сегодня4декабря2016
Ptiburdukov.RU

   ...Это конечно же хорошо, но вообще-то мне бы больше хотелось иметь собаку, чем жену...


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

Биографический справочник


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Николай Егорович Жуковский

Николай Егорович Жуковский
Н.Е. Жуковский

Выдающийся русский учёный, создатель аэродинамики как науки Николай Егорович Жуковский родился 17 января 1847 года (5 января по старому стилю) в селе Орехово (ныне Владимирской области). Он был сыном инженера, одного из строителей Нижегородской железной дороги.

Мальчика отдали в Четвертую московскую гимназию. Окончив курс гимназии с золотой медалью, Жуковский поступил на математический факультет Московского университета.

В 1868 году университетский курс был закончен. С осени 1870 года стал учителем физики в одной из московских женских гимназий. Вскоре ему поручили преподавание математики в Московском высшем техническом училище, которого он не покидал уже до конца жизни.

Оторванному от университета молодому ученому нелегко далась магистерская диссертация "Кинематика жидкого тела", но защитил он ее блестяще: эта работа стала первым его вкладом в гидродинамику.

До него никто не занимался кинематикой, то есть наглядно-геометрической стороной движения частиц жидкости. Что происходит в движущейся жидкости, знали только в общих чертах. Но представить себе, может быть, даже вычертить конкретный путь движения какой-нибудь частицы, на которую действует бесчисленное множество сил, - эта задача казалась невозможной. Жуковский нашел формулу, которая позволила рассчитать поведение каждой частицы в движущемся потоке жидкости.

Совет училища командировал юного магистра за границу. В это время Жуковский и начал заниматься исследованием движения воздушных потоков. Позже он создал новую науку, которая была названа аэродинамикой.

Советом высшего технического училища он был избран профессором по кафедре механики. Сочинение "О прочности движения" принесло ему ученую степень доктора прикладной механики. В 1888 году Жуковский занял кафедру прикладной механики в университете.

Сто лет теоретики и экспериментаторы стремились к созданию оптимальной формы гребного корабельного винта. Жуков-ский, взявшись за то же дело, создал свою знаменитую "Вихревую теорию гребного винта" и положил конец спорам.

Еще в 1892 году русский ученый в скромной статье "О парении птиц" объяснял, каким образом могут птицы парить в воздухе с распростертыми крыльями, и теоретически доказал, что можно построить аппараты для искусственного парения, что они будут устойчивы и даже смогут совершать мертвые петли и фигуры высшего пилотажа. В 1897 году появляется статья Жуковского "О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов".

В 1904 году на базе его лаборатории был создан первый в мире институт аэродинамических исследований. Именно там Жуковский сделал свое главное открытие - нашел источник подъемной силы крыла и дал формулу для расчета этой силы. Так стал возможен математический расчет любого летательного аппарата.

В 1910 году Жуковский создал аэродинамическую лабораторию при Московском высшем техническом училище. В ней Жуковский занимался исследованием воздушных винтов. В институте была разработана методика математического расчета летательного аппарата.

Во время войны 1914-1918 годов кружок Жуковского при МВТУ превратился по инициативе своего руководителя в расчетно-испытательное бюро для проверки аэродинамических свойств самолетов, к строительству которых едва-едва начала приступать Россия.

Еще до войны при том же техническом училище Жуковский организовал курсы авиации. Здесь Жуковский начал первым в мире читать свой курс лекций о теоретических основах воздухоплавания. В 1918 году курсы были преобразованы в Московский институт инженеров воздушного флота, ставший затем Академией воздушного флота имени Жуковского.

В 1918 году был создан Центральный институт аэро- и гидродинамики (ЦАГИ). Первоначальная работа по организации института протекала в отведенной для этого столовой квартиры Николая Егоровича.

ЦАГИ стал крупным центром научных исследований в области самолетостроения. Именно там был разработан самолет АНТ-25, на котором Валерий Чкалов совершил беспосадочный перелет в Америку.

По идее и при непосредственном участии Жуковского было создано крупнейшее авиационное учебное заведение - Московский авиационный институт (МАИ).

Он заболел весной 1920 года воспалением легких, затем паралич, затем брюшной тиф в декабре и новый апоплексический удар весной следующего года. 17 марта 1921 года Жуковский умер.

По материалам Хронос.ру

Ученый 

Биографический указатель

Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова