сегодня11декабря2016
Ptiburdukov.RU

   Мышление – это самая трудная работа на свете. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

21 мая 1731 года (285 лет назад) учрежден Охотский военный порт


     10 мая (21 мая по новому стилю) 1731 года Сенатом «Для защиты земель, морских торговых путей и промыслов» был учрежден Охотский военный порт — первая постоянно действующая военно-морская единица России на Тихом океане.

     Охотск был объявлен военным портом. Русским правительством было принято решение о создании Охотской военной флотилии. Первым командиром Охотского порта и флотилии был назначен видный деятель петровских времен Г.Г. Скорняков-Писарев.

     В Охотск стали прибывать моряки, кораблестроители. Развернулось строительство военных кораблей. Вскоре Охотскому порту пришлось сыграть выдающуюся роль в подготовке грандиозной по тем временам Второй Камчатской экспедиции. В июне 1740 г. с охотских верфей были спущены на воду построенные замечательными мастерами-кораблестроителями Макаром Рогачевым и Андреем Козьминым пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел». В этом же году в Охотске была открыта школа, преобразованная в 1756 г. в навигацкую школу, которая готовила штурманов для кораблей и судов, плававших на Дальнем Востоке. На подходах к Охотскому порту выставляется первое штатное навигационное ограждение фарватера, организуется лоцманская служба, сооружается маяк. К середине XVIII столетия Охотская флотилия насчитывала семь кораблей (три бота, три галиота и одна бригантина).

     В 1782 г. в составе Иркутского наместничества была образована Охотская область, и положение Охотска, как центра этой области, еще более укрепилось. В 1790 г. ему присваивается городской герб, представлявший собой изображение морского штандарта, положенного на два якоря.

     По мере освоения Курильских и Алеутских островов и побережья Северной Америки большое развитие получило на Дальнем Востоке торговое мореплавание. Его базой также являлся Охотск, ставший центром Российско-Американской компании. Компания строила суда в Охотске, Большерецке, Нижне-Камчатске и Ново-Архангельске. Но их явно не хватало для промысла и торговли. Кроме того, компания не могла своими силами обеспечить безопасность русских поселений в Северной Америке и все увеличивающихся торговых коммуникаций. Поэтому русское правительство в 1799 г. направило из Петербурга в Охотск морскую команду для формирования здесь постоянно действующего военного флота с первоначальным составом из трех фрегатов{9} и трех малых кораблей. В том же году в Охотск прибыл полк солдат для обороны сухопутных границ и поселений на Дальнем Востоке.

     Главным командиром Охотского порта был назначен опытный военный моряк контр-адмирал Иван Константинович Фомин. Прибывшая из Петербурга морская команда и личный состав порта приступили к постройке четырех бригантин и пяти галиотов. Адмиралтейств-коллегия по просьбе Фомина направила для укомплектования этих кораблей 78 моряков, в том числе 9 штурманов.

     В 1804 г. мастер Вашуткин построил в Охотске первый на Дальнем Востоке бриг — «Св. Феодосия».

     Как и Фомин, большую роль в развитии Охотска и военного флота на Дальнем Востоке сыграл капитан-лейтенант Михаил Иванович Миницкий, назначенный в 1809 г. начальником Охотского порта. Он перенес порт в безопасное от наводнений место, улучшил деятельность навигацкой школы, открыл народную школу.

     Но с развитием русских кругосветных плаваний в силу своего географического положения на первый план выдвигается Петропавловск-Камчатский. Кроме того, Охотский порт имел открытую акваторию и мелководный рейд. Все более настоятельной становилась необходимость переноса порта в более удобное место.

     Но лишь с назначением управляющим Охотской факторией Российско-Американской компании энергичного и деятельного офицера, опытного моряка, героя Наваринского сражения Василия Степановича Завойко этот вопрос начал получать практическое разрешение. В 1845 г. Охотская фактория Российско-Американской компании была перебазирована в Аянский порт. Значение Охотского порта стало падать. Но в истории Тихоокеанского флота он сыграл важную роль как центр кораблестроения и мореходства на Дальнем Востоке, как колыбель русских морских сил на Тихом океане.

По материалам Захаров С.Е., Багров В.Н., Бевз С.С., Захаров М.Н., Котухов М.П. "Краснознаменный Тихоокеанский флот"

Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова