сегодня28марта2024
Ptiburdukov.RU

   Мышление – это самая трудная работа на свете. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника


Биографический справочник


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Альфред Крупп

     26 апреля 1812 года родился Альфред Крупп – известнейший немецкий промышленник, изобретатель, крупнейший поставщик оружия своей эпохи («пушечный король»), создатель «железной империи» Круппов.

Семья и ранние годы


Альфред Крупп

     Альфред Крупп родился в городе Эссен. Он был сыном промышленника, владельца сталелитейной фабрики Фридриха Круппа и его жены Терезии Хелены Иоганны Вильгельми (1790—1850). Его отцу не удалось при жизни поставить основанную им в Эссене фабрику на ноги. Он умер в 1826 году, когда Альфреду не было 14 лет. В это время семья жила у тёти в Меттернихе. Предприятие, которое на тот момент имело всего семь рабочих мест, перешло по наследству жене Фридриха Круппа - Терезе. Фридрих Крупп специально оговорил в завещании, что «фабрика должна перейти в полную собственность его жены и назначенного ею компетентного лица, которое сможет помогать ей в руководстве».

     В инвентарной описи, представленной Терезой Крупп опекунскому совету, отмечалось, что в 1826 году пассивы фабрики почти на 10000 талеров превосходили активы. Все земельные участки в Валькмюле и Эссене были заложены. Во владении вдовы остался только один участок пахотной земли, находившийся около ветряной мельницы, неподалеку от Лимбеккертор.

     Тереза Крупп, помимо фабрики, завела небольшое фермерское хозяйство, организовала продажу излишков на рынке и таким образом помогала и себе и своим детям. Советчиком во всех делах был ее зять Карл Шульц, владелец магазина в Эссене. Именно Шульц был тем человеком, который помогал Терезе Крупп поддерживать переписку с нужными ей людьми. Он же фактически стал «рекламным агентом» Круппов - в поездках, когда объезжал далеко живущих заказчиков, он убеждал клиентов не только в высоком качестве своих товаров, но и активно рекламировал литейную сталь, производимую на заводе Круппа. В то время предприятие специализировалось на выпуске различных инструментов: токарные резцы, стамески, напильники, инструменты для обработки кожи.

     Будучи в зрелом возрасте, Альфред Крупп начисто отвергал представление о себе как о вундеркинде, быстрые успехи которого были лишь следствием его незаурядных способностей. Напротив, с самого начала его сопровождали горькие разочарования и тяжелые удары. Альфред Крупп должен был в 1826 году уйти из школы и стать к плавильной печи в кузнице, начав рабочую биографию. Таково было распоряжение его отца, и он не мог ослушаться. В поисках клиентов молодой Крупп сам объезжал окрестности, исполняя роль то ли коммивояжёра, то ли торговца-коробейника, предлагал населению свои товары. Особенности производства, которые он недостаточно знал, технические ошибки, проявлявшиеся уже в процессе работы, доставили ему много неприятных минут. Конечно, среди рабочих Круппа были опытные специалисты, работавшие на фабрике еще при его отце. По своей рабочей квалификации они, естественно, стояли выше малолетнего наследника, но заводу был нужен опытный руководитель, который обеспечил бы транспортировку изделий между плавильным цехом и кузницей, сумел бы выгодно организовать их сбыт. Фридрих Крупп при жизни был открытым, гостеприимным человеком. С ранней молодости он приобрел хороших друзей, которые помогли его сыну на первых порах его деятельности. От отца Альфред унаследовал и поистине «отеческое» отношение к рабочим: о своих «круппианцах», как их стали называть позже, А. Крупп заботился всю свою жизнь.

Становление бизнеса

     Вскоре Терезой Крупп, совместно с сестрой Фридриха, Хеленой фон Мюллер, была основана сталепромышленная компания. Договор об учреждении компании подписали все наследники Фридриха и его сестры. Несовершеннолетний Альфред, как старший из мужчин-наследников, принял на себя руководство фирмой, но вплоть до 1830-31 года она продолжала оставаться убыточным предприятием.

     По сведениям биографов Круппа, своей первой удачей компания была обязана дяде Альфреда – Карлу фон Мюллеру, который, вопреки воле своих родителей, вложил средства в производство (для чего заложил своё наследственное имение Меттерних). В 1830 году именно он способствовал заключению выгодного контракта на поставку вальцов из литой стали для железнодорожной фирмы «Хюзекен» в Хаген-Хоэнлимбурге.

     С развитием железнодорожного транспорта в Германии и Европе сильно возросла потребность в стали для производства рельсов и осей паровозов. К 1836 году у Круппа работают уже 60 человек. В 1838 году Крупп запатентовал вальцы для производства стальных ложек и вилок.

     В последующие годы Альфред объехал всю Европу в поисках клиентов. К тому времени фирма значительно расширилась, но она по-прежнему находилась под угрозой банкротства. В Нижней Австрии Крупп, совместно с банкиром и предпринимателем Александром Шелером, основал завод металлических изделий. Завод изготовлял сначала столовые приборы из серебра, а позже из альпаки. По возвращении в Германию Крупп передал Берндорфский завод в управление своему брату Герману Круппу. Но завод также сперва был убыточным. «Прошло целых семь лет, пока мы начали зарабатывать,» - признавался впоследствии Герман.

     В 1844 году у Круппа меняется компаньон. Карл Фридрих фон Мюллер окончательно вышел из фирмы, а на его место пришел друг юности Альфреда Круппа, Фридрих Зеллинг, обладатель крупного капитала, компаньон Торгового дома «Арнольд Теодор Зеллинг, Эссен, Роттердам». После прихода Зеллинга для Круппа наступил недолгий период коммерческого успеха. При поддержке и связях Зеллинга фирма заключает два больших договора с дирекциями монетных дворов в Париже и Утрехте, с которыми Крупп уже в течение двух лет вёл безуспешные переговоры. В 1845 году в Париже Альфред Крупп получает один из самых выгодных заказов на изготовление четырех вытяжных и двух наладочных механизмов с валками диаметром 6-7 3/4 дюйма. Утрехтский Монетный двор заказывает у него два вытяжных и два наладочных механизма и по три пары валков к каждому механизму. С этим заказчиком Крупп продолжал успешно работать в последующие годы.

     Баланс, подведенный 28 февраля 1846 года, говорил о хорошей прибыли, хотя соучредители (в том числе и Зеллинг) ожидали большего. Следующий баланс, от 31 декабря 1847 года, обнаружил уже убытки в сумме 21139 талеров. Крупп и его компаньоны были поставлены перед необходимостью принятия серьезного решения. У самого же Альфреда в голове зрели более грандиозные планы.

«Рельсово-колёсный король»

     24 февраля 1848 года был заключён договор, по которому Альфред Крупп становился единовластным хозяином сталелитейной фабрики в Эссене. Это событие осложнилось непредвиденными обстоятельствами, которые чуть было не свели на нет плоды двадцатилетней работы самого Круппа и его компаньонов. В Париже разразилась революция. Уже в марте она бурей ворвалась в Рейнскую область. Рабочие на фабриках Германии начали разбивать оборудование, портить станки, шантажировать владельцев массовыми увольнениями. Например, ремшейдерский чугунно-литейный завод Прусской торговой фирмы был полностью разрушен рабочими. От Круппа ушло всего 2 человека, и двое рабочих было уволено; остальные 70 человек продолжали работать и получать зарплату, хотя финансовое положение завода было очень тяжелым. В этот сложный период Круппу позволили выжить лишь крупные заказы от частных железнодорожных компаний на производство рельс и литых осей для стрелок. В это время Крупп выходит за рамки потребностей страны, покоряет европейский и мировой рынки. Спустя два десятилетия, рельсами Круппа были покрыты значительные пространства Европы и России. Окончательный прорыв был совершён Альфредом Круппом благодаря изобретению им бесшовного колеса для железнодорожных составов в 1852-1853 годах. В течение десятилетий эти колёса являлись основным продуктом фабрик Круппа, и большинство американских железных дорог использовали именно их. Поэтому логотипом фирмы «Крупп» является не пушка, а три лежащих друг на друге колеса.

«Пушечный король»

     Люди, близко знавшие Альфреда Круппа в жизни, отзывались о нём, как о человеке быстро сформировавшемся, но в силу этого крайне беспокойном. По складу темперамента он, очевидно, являлся холериком (друг и компаньон Зеллинг не раз называл Круппа «вечный жид» за то, что Альфреду никогда не сиделось на месте, он всё время стремился к новым свершениям, любил путешествовать, двигаться вперёд, развивать своё дело). Сегодня его назвали бы «трудоголиком». С другой стороны, периоды необычайной активности Круппа часто сменялись периодами ипохондрии и длительными депрессиями. Бывало, что он целыми неделями и даже месяцами не покидал постели.

     В 1853 году Альфред Крупп женился на Берте Айххоф, которая была моложе его на двадцать лет. У них родился сын Фридрих, но брак оказался несчастливым. Круппа не интересовало ничего, кроме собственного предприятия. Жена не смогла жить в промышленном, грязном Эссене. Поэтому Берта большую часть года проводила с маленьким Фридрихом в Италии. Кроме того, характеру Альфреда Круппа были присущи скупость и мелочность в быту, а также неисправимый пессимизм, который проявлялся как в его отношениях с близкими, так и в коммерческих начинаниях.

     Собственно, производство оружия, принесшее предприятиям Круппа огромные прибыли и всемирную известность, также начиналось с неудач.

     Первоначально оно являлось лишь хобби литейщика-Круппа. После семилетних попыток Альфред сам вручную отлил в 1843 году первый ствол винтовки. Попытки продать стальное огнестрельное оружие не увенчались успехом, так как военные больше доверяли проверенной временем бронзе. В 1847 году была отлита первая стальная пушка. Производители сразу же представили её прусскому военному министерству для ознакомления, но чиновники сдали пушку в арсенал, считая её неперспективной. Испытания были проведены только через два года. Результат превзошёл все ожидания, однако у правительства были свои поставщики, и заказывать пушки у Круппа чиновники отказались.

     На протяжении нескольких лет Крупп занимался изготовлением и экспонированием отдельных орудий, которые «были настоящими произведениями искусства». На перспективы оружейного производства глава эссенской компании смотрел весьма пессимистично. В письме от 19 января 1859 года Крупп писал своему парижскому представителю:

     «Хотя я и проявляю некоторый интерес к вопросу производства орудий, но я должен сказать, что меня давно увлекает идея прекращения производства оружия. Само по себе это производство не очень выгодно, особенно, если заниматься им так, как это делал я. Часто произведенные мною образцы не выходили за рамки опытных экземпляров, что было и невыгодно и неинтересно для меня, так как это мешало выполнению других заказов».

     Лишь после побед Наполеона III над австрийцами, которые оживили в памяти европейцев захватническую политику Наполеона I, ситуация быстро изменилась. Кроме парового молота, получившего имя «Фрица», самыми значительными и дорогостоящими новостройками Круппа в 1861-1870 годах стали четыре пушечные мастерские, появившиеся на фабричной территории. Кузнечный паровой молот «Фриц», разработанный Крупом, сделал возможным массовое производство стали с помощью новых технологий. Технология Бессемера, которую он купил в Великобритании, и технология Мартина Сименса были впервые введены в Германии на заводе Круппа. Технология Бессемера позволяла производить сталь из чугуна путём продувки воздуха и ускоряла процесс превращения железа в сталь.

     Уже в середине 1860-х годов на фирму Круппа буквально посыпались государственные заказы.

     Благодаря превосходству стальных орудий Круппа над датскими бронзовыми пушками, Пруссия выигрывает в 1864 году войну с Данией. В 1866 году в Австро-прусской войне впервые в истории друг с другом столкнулись войска, оснащённые Круппом. Годом позже Круппом был усовершенствован затвор казнозарядной пушки. Война с Францией была выиграна благодаря дальнобойности прусских стальных пушек, превышающей дальнобойность французских бронзовых пушек в два раза, что сделало Круппа богачом. Сам император Вильгельм I назвал Альфреда Круппа «пушечным королем».

     В 1860-е годы в личной жизни Круппа также происходят значительные перемены. По настоянию жены, он покидает шумный и пыльный фабричный городок Эссен и переселяется с семьёй в скромный сельский загородный дом, носивший название «Ам Хюгель» («На холме»), расположенный на реке Рур. Вскоре Крупп приступает к его перестройке, и со временем скромный домик превращается в настоящий «фамильный» замок, где «пушечный король» принимал высокопоставленных гостей, и даже особ императорской крови.

     Всю жизнь Альфред Крупп по-варварски относился к своему здоровью. Теперь, после пережитых им тяжелых лет, сдали нервы. В 1866 году Крупп едет отдохнуть на юг, стремясь хоть на какое-то время уйти от деловых забот. По дороге он заболевает, в Ницце ему становится значительно хуже, и с этого момента он никогда не будет чувствовать себя абсолютно здоровым человеком.

     Немецкий врач из Германии, лечивший Круппа в Ницце, так описывает его:

     «Это особенная личность. Он выделяется из толпы своим высоким ростом и чрезвычайной худобой; черты лица правильные и в прошлом, безусловно, красивые, но рано потерявшие молодость — лицо человека, рано состарившегося, бледное, в морщинах».

     Круппу едва лишь исполнилось 55 лет, но он уже «загнал» себя, растеряв здоровье и молодость. В 1870-1880-е годы он остаётся лишь формальным главой своих предприятий, верно подбирает людей, даёт указания, исписывает целые страницы «ценными» инструкциями управляющим и компаньонам, но сам редко появляется на производстве.

Самое крупное предприятие Европы

     В первые годы существования Германской империи объём производства тяжёлой промышленности удвоился, и фирма Круппа стала самым крупным предприятием Европы. Эссен не называли иначе, как «городом Круппа», и численность его населения возросла до десяти тысяч жителей. Несмотря на это, Крупп, который из-за болезни почти удалился от дел, постоянно находился под угрозой банкротства. Он едва не стал жертвой финансового кризиса тяжёлой промышленности, разразившегося в Европе в 1874 году. Во время кризиса Крупп задолжал банкам значительную сумму в 30 миллионов марок, но быстро ликвидировал задолженность благодаря буму железнодорожного транспорта в Соединённых Штатах Америки. Империя Круппа избежала участи большинства промышленных предприятий Германии - перехода под контроль банковского капитала.

     Одновременно шло строительство здания виллы «Хюгель», чью техническую часть разработал лично Альфред Крупп. Из страха перед пожарами здание было построено без применения воспламеняющихся материалов и стало благодаря своим техническим усовершенствованиям (отопление, лифты для подачи блюд) символом индустриализации. Стоило это строительство недёшево, и большую часть банковских долгов Круппа составляли именно расходы на виллу.

     В ответ на организованную в 1871 году социал-демократической рабочей партией (SDAP) всеобщую забастовку Крупп опубликовал «Всеобщую директиву» (Generalregulativ), которая была роздана всем рабочим. Читая сегодня проект этого положения, составленный Круппом во время его отдыха на морском курорте Торквей в Англии, мы можем ощутить ту атмосферу, в которой он находился. В этом документе он выступает как заботливый хозяин, который ощущает свою ответственность за все, что в нем происходит, и хочет, чтобы следующие поколения сохранили тот дух, что сделал завод тем, чем он стал. По поручению Круппа, документ был доработан его доверенным лицом, дополнен сделанными прежде замечаниями, разделен на параграфы и проверен, с точки зрения юридических формулировок. Окончательная редакция этого положения, датированная 9 сентября 1872 года, закладывает основы руководства фабрикой, ее производства, включает свод обязанностей и прав работающих в ней, как ответственных за работу в целом, так и отвечающих за отдельные участки, регламентирует поведение представителей вне самой фабрики и дополняет распорядок работы на производстве обязательной социальной программой. «Прежде всего,— говорится в проекте этого документа, — я отвечаю верностью на верность».

     На качественно новый уровень социальную политику предприятия вывела Маргарета Крупп (жена Фридриха Альфреда, сына Альфреда Круппа), - под ее руководством строились целые жилые поселки для работников, открывались больницы и школы.

     Одно из самых известных поселений - Маргаретенхёе ("Высота Маргареты") - поселок на окраине Эссена, выстроенный в английском стиле для инженеров заводов в 1911 году. Всего было выстроено более 900 жилых зданий с более чем 3000 квартир (во время Второй мировой войны селение было сильно разрушено, но в 1948 году началось восстановление. В 1987 году селение было признано памятником культурного наследия).

     Критически настроенный историк Роберт Ян в написанной им истории города Эссена (1952) так оценивает усилия Круппа и его успехи до Первой мировой войны и после нее: «Рабочий с фабрики Круппа гордится принадлежностью ко всемирно известной фирме, с удовольствием покупает хорошие и дешевые товары в его лавках и радуется благоустроенной заводской квартире; если он уже в пенсионном возрасте — уютному домику в Альтенгофе. Но эта система, основанная на производственном процветании, обнаруживает часто острые противоречия. Эти противоречия нисколько не препятствовали очевидной и оправданной привязанности рабочих к фирме: рабочий фирмы Круппа был в то время воплощением традиционных патриархальных отношений, сложившихся на фабрике, и при этом чувствовал принадлежность к рабочей элите». Вменяемые рабочим обязанности были жёсткими, но взамен им предоставлялись значительные социальные привилегии. Так рабочие могли получать более дешёвое жильё и страхование по болезни. Впервые в Германии тем, кто всю жизнь отработал у Круппа, дополнительно предоставлялась пенсия. Если работника увольняли, все эти привилегии им терялись. Появившееся через несколько лет социальное законодательство Бисмарка в значительной мере ориентировалось на «Всеобщую директиву» Круппа.

Финал

     В 1880 годы конкуренция с американской сталеплавильной промышленностью достигла своего апогея. Крупп потерял американский рынок и вместе с ним свою основную часть рынка сбыта — колёса железнодорожных составов. Отныне он концентрировал свои усилия только на производстве и разработке вооружения. То же относилось к двум его главным конкурентам: французу Г.Шнейдеру и англичанину У. Армстронгу. Они втроём запустили гонку вооружений, результатом которой стали битвы вооружения Первой мировой войны.

     Круппу выпало на долю пережить самые горькие моменты: его слава была в прошлом, и у него уже не было задачи, которую он хотел и мог бы решить. В 1882 году состоялся развод Круппа с женой, которая к тому времени была уже очень больна, и уехала жить в Лейпциг. Последние пять лет жизни он провёл совершенно один, на своей вилле «Хюгель», где и скончался в14 июля 1887 года от инфаркта.

     Альфред Крупп был незаурядной личностью, выходящей за рамки простого предпринимателя. Его нельзя назвать серьезным специалистом: существовало много более выдающихся техников, гениальных изобретателей, опытных коммерсантов, но стальная пушка Круппов помогла Пруссии объединить в 1871 году всю Германию. Круппы одели в броню корабли военно-морского флота имперской Германии. Во время Первой мировой войны крупповские заводы выпускали до 10% военной продукции; не меньший вклад они внесли и в военную экономику нацистов. После разгрома Германии в 1945 году от предприятий и шахт этого семейства остались руины, но в процессе бурного послевоенного развития Западной Германии фирма Круппов вновь восстановила свою промышленную мощь…

По материалам:

Альфред Крупп: последний виток жизни

Википедия

Иностранец Изобретатель Предприниматель 

Биографический указатель

Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова