сегодня11декабря2016
Ptiburdukov.RU

   Ученые изучают то, что уже есть; инженеры создают то, чего никогда не было.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

Биографический справочник


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Мария Капитоновна Кашина


М.К. Кашина

     Мария Капитоновна Кашина (1857-1916) – нижегородская предпринимательница, пароходовладелица, прототип героини пьесы М.Горького «Васса Железнова».

     Мария Капитоновна родилась в 1857 году (точная дата рождения неизвестна), в Ярославской губернии, в крестьянской семье. Систематического образования она не получила, но это не помешало ей после смерти мужа, моложе которого она была на пятнадцать лет, стать во главе принадлежавшего ему пароходства и руководить семейным делом почти полтора десятилетия. По свидетельству современников, Кашина в одиночку довела семейное дело до «крупного общеволжского масштаба».

     Первый пароход на Волге появился в 1817 году. К 1843 году образовалось «Общество пароходства на Волге», затем появились другие общества, среди которых наиболее известны «Кавказ и Меркурий», «Самолет», «Дружина», «Лебедь». От плашкоутного моста по правому берегу Волги на протяжении двух верст тянулись двадцать пристаней, арендуемых пароходными обществами и частными пароходовладельцами, среди которых был и М. М. Кашин.

     Пароходство Кашиных было основано в 70-х годах XIX века. Всё началось с того, что в Нижний Новгород явился ярославский крестьянин Михаил Кашин, который почти полжизни был крепостным. Еще живя у барина, его отец сумел сколотить небольшой капиталец. На эти деньги молодой Кашин построил в компании с неким Константиновым буксирный пароход «Манифест». Вскоре ярославец продал свою долю компаньону и заказал на заводе Тета в Перми пассажирский пароход «Аввакум», названный так в честь его деда.

     С этим пароходом Михаил Кашин и начал ходить между Нижним и Пучежем, Нижним и Исадами, заходя иногда и в Унжу на обслуживание рабочих-плотовщиков. Кашин был и хозяином, и капитаном, и приказчиком, а на берегу — пристанщиком. Одним словом, на все руки мастер и хороший хозяин. Публику Кашин возил невзыскательную: едущих на заработки мастеровых, крестьян с товарами на рынок, богомольцев и странников. На тюках, ящиках и прямо на неметёном полу сидели всякого сорта пассажиры, здесь и спали, и чаёвничали. «Аввакум» возил на пятак дешевле больших и мытых пароходов, поэтому популярность его среди низов была непревзойдённой.

     Успеху Кашина завидовали многие предприниматели. Так, пароходчик Зарубин однажды надумал пустить параллельно с «Аввакумом» свой пароход и повез на пятак дешевле Кашина. По всем правилам демпинга последний снизил гривенник, а когда Зарубин еще «попилил» цены, Кашин повез за пятак в любом классе и на любое расстояние. Противостояние продлилось с неделю, после чего оба конкурента принялись возить всех желающих даром, а Кашин еще вдобавок и угощал своих пассажиров французскими булками. Первым не выдержал конкуренции и сошел с дистанции Зарубин. Как только это произошло, на следующий же день победитель снова поднял цены до первоначального уровня, оставил булки себе и стал наверстывать убытки.

     Прошло двадцать лет, и Михаил Кашин из деревенского мужика превратился в барина — купца первой гильдии, ворочавшего миллионами. Волгу уже бороздила целая флотилия его пароходов, во главе которой стояла двухтрубная «Мария», названная так в честь его супруги – красавицы Марии Капитоновны. Среди других судов выделялся буксирно-пассажирский пароход «Михаил Кашин», который по весне работал на Нижней Волге, а на время Нижегородской ярмарки перегонялся на плес Нижний — Казань. Другие суда, поменьше, назвали в честь детей и родственников («Анюта», «Михаил», «Матвей», «Анна» и т.д.)

     С каждым годом пароходство Кашина обслуживало все больше районов, причем суда останавливались не только на крупных пристанях, как это делали другие пароходства, но и у менее значительных селений. Строились новые пароходы. Дело расширялось.

     С самого начала супружеской жизни Мария Капитоновна помогала мужу: работала кассиром и ревизором на пароходе. Постепенно, с расширением дела, она стала вникать во все подробности, фактически встав на равных с мужем в прибыльном семейном бизнесе. К этому времени в семье подрастало четверо детей: Вера, Анна, Михаил и Павел. Вот что мы узнаем из документов 1891 года о рождении четвёртого ребенка: «У купца первой гильдии Михаила Матвеевича Кашина и его жены Марии Капитоновны родился 26 февраля сын Павел. 3 марта крещен в Варварской церкви. Крестные: купец Николай Петрович Сергеев и жена надворного советника Елизавета Николаевна Фиалковская».

     Богатство и удача не на шутку вскружили голову бывшему крепостному. Постепенно пароходные дела для Михаила Кашина отошли на второй план. Все ночи напролёт он просиживал в притонах, развратничал, пристрастился к картишкам. Его ставки поражали окружающих: иногда за несколько часов он спускал тысячи. Однажды он проиграл небогатому купцу Кожебаткину свой пароход «Маруся». Зная вкусы заказчика, сводни часто приводили к подпившему Кашину малолетних девиц.

     В 1895 году в возрасте 58 лет Михаил Матвеевич Кашин был привлечен к уголовной ответственности за растление малолетних, но до суда растлитель не дожил — умер, как свидетельствуют документы, от застарелой болезни. А. М. Горький в своей пьесе, как известно, усилил этот трагический аспект: драматург заставил героя принять яд по настоянию жены, дабы спасти семью от позора. Суд состоялся лишь в 1897 году, когда Кашина не было в живых.

     Устроив супругу пышные похороны, Мария Капитоновна тут же взяла в свои руки управление пароходством. По свидетельствам современников, она отличалась недюжинным умом, деловой хваткой, умением видеть перспективу, отлично ориентировалась в делах, ей сопутствовала удача. При ней открывались новые линии, строились пароходы, арендовались дополнительные участки под пристани, о чем свидетельствует, например, «Дело Нижегородской ярмарочной конторы о предоставлении пароходству М. К. Кашиной отведенного ей участка на Сибирской пристани в 1900 году».

     Пароходство имело ежедневную линию Рыбинск — Казань и четыре отправления в неделю между Казанью и Пермью, обслуживаемые восемью первоклассными легкопассажирскими пароходами. На ежедневных линиях Нижний — Кострома, Нижний — Исады — Лысково и Рыбинск — Тверь ходили пароходы меньших размеров. Кроме того, с открытием москворецких шлюзов устраивалась срочная товарная линия Нижний — Москва.

     Фрахт и такса на проезд у Кашиной были дешевле, чем у других крупных пароходств. С 1906 года суда М. К. Кашиной пошли в Москва-реку. Полного расцвета пароходство достигло в 1900-е годы, работая одновременно на Каме и Волге. К 1900 году флот нижегородской пароходовладелицы насчитывал девять пароходов: два пассажирских, пять товаро-пассажирских, буксиро-товаро-пассажирский и буксиро-пассажирский. Устаревшие суда своевременно заменялись новыми, и в начале первого десятилетия ХХ века было построено четыре крупных парохода: «Матрена» (1903), «Григорий», «Харитина» (1904), «Вера» (1905). Все пароходы были оборудованы современными машинами «Compound» мощностью в 90, 100, 120, 150 номинальных сил. В это же время было выстроено несколько мелких пароходов для коротких линий местного сообщения.

     Однако с течением времени начались неудачи. Трудные навигации 1909—1910 года привели к тому, что целый ряд судоходных предприятий ликвидировали свои дела. У Марии Капитоновны за недоимки были описаны три парохода («Мария», «Надежда», «Аввакум») на сумму 50 тысяч рублей. Но и это не спасло положение.

     Если верить М.Горькому, то «деловая женщина» Мария Кашина, не нашла в своих детях опоры для продолжения семейного бизнеса. Здоровье её серьёзно пошатнулось, а сыновья Михаил и Павел, получив университетское образование, оказались неспособны заниматься столь хлопотным делом. Пароходство пришлось продать. Объединенная корпорация судовладельцев, в которую вошли «Кавказ и Меркурий» и «Восточное общество», в 1913 году купила кашинское пароходство за 1 305 000 рублей. После этого события персональных частных компаний на Волге и Каме больше не осталось, пришло время крупной, коллективно-акционерной собственности. Мария Капитоновна Кашина прожила еще три года и умерла в сентябре 1916 года в возрасте 59-и лет.

     В начале первого акта своей пьесы «Васса Железнова» А.М. Горький дает описание комнаты, в которой главная героиня проводит большую часть дня:

     «Большой рабочий стол, перед ним легкое кресло с жестким сиденьем, несгораемый шкаф, на стене обширная, ярко раскрашенная карта верхнего и среднего течения Волги — от Рыбинска до Казани».

     Не знаем, насколько это соответствовало действительности, но в описи движимого и недвижимого имущества, принадлежавшего нижегородской купчихе первой гильдии М. К. Кашиной, составленной после её смерти 5 октября 1916 года, мы нашли описание двух кабинетов, в которых она работала. В одном из них стоял письменный стол на двух шкафчиках с сукном цвета бордо, японский экран к камину, чернильный прибор бронзовый на мраморных подставках, две пишущие машины «Премьер» и «Ундервуд». В другом кабинете — письменный стол на ножках с зеленым сукном.

     Чтобы представить круг интересов семьи Кашиных, упомянем о беккеровском рояле, трех книжных шкафах, наличии энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона в 82 томах. Это, безусловно, свидетельствует о духовных интересах представителей рода Кашиных.

     А вот описание дома, принадлежавшего Марии Капитоновне:

     «Дом каменный, двухэтажный. Крыт железом на два ската. Мерою: по Варварской улице восемь сажен и по Малой Печерской улице двенадцать сажен. В верхнем этаже одна квартира, состоящая из девяти комнат, прихожей, коридора и кухни. В нижнем этаже такая же квартира с тем же количеством комнат».

     По словам краеведов, дом этот до настоящего времени не сохранился. Все имущество М. К. Кашиной было оценено в 378 535 рублей 35 копеек. Его унаследовали дети Марии Капитоновны.

     Разумеется, как и все обеспеченные люди того времени, Кашины принимали участие и в общественной жизни города, активно занимались благотворительностью. В частности, когда было открыто речное училище, значительную сумму на его содержание предоставляли различные общества и частные лица, имевшие близкое отношение к судоходству, в том числе и чета Кашиных. Позднее, в 1901 году, Мария Капитоновна давала деньги на содержание убежища для призрения бедных детей общества вспомоществования бедным.

     Будучи человеком неординарным, имея жесткий, требовательный характер, Мария Капитоновна не была обойдена вниманием недругов и конкурентов. Многие за глаза называли её «стервой», которая ради выгоды своего предприятия может пойти и на нелицеприятные поступки. В документах упоминается и такой факт из её жизни. 20 октября 1907 года в сыскное отделение полиции Нижнего Новгорода явился некто Вениамин Прокофьев Крупин, житель города Сарапула. Он заявил, что 12 октября на него пал жребий убить пароходовладелицу Кашину, для чего он прибыл в Нижний Новгород. То ли Каму не поделили пароходчики-конкуренты, то ли ещё где-то властная «Кашиха» переступила им дорогу, но сарапульский посланник усовестился убивать женщину и явился с повинной в полицию. Таким образом, покушение не состоялось.

     А. М. Горький, создавая пьесу «Васса Железнова», описывал жизнь русского купечества на основе наблюдений, путешествуя по городам Поволжья: Самаре, Перми и Нижнему Новгороду. Он изобразил свою героиню человеком властным, сильным, волевым, талантливым, умным, «убежденным в незыблемости основ, на которые она опиралась, строя благополучие своей семьи». Такие женщины, как Васса Железнова (а именно - Мария Капитоновна Кашина), предпринимательницы и благотворительницы Варвара Алексеевна и Мария Фёдоровна Морозовы доказали факт полноправного участия женщин в трудном деле российского предпринимательства.

Компиляция Елены Широковой
по материалам:

Воскобойникова Н. Нижегородская пароходовладелица// Нижегородский предприниматель, 2003. - №1;

Москвин Ю. «Абакумка» кашинский — перевозчик нашенский// Волго-Невский проспект, 2011. -№17.

Предприниматель Купец 

Биографический указатель

Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова