сегодня11декабря2016
Ptiburdukov.RU

   ...Это конечно же хорошо, но вообще-то мне бы больше хотелось иметь собаку, чем жену...


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

Биографический справочник


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Сергей Павлович Дягилев


С.П. Дягилев
     Замечательный российский театральный деятель Сергей Павлович Дягилев родился 19 марта (31 марта по новому стилю) 1872 года.

     Годы своего детства и юности – до десяти лет - Сергей Дягилев прожил в Перми. За свою пеструю жизнь он сменил множество стран и континентов, но его родиной всегда оставался дом Дягилевых в Перми. Дягилевы – старинная дворянская семья, которая обосновалась в этом городе во второй половине XIX века. В роду у Дягилевых было много замечательных творческих людей. Его дедушка занимался производством водки, несмотря на то, что одно время служил чиновником в министерстве финансов. К сожалению, его чрезмерная религиозность чуть не привела семью к разорению. Но пермское имение в местечке Бикбарда стало главным местом, где Дягилевы производили свои водки, которые поставлялись к императорскому двору, добывали уральский камень, лили чугун.

     Отец Дягилева – Павел Павлович – был кавалергардом. Одно время вместе с полком он служил в Нижегородской губернии, где в селе Грузино 19 марта 1872 года и родился Сергей Павлович. 8 лет спустя, в 1881 году, Дягилев переезжает в Пермь, в дом своего деда. Родной матерью Дягилева была Евгения Николаевна Евреинова. К сожалению, она скончалась при родах. Настоящей матерью Сергею Павловичу стала его мачеха - Елена Валерьяновна Панаева. Она происходила из другого старинного дворянского рода. Одна из Панаевых, ее родная сестра Александра Валерьяновна, стала знаменитой оперной певицей (сопрано), ученицей великой Полины Виардо, возлюбленной Тургенева. Таким образом, музыка и опера стали семейным увлечением в семье Дягилевых. Именно мачеха, Елена Панаева, и дала молодому Сергею Павловичу ту страсть и любовь к искусству, которую он сохранил на всю жизнь.

     Напротив Фонтанного дворца графа Шереметева находился дом, в котором снимал свою квартиру в Петербурге Сергей Павлович Дягилев. Он неоднократно переезжал в этом городе с квартиры на квартиру, но с 1900 по 1906 год жил по адресу Фонтанка, дом 11. Путь Дягилева в большое искусство и большую культуру лежал через замечательный журнал, который был основан обществом «Мир искусства», и так и назывался - «Мир искусства». Художники общества, или мирискусники, как их принято называть в России, оставили огромный вклад в самых различных сферах художественного творчества. Общество «Мир искусства» не было бы тем, чем оно стало для истории русской культуры, если бы, наверно, ни судьба одного из его основателей – замечательного художника и историка художественного искусства Александра Аркадьевича Бенуа, друга и соратника Дягилева во многих его начинаниях.

     История жизни Дягилева в России была тесно связана с придворными кругами. В 1899 году на роль директора императорских театров был приглашен князь Сергей Волконский. Он назначил Дягилева на должность чиновника для особых поручений Дирекции императорских театров, Сергей Павлович должен был издавать специальное издание тех лет – «Ежегодник императорских театров». Также Дягилеву было поручено возобновление балета Делиба «Сильвия», что он сделал, правда, не слишком успешно, не сумев наладить работу с исполнителями и постановщиками этого спектакля. Под руководством Дягилева этот спектакль растратил очень крупную сумму денег из придворного бюджета. Вместо положенных 20 тысяч рублей, Дягилев израсходовал 30 тысяч. Скандал разразился большой, дело дошло до императора Николая Александровича. Под общим давлением князь Сергей Волконский уволил Дягилева с поста. Увольнение сопровождалось удивительной фразой: «Без права на апелляцию». Но, так как связи Дягилева с придворными кругами были достаточно обширными, специальным указом императора его восстановили на службе, правда, уже в придворном театре.

     Отношения Дягилева со двором были также расстроены неровными отношениями с примой-балериной императорского Мариинского театра, тогда очень влиятельной Матильдой Феликсовной Кшесинской.

     Император Александр III выбрал Кшесинскую «в наложницы» наследника престола Николая Александровича. Поэтому ее положение на сцене Мариинского театра было чрезвычайно прочным. Кшесинская ставила палки в колеса Фокину, не желая танцевать в его балетах. Когда Дягилев для укрепления своего положения при дворе решил пригласить могущественную Фею – как ее очень часто называли, или Малю, как звали дома, - в свои Сезоны в 1909 году, Кшесинская сочла, что участие только в балете «Павильон Армиды» слишком ничтожно для ее великолепной звезды. Она отказалась, о чем, очевидно, впоследствии жалела. Вообще ее влияние было очень значительным, даже в том, что Дягилев выбрал Париж местом творчества и создания своих Сезонов - Петербург явно не благоволил к его деятельности, а Кшесинская сыграла в этом деле не последнюю роль.

     В 1905 году Дягилев решает организовать портретную выставку. Жанр портрета был чрезвычайно развит в России в период правления Екатерины Великой и Александра Первого. Он исколесил всю Россию, посещая самые дальние усадьбы и дворцы бывших вельмож екатерининского времени и большие ампирные усадьбы с колоннами. Именно оттуда Сергей Павлович привез в Таврический дворец огромную портретную выставку. Благодаря участию Дягилева эти картины уцелели во время революции 1905 года. Таврическая выставка 1905 года стала первой ступенью в интернациональной карьере Дягилева-импресарио. Уже в 1906 году он решает показать выставку русских художников Париже, куда везет не только живопись XVIII века, но и художников его объединения «Мир искусства». Лишь передвижники не пользовались популярностью у Дягилева и мирискуссников. Он говорил: «Париж грязи не поймет». Вот почему живопись XIX века, особенно его второй половины, в ту поездку в Париж так и не попала.

     Дворец Шарля Гарнье, или Большая Парижская опера, был построен по приказу Наполеона III и открыт для публики в 1870 году. С тех пор стены этого величественного здания много раз сотрясались от аплодисментов русским артистам – музыкантам и балетным танцовщикам. В 1908 году Сергей Павлович Дягилев снял сцену этой Оперы для проведения своего первого оперного сезона с участием Федора Шаляпина и Фелии Литвин. Успех в опере побудил к новым действиям, и в 1909 году Дягилев решает привезти в Париж русский балет. Именно от этой даты мы начинаем отсчет в замечательной балетной карьере дягилевского Русского балета, которая длилась ровно 20 лет, до смерти импресарио в 1929 году в Венеции.

     Именно с 1909 года мир оказался под чарами балета, привезенного из России. Собрав единородную, молодую, ищущую труппу, сплотив средства различных меценатов, Дягилев смог организовать первое победоносное турне в Париже, полностью захватив сердца парижан. 19 мая 1909 года стало знаменательной датой. Изумленная публика увидела премьеру балета на музыку Николая Черепнина «Павильон Армиды». Декорации и костюмы к нему были сделаны по эскизам Александра Бенуа. Главные партии исполняла Анна Павлова и Вацлав Нижинский. Михаил Фокин, участвовавший в этом балете, затем поставил множество других спектаклей для дягилевской антрепризы, многие из них вошли в золотой фонд мирового балета и идут по сей день.

     История русского балета Дягилева неотделима от жизни и судьбы Михаила Михайловича Фокина. Большим успехом для Фокина был самый первый сезон у Дягилева, сезон 1909 года, когда французская публика увидела и «Павильон Армиды», и замечательные «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Но безусловным шедевром фокинской хореографии стала постановка 1910 года «Шехерезада» на музыку Римского-Корсакова. Балет положил начало своего рода «бакстомании». Костюмы Бакста стали началом новой моды, моды на все восточное.

     Талант Фокина столкнулся у Дягилева с талантом Игоря Стравинского в двух постановках – в балете «Жар-птица» 1910 года и в знаменитом, эпохальном балете «Петрушка» 1911 года. В нем многое было символично и, возможно, Нижинский, испоняя роль Петрушки, предвосхитил сцены своего безумия.

     До сезона 1913 года Фокин был величайшим гением в глазах Дягилева. Но впоследствии их отношения заметно охладились. Его место было отдано любимцу Дягилева Вацлаву Нижинскому. В 1914 году Фокин был возвращен в дягилевскую антрепризу в роли фаворита и любимца. Но и тут его царствие длилось не долго. Его заменил новый друг и фаворит Дягилева - москвич, бывший актер Малого театра, юный тогда Леонид Мясин. Фокин продолжил свою карьеру за границей, работал в Швеции и в Прибалтике.

     Благодаря огромному успеху, который выпал на долю дягилевских балетных Сезонов, и другие труппы артистов стали приезжать в Париж, чтобы искупаться в лучах славы дягилевского русского балета. В сезоне 1911 года в Париже на одной и той же площади Шатле в двух театрах, которые как братья-близнецы стоят друг напротив друга, столкнулись две русские труппы. В театре Шатле играл балет Дягилева, а в театре Сары Бернар выступала русская опера вместе с русским балетом. И там, и там участвовали артисты русских императорских театров. И тем, и тем сопутствовал успех.

     Русский балет Дягилева постоянно путешествовал. Можно сказать, что история Русских сезонов Дягилева началась с дорожных сундуков и закончилась ими. После смерти великого импресарио в Венеции в 1929 году запакованные костюмы так и оставались в Монте-Карло. Их получили в наследство труппы русского балета Монте-Карло. Большая часть декораций и костюмов попала в труппу полковника де Базиля. После окончания работы труппы де Базиля, уже после Второй мировой войны эти костюмы хранились в парижском предместье в городе Монтрой, в сарае. Вдова полковника де Базиля Ольга Морозова не смогла платить за помещение для хранения этих сундуков. Дягилевские костюмы и декорации были проданы в Лондоне на аукционе Сотбис. Вот так в конце 1960-х годов слава Дягилева вновь расцвела. Модные журналы заинтересовались его наследием. Жившая тогда в Лондоне балерина Русских сезонов Лидия Соколова поставила миниатюру с дягилевскими костюмами для Сотбис. И уникальные костюмы работы Бакста, Бенуа, Головина разошлись по всему миру. Таким образом, многие музейные собрания могут гордиться уникальнейшими костюмами дягилевской антрепризы.

По материалам программы телеканала "Культура" "Судьба подвижника"

Издатель Меценат Администратор 

Биографический указатель

Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова