм Дранкова завоевал сердца зрителей, то о первой игровой картине Ханжонкова этого не скажешь: самодеятельные актеры боялись камеры. И все же, дебют состоялся.

     Киноателье Ханжонкова в 1909 году выпускает уже несколько игровых фильмов (не забывая при этом и о документальных картинах) - "Песнь про купца Калашникова", "Русская свадьба XVI столетия", всего 8 фильмов. У ателье появляется свой режиссер - Василий Гончаров - и кинопроизводство набирает обороты.

     Благодаря Ханжонкову на экране появляются Вера Холодная и Иван Мозжухин. Ханжонков в 1911 году с величайшего соизволения и на государственные деньги снимает первый российский полнометражный фильм "Оборона Севастополя". Режиссер фильма Гончаров, но батальные сцены ставит сам Ханжонков. Это был фильм с огромным бюджетом в 40 тысяч рублей, с панорамными съемками и реконструкцией сражений. Съемка велась сразу на две камеры. Множество новшеств сразу! Правда, проект чуть не обернулся финансовой катастрофой - в производство были вложены почти все средства фирмы, ведь выделенных государством 15 тысяч не хватило.

     Сложная ситуация привела к еще одному открытию: Ханжонков не только спас ситуацию, но и получил прибыль, применив небывалую схему проката. Он начал передавать владельцам кинотеатров исключительные права на демонстрацию картины в определенных губерниях, уездах и городах. Купить картину можно было только при расчете наличными, при этом покупатель получал любое число позитивных копий фильма по цене обработанной плёнки. Успех фильма в прокате был колоссальным. Это, впрочем, не удивительно: "Оборона Севастополя" в крупных кинотеатрах шла со специальным музыкальным сопровождением и даже со звуковыми "спецэффектами" - стрельба и пушечные залпы изображались холостыми выстрелами за кулисами.

     Через год после "Обороны Севастополя" в ателье Ханжонкова появляется первый в мире кукольный анимационный фильм "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами" Владислава Старевича. Жуки и кузнечики выглядят на экране так реально, что публика отказывается верить в их искусственное происхождение: зрители были уверены, что это просто прекрасно дрессированные насекомые!

     Ателье Ханжонкова превращается в фабрику, фабрика становится империей.

     На фабрике грез появляется свой научный отдел - вновь впервые. "Ханжонков и К" снимает научно-популярные, этнографические и видовые фильмы. И снова успех. Ведь на экране не просто сухой рассказ о достижениях науки или изысканиях историков, а живые сценки, в которых снимаются звезды экрана. Например, в фильме "Пьянство и его последствия" сыграл Иван Мозжухин…

     Весной 1917 года Ханжонков вместе с большинством сотрудников своей компании выезжает в Крым, где организует полноценное кинопроизводство в Ялте и в течение нескольких лет продолжает выпускать фильмы. После разгрома армии Врангеля он в ноябре 1920 года уезжает в Константинополь, затем в Милан и Вену, где пытается восстановить кинопроизводство. В 1922 году на арендованной вилле в Бадене он организует исследования по созданию звуковых фильмов, однако вынужден прекратить их из-за нехватки средств.

     В 1923 году к Ханжонкову обращаются представители акционерного общества "Русфильм" с предложением вернуться на родину. Ханжонков предложение принимает, однако "Русфильм" закрывается, так и не начав работать. Ханжонков некоторое время работает консультантом "Госкино", а затем заведующим производством "Пролеткино".

     В 1926 году Ханжонков вместе с группой руководителей "Пролеткино" был арестован по уголовному делу о финансовых злоупотреблениях в этой организации. В итоге он был ввиду отсутствия доказательств его вины освобождён, однако получил запрет на работу в области кинематографа и был лишён политических прав. Из-за этого, а также из-за резкого ухудшения здоровья, Ханжонков вынужден был переехать из Москвы в Ялту.

     В 1934 году Ханжонков обращается к председателю кинофотоуправления (фактическому министру кинематографии СССР) Борису Шумяцкому с письмом, в котором пишет:

     "…Моё положение и в моральном и в материальном отношении стало настолько невыносимо, что я решился обратиться <…> с просьбой помочь мне найти выход из такового… Прошу своим авторитетным словом поддержать мой труд и помочь мне войти в рабочую семью Советской кинематографии полноправным её членом. Вне этого предо мною остаются лишь перспективы на дальнейшее ухудшение моего здоровья, вызываемого постоянной нуждою, и в конечном итоге - смерть от недоедания, на которую я здесь оказался обречённым вместе со своею женою."

     Письмо возымело действие - Ханжонков был реабилитирован и получил правительственную персональную пенсию.

     Во время немецкой оккупации Крыма в 1941-1944 годах прикованный к инвалидной коляске Ханжонков оставался в Ялте.

     Александр Алексеевич Ханжонков скончался 26 сентября 1945 года.

Использованы материалы «Личные деньги»
Arthouse.ru

Предприниматель 

Биографический указатель

Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова