сегодня9декабря2016
Ptiburdukov.RU

   Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

Биографический справочник


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Петр Ионович Губонин

Петр Губонин - предприниматель и благотворитель
Кеня И.А. Слепнев И.Н.
Брянск, 2010

Брянский региональный общественный
благотворительный Фонд
имени братьев Могилевцевых




Петр Губонин - промышленник и предприниматель

Знаменитый российский строитель железных дорог, предприниматель и благотворитель Пётр Ионович Губонин прошёл необычный жизненный путь от крепостного до одного из самых успешных российских промышленников второй половины XIX столетия. Он родился в 1825 году в деревне Борисово Коломенского уезда Московской губернии в семье крепостных крестьян помещика Д.Г.Бибикова. Дед Губонина был умелым каменщиком, можно предположить, что освоил он это ремесло при возведении храма Святого Духа в селе Шкинь, на строительстве которого в конце XVIII века трудились мужики со всей округи «во славу Божью». Поразительное сходство храма с величественным Троицким собором Александр-невской лавры неизменно поражало всех, кто его видел. Вид неординарной церкви, словно перенесенной в неведомую Шкинь с петербургского проспекта, не мог не отразиться на формировании духовных и жизненных приоритетов юного Петра Губонина. Интерес к ремеслу камнетеса и камнереза повлиял на его решение получить разрешение помещика и в возрасте 17 лет уйти в Москву для работы по найму у своего родственника Яковлева. Мастер, видя смекалку и усердие юноши, сделал его своим приказчиком. В 1848 году Петр получил в наследство от Яковлева инструменты и несколько подрядов на выполнение каменных работ. Добросовестно справляясь с заказами, он сумел собрать деньги для своего выкупа и в 1858 году получил от помещика вольную.

Петр Ионович поселился в Москве в Большой Лужниковской слободе и записался в купцы 3-й гильдии, потом перешел в 1-ю гильдию. Его первой крупной покупкой стала запущенная каменоломня графа Зотова в селе Котельники под Москвой. Приведя ее в порядок, Губонин наладил производство изделий из камня. Основной продукцией были: жернова, точила, тумбы, ступени. Петр Ионович участвовал в поставках камня для завершения строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Осуществление каменных подрядов на строительство мостов для Московско-Курской и Московско-Рязанской железных дорог стало началом его пути в качестве железнодорожного подрядчика, а затем и концессионера.

П.И. Губонин
1825 - 1894

В 1866 году вместе с инженером Т. Л. Садовским и генерал-майором А. Б. Казаковым Петр Ионович получил подряд от Орловского земства на строительство Орловско-Витебской железной дороги протяженностью 488 верст. Это был успешный проект Губонина -он составлял четвертую часть всех железных дорог, проложенных в России в том году. За первым успехом последовали новые... При участии удачливого предпринимателя на условиях концессии были выстроены Балтийская, Московско-Брестская, Грязе-Царицынская, Лозово-Севастопольская, Уральская горнозаводская, Оренбургская и другие железные дороги.

Губонин входил в число директоров правлений ряда акционерных обществ, в том числе Оренбургской, Уральской и Фастовской железных дорог. К концу 1870-х при участии Губонина в качестве подрядчика или концессионера было построено не менее 20% всей протяженности российских железных дорог. Имя Петра Губонина не сходило со страниц ведущих российских изданий, его по праву называли «железнодорожным королем».

Круг предпринимательской деятельности П. И. Губонина был необычайно широк. В сферу его кипучей деятельности входило и развитие нефтяной промышленности. Поездам были необходимы смазочные и осветительные материалы, и поэтому в начале 70-х годов Губонин начинает заниматься бурением нефтяных скважин в 27 верстах южнее Керчи. В 1871 году он принял решение о строительстве завода «Товарищества для перегонки добытой нефти». Свою первую продукцию завод уже в следующем году представил на Политехническую выставку в Москве.

В 1874 году П. И. Губонин совместно с В. А. Кокоревым учреждает Бакинское нефтяное общество, а через 8 лет выкупает паи близкого к банкротству «Товарищества Русско-Американского нефтяного общества», владевшего Кусковским нефтеперегонным заводом, и выводит его из кризиса. Продукция завода успешно дебютировала на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Москве в 1882 году, где была удостоена бронзовой медали за высокое качество. Эта награда явилась стимулом для дальнейшего совершенствования «губонинского» нефтяного дела.

Окрыленный успехом, Петр Ионович обращается с предложением о сотрудничестве к великому химику Дмитрию Менделееву. По соглашению, заключенному на 4 года, Менделеев выступает консультантом по техническим и химическим вопросам. Именно на заводе Губонина был пущен в эксплуатацию первый в мире аппарат непрерывной безотходной перегонки нефти, изобретенный ученым. На Всемирной выставке 1885 года в Бельгии продукция завода получила серебряную медаль, а в 1889-ом в Париже ~ золотую. На Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году «Товарищество Русско-Американского нефтяного общества» удостоено золотой медали. В итоге к славе железнодорожного прибавилась слава «нефтяного короля».

П. И. Губонин учреждает, организует предприятия по добыче и перевозке нефти. В 1883 году был утвержден устав новой компании - Русского товарищества «Нефть» для добычи, перевозки и торговли продуктами нефти. Губонин закупает тысячу вагонов-цистерн и приобретает земельные участки в Царицыне и в районах железнодорожных станций Москвы, Санкт-Петербурга и Варшавы. В 1894 году его компания становится монополистом в транспортировке нефтепродуктов по железным дорогам России.

Масштабы деятельности Губонина не могут не поражать воображение, поскольку его предпринимательский талант успешно находил приложение в самых различных сферах экономики. Его можно назвать одним из основоположников городского рельсового транспорта в России. В 1862 году в Санкт-Петербурге вместе с предпринимателем С. Башма-ковым он основал Первое Товарищество конно-железной дороги, построил линии на Невском проспекте и до Васильевского острова, - и в столице появилась конка. А в 1871 году губонинской конкой стали пользоваться жители Москвы. Петр Губонин внес весомый вклад в развитие угольной промышленности. Участие его Марьевской шахты (Донецкий бассейн) во Всероссийской выставке было отмечено высшей наградой - правом изображения государственного герба.

В 1870 году Губонин участвовал в учреждении Русского общества механических и горных заводов, владевшего Невским судостроительным и механическим заводом в Петербурге, в 1871-ом - акционерного Коломенского машиностроительного завода общества совместно с братьями Струве, в 1873 году - акционерного общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода совместно с В.Ф. Голубевым и В. Н. Тенишевым. Показал себя Петр в банковской и страховой сферах, состоял в числе учредителей Волжско-Камского банка, Северного общества страхования и других финансовых структур.

П. И. Губонин входил в число учредителей Пермского Товарищества по торговле солью, владел солеваренным и помольным производством в Царицыне, а также лесопильными заводами в Орловской и Смоленской губерниях. Губонину и его сыну Сергею в Москве принадлежала торговля пеньковыми изделиями и мельничными принадлежностями, а также винная торговля в Москве и Санкт-Петербурге. В результате своей учредительской деятельности Губонин приобрел многомиллионное состояние.

За свои заслуги в развитии отечественной промышленности и крупные пожертвования Петр Ионович получил чин тайного советника, был награжден орденами Св. Станислава I ст., Св. Анны I ст., Св. Владимира II ст.

Неординарным направлением деятельности Губонина стало развитие русского курортного дела. В 1881 году он купил у наследников сенатора Фундуклея и князя Барятинского имение Гурзуф в Крыму за 250 тыс.руб. и превратил его в курорт мирового уровня. Он построил водопровод, семь гостиниц и ресторан «Венеция», курортный комплекс с грязелечебницей, обустроил набережную, развил в коммерческих масштабах виноделие. Главной достопримечательностью Гурзуфа стал парк, в котором был создан великолепный ансамбль: беседки в восточном стиле, оранжерея, фонтаны. Самый известный из них - фонтан «Богиня ночи» (копия работы немецкого скульптора Бергера), привезенный по заказу Губонина в 1889 году со Всемирной выставки в Вене. И местом своего упокоения Губонин завещал сделать Гурзуф, где и был похоронен в 1894 году в построенной им церкви Успения Богородицы.

Общественная и благотворительная деятельность П.И. Губонина

Во второй половине XIX столетия в российском обществе имя Губонина неизменно упоминалось в связи с его активной общественной деятельностью и многими благотворительными акциями как в Москве, так и в других городах России. Он был гласным Московской городской Думы, присяжным поверенным Московского коммерческого суда, выборным от купеческого общества, казначеем и почетным членом Совета 1-го Арбатского отделения Дамского Попечительства о бедных в Москве, членом и жертвователем Благотворительного общества попечения о раненых и больных воинах, почетным членом Санкт-Петербургского Совета детских Приютов и Покровской общины сестер милосердия, членом Дома призрения и ремесленного образования бедных детей в Санкт-Петербурге. Одним из первых его благотворительных дел стало основание в 1860 году Детского приюта Петра Губонина в Петербурге, на содержание которого он ежегодно вносил 4 тыс.рублей. В 1868 году передал 25 тыс. руб. на содержание Николаевского дома призрения вдов и сирот московского купечества. Для Петра Ионовича было характерно сочувствие и гуманное отношение к нуждающимся. Он часто соглашался быть крестным отцом детей небогатых людей по-христиански осознавая, что должен в первую очередь позаботиться об их образовании, а крестницам обеспечить приданое.

Будучи истинно православным человеком, Губонин построил немало церквей, участвовал в ремонте и реконструкции соборов. По просьбе императрицы Марии Александровны на свои средства устроил внутреннее убранство храма святого Владимира в Херсонесе, где по преданию принял крещение великий князь киевский Владимир Красное Солнышко. Был церковным старостой церкви Параскевы Пятницы в Москве и Петропавловского собора в Петербурге, которые реконструировал на свои средства. В Петропавловском соборе установил надгробие Александру II из монолита алтайской волнистой яшмы, а Марии Александровне - из уральского розового орлица.

Значительную часть своих доходов Петр Ионович тратил на благотворительную помощь, финансировал строительство школ, училищ, музеев, учреждал стипендии. Совместно с X. X. Мейеном в 1865 году основал Комиссаровское техническое училище в Москве, построил при нем церковь, был пожизненным почетным попечителем училища. В 1880 году газета «Сенатские ведомости» сообщила о пожертвовании Губониным 2,5 тыс. руб. для учреждения в училище на проценты с этой суммы двух стипендий и его обязательстве пожизненно вносить еще по 2,5 тысячи на содержания десяти бедных мальчиков. На средства Губонина было учреждено Техническое училище в Борисоглебске Тамбовской губернии. Предметом своей особой заботы он считал Императорское Московское техническое училище (ныне МВТУ им. Баумана), был почётным членом его педагогического Совета.

Содействие развитию отечественной науки и техники находилось в числе жизненных приоритетов Петра Ионовича. В 1870 году его избрали членом Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, он также принимал активное участие в деятельности Императорского Русского технического общества.

В 1872 году Александр II подписал Высочайшее повеление об учреждении Комитета по устройству Музея прикладных знаний в Москве. Губонин вошел в его состав и финансировал строительство здания Политехнического музея.

В этом же году в Москве проходила масштабная Политехническая выставка, на которой Губонин был председателем железнодорожного отдела. Его экспозиция вызывала особый интерес посетителей - здесь на средства Петра Ионовича был построен настоящий вокзал со сквером. На рельсах установили специальный вагон для перевозки живой рыбы. Чтобы доказать возможность перевозки рыбы с Волги в таком вагоне, было задумано тут же ее продавать. Кроме этого, демонстрировались паровозы, вагоны, были показаны мосты, к строительству которых также имел отношение Губонин. Чтобы привлечь внимание посетителей, в отделе установили императорскую палатку, эстраду для музыкантов и даже фонтан. За лето выставку посетили 750 тысяч человек. Именно здесь, в экспозиции железнодорожного отдела выставки, произошла встреча бывшего крепостного

с царем-освободителем Александром II. За пожертвования на устройство выставки и участие в её организации Губонин получил личное дворянство и был удостоен чина статского советника за «стремление своими трудами и достоянием содействовать общественной пользе».

В январе 1875 года в Зимнем дворце Петра Губонина принимал император, поблагодарив его за строительство Севастопольской железной дороги. В том же году Губонин получил чин действительного статского советника, то есть первый «генеральский» гражданский чин, обеспечивавший право на потомственное дворянство. Это событие ярко отразил в своей эпиграмме русский поэт П. Мартьянов:

Черноземная сила, мужик с головой
В генералы - с лопатой пришел и с киркой.

Император Александр II относился к Петру Ионовичу с уважением, и они нередко беседовали на разные темы. В одну из встреч П. И. Губонин поднес царю серебряную чернильницу с изображением народов России с надписью: «От бывшего крестьянина, ныне твоею милостью действительного статского советника Петра Губонина». Подарок этот украсил царский стол: видимо, понравился царю. В 1885 году император Александр III произвел Губонина в тайные советники, и теперь к нему следовало обращаться «ваше превосходительство».

Заботился Петр Ионович и о развитии русской культуры, принимал активное участие в культурной жизни Москвы, оказывал финансовую поддержку драматургу А. Н. Островскому в его усилиях по созданию народного театра. Губонин был почетным членом основанного Островским Московского артистического кружка, в который входили также М. Е. Салтыков-Щедрин и И. С. Тургенев. За участие в строительстве здания Большого театра Губонин был награжден золотой медалью. Губонин оказывал помощь и П. М. Третьякову в формировании коллекции русской живописи.

Всех добрых дел Петра Ионовича перечислить невозможно, да он никогда и не ждал благодарности. Он никогда не забывал, откуда вышел «в люди», поэтому всегда заботился о тех, кто нуждался в его помощи.

Современник Губонина К. А. Скальковский отзывался о нем: «Глядя на Губонина, с его красивой, чисто русской наружностью, красивыми оборотами речи и мягкими манерами, мне становилось ясно как бояре и дьяки московской Руси без малейшего образования, кроме грамотности, заимствованной у пономаря или из чтения рукописных переводов нескольких книг византийских церковных писателей, решали с успехом важнейшие государственные дела, искусно вели дипломатические переговоры и лицом в грязь не ударяли при утонченном дворе Людовика XV».

Заслуги П. И. Губонина в предпринимательской и общественной деятельности были признаны за границей. Он был награжден иностранными наградами: сербским орденом Белого Орла, черногорским - Князя Даниила II ст., австрийским - Командорского креста Франца Иосифа, персидским - Льва и Солнца П степени.

Основатель Бежицы

Среди множества славных дел Губонина было создание в 1870-х годах Брянского машиностроительного завода. Одно из крупнейших в России предприятий выпускало рельсы, паровозы, вагоны, сборные элеваторы, пароходы и прочую продукцию из металла.

Вначале сельцо, где жили строители завода, называлось Губонино, затем с 1889 года стало именоваться Бежица. Скупив земли между реками Болва и Ветьма у разорившегося помещика Астахова, Губонин основал распилочный шпальный завод. В марте 1867 года Александр II утвердил положения Комитета о концессии на земскую Орловско-Витебскую железную дорогу, обязав Орловское земство в течение трех месяцев создать общество по строительству дороги от Орла до Витебска, главным подрядчиком которой стал Губонин и его компаньоны из Министерства путей сообщения: инженер-генерал-майор А. Б. Казаков и инженер-подполковник Т. Л. Садовский. За год дорога была построена и принесла подрядчикам 19 млн. руб. прибыли. Губонин вместе с инженером В. Ф. Голубевым решили построить на месте распилочного шпального завода рельсопрокатный и получили в 1873 году Высочайшее разрешение на учреждение Общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода. Идея строительства принадлежала Голубеву с которым Губонин познакомился во время строительства Орловско-Витебской железной дороги. Инженер убеждал Губонина довольно долго, но основным аргументом стала насущная необходимость строительства такого предприятия, так как рельсы в стране изготовляли лишь заводы Демидова и Мальцева. В ожидании царского указа Губонин вовлек в дело князя В. Н. Тенишева, который непосредственно руководил строительством завода.

Место для завода было выбрано очень удачно: рядом сосновый лес, торфяные болота, реки Десна и Болва. На строительство потянулись крестьяне Орловской, Смоленской, Калужской, Могилевской и Минской губерний, так что недостатка в рабочей силе не было. Первым был построен двухэтажный корпус с машинным и модельным отделениями, а также чугунолитейные и механические мастерские. В 1876 году правление Общества получило правительственный заказ на изготовление 1.800.000 пудов стальных рельсов. Брянский завод выплавлял третью часть стали, производимой в России. Орловско-Витебская, Грязе-Царицынская, Курско-Харьковская и Орловско-Грязевская железные дороги оснащались исключительно рельсами Брянского завода. Капитал Брянского общества, определенный уставом в 600 тыс. руб., через пять лет вырос втрое. Кроме рельсов заводом были изготовлены конструкции 336-метрового моста через Днепр, 1590-метрового моста через Аму-Дарью, балки для Киевского вокзала в Москве и Варшавского в Санкт-Петербурге.

Не забывали основатели завода и о социальной сфере. Одновременно с домами для администрации и служащих начали строиться дома барачного типа для рабочих.

Первыми общественными учреждениями в центре села Губонино стали больница на 50 коек и начальное училище, в котором обучалось вначале 130, а затем 375 человек. В 1878 году при училище были открыты вечерние курсы, которые посещали мастеровые и их дети. В 1883 году построили Преображенскую церковь, которой в 1884 году Губонин пожертвовал иконостас. С 1889-го село стало называться Бежицей, от слова «прибежище», так как в эти места бежали люди от голода в соседних землях. Численность населения в это время доходила до 12 тысяч человек. Дальнейшие же преобразования в Бежице связаны с именем княгини М. К.Тенишевой, приехавшей сюда в 1892 году.

Губонины в истории России

В Петре Губонине воплотились лучшие качества русского народа. Его главным жизненным девизом были слова «Не себе, а Родине!», начертанные рукой императора Александра II в 1878 году при утверждении дворянского герба Губониных.

Герб Губонина

По мнению Витте Губонин оставался «простым русским мужиком с большим здравым смыслом». Его толковый и прямой ум, без всякой подготовки и учения схватывал все - от сложных технических вопросов до замысловатых финансовых комбинаций. Выйдя из крепостных крестьян, он прошел через купечество и вышел во дворянство. В необычной судьбе крестьянского сына промыслом Божьим приняли участие помещики отец и сын Бибиковы, переведшие своих подмосковных крепостных на оброк.

Именно с Петра Ионовича семья Губониных вошла в историю России. Его родители: Иона Михайлович и Ирина Гавриловна были крепостными. Старший брат Григорий (1823-1874 гг.) участвовал во многих проектах Петра Ионовича, стал миллионером, но известностью младшего брата не обладал. Сыновья П.И.Губонина Сергей и Николай были купцами 1 гильдии, а благодаря отцу стали потомственными дворянами. Они также как и Петр Ионович поддерживали культуру и театральное искусство. Племянник Иван Семенович также был купцом 1 гильдии, занимался подрядами, имел доходные дома в Москве. Другой племянник Николай Семенович (1879-1945 гг.) учился в Императорском Московском техническом училище бесплатно в память о больших заслугах перед заведением его знаменитого родственника. Занимался строительством шоссейных дорог Сибири, потом в Крыму и Закавказье. Племянник Иван Григорьевич своим размахом содеянного сопоставим со своим дядей Петром Ионовичем. Как главный подрядчик строитель он построил: Исторический музей на Красной площади, здание МГУ на Моховой, музей изящных искусств имени Александра III, памятник Александру II в Кремле.

Внук Губонина - Петр Николаевич (1884-1933 гг.) закончив Морской кадетский корпус, служил мичманом на крейсере «Варяг», участвовал в знаменитом сражении при Чемульпо в 1904 году, награжден орденом Св. Георгия IV степени.

Внучка Губонина Ольга Цубербиллер (1885-1975 гг.) - выдающийся педагог-математик, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор Московского государственного университета. Автор многих учебников и задачников по геометрии, суммарный тираж ее книг составлял несколько миллионов экземпляров.

Двоюродный внук Губонина Михаил Ефимович (1907-1971 гг.) церковный историк, талантливый художник-график занимался росписью храмов. Главным делом его жизни стало создание архива документов о жизни и служении Богу и России Святейшего патриарха Тихона.

Несомненно, история семьи Губониных заслуживает отдельного серьезного исследования. Но в династии Губониных мы явно видим общие черты мощного русского характера, глубокой православной веры и стремления строить и созидать.

Купец Предприниматель Благотворитель 

Биографический указатель

Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова