сегодня6декабря2016
Ptiburdukov.RU

   Науки делятся на две группы — на физику и собирание марок.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

Биографический справочник


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Александр Федорович Можайский

      21 марта (9 марта по старому стилю) 1825 года в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского родился великий русский изобретатель, создатель первого в мире самолета Александр Федорович Можайский.


А.Ф. Можайский
      А.Ф. Можайский писал о себе: «...Я желал быть полезным своему Отечеству...»

      Вначале у него была белая зависть к... птицам. Русский морской офицер Александр Федорович Можайский наблюдал их полет как естествоиспытатель и художник, зарисовывал, изучал, вычислял... Но не остановился на «академически бесстрастных естественнонаучных наблюдениях». На «простейшем летуне» (гигантском воздушном змее, или управляемом буксируемом планере) Можайский в 1873-1876 годах неоднократно поднимался в воздух и, по свидетельствам многих очевидцев-современников, летал быстро и... «с большим комфортом».

      Впервые в мире человек сумел подняться в воздух на планирующем снаряде тяжелее воздуха. Великий русский изобретатель сознавал, что это - не только его личное, но и национальное первенство. Лишь много лет спустя после того, как расчеты и чертежи Александра Федоровича, выкраденные иноземными шпионами, и российские газеты с описаниями его полетов попали за границей в руки опытных инженеров, подобные опыты начали проводить и в зарубежных странах (во Франции - Майо в 1886 году, в Англии - Баден Паульс в 1888, еще позже - Харграв в Австралии и Отто Лилиенталь в Германии). Немало «позаимствовали» у Можайского и французский конструктор Татен, и британский делец Хайрем Максим, и американские самоучки братья Райт.

      ...Самолет А.Ф. Можайского «вылупился» из его планера на первый взгляд так же естественно, как цыпленок из яйца. Но у авиационного «яйца» была бронированная великим множеством всяческих затруднений скорлупа. Ведь сто двадцать лет тому назад не было ни аэродинамики, разработанной на рубеже XIX и XX столетий отцом русской авиации Николаем Егоровичем Жуковским, ни газовой динамики, созданной в то же самое время Сергеем Алексеевичем Чаплыгиным. Можайскому приходилось одному выполнять работу многих ученых, инженеров и даже рабочих. И Александр Федорович блестяще справился с этим поистине титаническим трудом, свершив беспримерный научно-технический подвиг.

      Аэроплан Александра Федоровича Можайского, конструктивную разработку которого изобретатель закончил в 1877 году, имел все пять основных частей современного самолета. Это был моноплан-амфибия с водонепроницаемым корпусом-лодкой, взлетно-посадочным устройством, хвостовым оперением и подвижными рулями крена и поворота для управления полетом в воздухе. Самолет братьев Райт, построенный в 1903 году людьми, использовавшими аэродинамические расчеты Можайского, был бипланом ферменной (решетчатой) конструкции, скопированным с планеров русского инженера С.С. Неждановского. Он не имел ни корпуса, ни взлетно-посадочного устройства (взлет осуществлялся с помощью примитивной катапульты), ни рулевого управления (кроме хвостового оперения). И наконец, самолет Можайского имел - наряду с двумя толкающими - главный тянущий винт, расположенный спереди, в то время как на аэроплане братьев Райт были лишь два толкающих винта, расположенные сзади крыльев. Подавляющее большинство современных винтомоторных самолетов имеет именно тянущие винты.

      Гений Можайского на десятилетия опережал его эпоху. Поэтому нисколько не удивительно, что комиссия под председательством Дмитрия Ивановича Менделеева при рассматривании проекта Александра Федоровича в январе 1877 года признала: «...господин Можайский в основание своего проекта принял положения, признаваемые ныне за наиболее верные и способные повести к благоприятным конечным результатам...».

      Но после столь благоприятного заключения компетентной экспертной комиссии Главного инженерного управления Военного Министерства в дело - как это часто бывало в дореволюционной России - вмешалась наемная агентура иностранных разведок, пригретая под крылышком царского двора, «нашпигованного» немецкими барончиками и прочими чужеземными авантюристами. Инспирированная ее закулисными усилиями вторая комиссия, руководимая неким Германом Паукером, не без основания подозревавшимся в прогерманском шпионаже, забраковала проект Можайского под нелепейшим предлогом «явной несогласности его взглядов со мнениями зарубежным авторитетов, кои рекомендуют слепо подражать природе... и возлагают надежды только на аппараты с машущими крыльями...». Надежды Александра Федоровича на материальную помощь царского правительства (хотя бы самую скромную!) рухнули как карточный домик.

      Не желая отказаться от воплощения в жизнь своей заветной мечты, он продал или заложил все, что имело ценность (даже наручные часы, обручальные кольца, столовые ложки и форменный сюртук!). К лету 1881 года были готовы все части и приборы его самолета и сконструированные им паровые двигатели, «поражающие своею силою и легкостью». Оставалось собрать аэроплан и испытать его в воздухе, но денег у Можайского больше не было. Тогда Александр Федорович, скрепя сердце, вновь обратился к лицам, власть имущим, в частности, к министру императорского двора графу И.И. Воронцову-Дашкову. В докладной записке на имя последнего Можайский (говоря о себе по тогдашним канцелярским правилам в третьем лице) указывал, что он, «всецело посвятив себя разрешению вопроса воздухоплавания, затратил на это все свои средства и в настоящее время, когда остается только собрать аппарат и сделать окончательные пробы, он не имеет на это никаких денежных средств, почему ввиду того громадного значения, которое может оказать в случае успеха аппарат в военном деле, Можайский осмеливается просить Ваше сиятельство об исходатайствовании ему от правительства 5000 рублей для сборки аппарата и опытов над ним».

      Воронцов-Дашков представил докладную записку капитана 1 ранга А.Ф. Можайского «на благовоззрение» Александра III. Самодержец затребовал справку и документы. Ему без промедления прислали копию письма Можайского к генерал-лейтенанту К.Я. Звереву от 8 июля 1878 года с протестом против неправильного решения комиссии Паукера.

      А генерал-адъютант фон Кауфман и генерал-майор Вальберг представили императору подтасованный «доклад по Главному инженерному управлению» от 4 июля 1881 года, в котором проект Можайского вторично браковался на основании уже опровергнутого изобретателем решения комиссии Паукера, и «словесно доложили»:

      - Опасно, Ваше величество, строить в России на казенные средства воздухолетательный аппарат тяжелее воздуха. Вдруг им какой-нибудь злой революционер воспользуется, на Вашу священную особу с неба посягнет?!

      Последние «словеса верноподданические», льстиво и хитро реченные придворными баронами, окончательно убедили царя в ненужности аэроплана дерзкого моряка, и генерал-адъютант Банковский под его диктовку записал: «высочайше повелено отклонить просьбы капитана 1 ранга Можайского».

      Тем не менее А.Ф. Можайский 3 ноября 1881 года, получивший от Департамента торговли и мануфактуры привилегию (патент) «на воздухолетательный снаряд», все-таки собрал и опробовал свой самолет, названный им «Жар-Птицей». Материально ему помог прославленный герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов и среднеазиатских походов М.Д. Скобелев.

      Летом 1882 года (по-видимому, 20 июля) «Жар-Птица» поднялась в воздух. Это был первый в мире полет человека на аэроплане. И хотя самолет, пролетев несколько метров, потерпел аварию, и хотя сам Можайский, умерший в нищете в ночь на 20 марта 1890 года, не увидел свое детище во втором полете, пылающие перья его «Жар-Птицы» и сейчас горят как путеводные маяки на творческом пути каждого отечественного авиаконструктора, каждого водителя крылатых машин.

Использован материал В.Н. Прищепенко, Газета "Дуэль"

Ученый Военный 

Биографический указатель

Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова