сегодня6декабря2016
Ptiburdukov.RU

   Произведение оптимизма на знание - величина постоянная.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

6 августа 1831 года (185 лет назад) родился Ф.А. Блинов



     Изобретатель первого в мире гусеничного трактора Фёдор Абрамович Блинов родился 25 июля (6 августа по новому стилю) 1831 года в д. Никольская Вольского уезда Саратовской губернии в семье крепостного крестьянина-старообрядца (по другим данным Ф.А. Блинов родился в 1827 году). Деревня являлась частью имения знаменитого рода Уваровых. По преданию ещё его хозяин министр народного просвещения и президент Академии наук Сергей Семёнович Уваров приметил природную силу и смекалку Блинова и направил юношу работать в сельскую кузницу, а в период отправки зерна баржами по Волге включал его в артель грузчиков. Увлекшись пароходным делом, Блинов стал подрабатывать на Волге в период навигации кочегаром, потом помощником машиниста. Именно в этой «должности» он впервые проявил себя как изобретатель.

     На пароходе «Геркулес» лопнул главный вал двухцилиндровой паровой машины. Очень дорогая штука. И очень редкая: её пришлось бы заказывать, доставлять и месяцы ожидания терпеть убытки. Поэтому хозяин буксира, купец Мешков, объявил крупную награду тому, кто быстро починит вал.

     За дело взялся Блинов. Он просто рассёк его окончательно, разъединил цилиндры машины - и она странным образом стала гораздо манёвреннее. Блинов не просто починил машину, он открыл принцип наилучшей управляемости колесными пароходами, отныне каждое из колес могло работать в автономном режиме. Это позволяло совершать повороты практически на месте (не напоминает ли это вам поворот гусеничных машин?!).

     А с осени до весны Блинов трудился в барской кузнице, занимаясь починкой сельскохозяйственного инвентаря, господских карет, бричек, крестьянских ходков и дрожек. Это помогло семье Блиновых выбраться из долгов и своевременно выплачивать денежный оброк, который вводился вместо барщины некоторыми прогрессивно настроенными дворянами.

     11 января 1861 г. Блинов женился на крестьянской дочери Матрёне Лепилиной из с. Черкасское. Он всё чаще наведываться в волостное село и в город к грамотным людям, у которых выпрашивал газеты, журналы и книги о сельскохозяйственных орудиях и снарядах. Читал их долгими дождливыми осенними вечерами. Позже внучка Блинова составила большой список книг из дедушкиной библиотеки. У деда хранились тома «Записок императорского русского технического общества», к которому в качестве приложения давался свод «привилегий» (патентов). Первой и любимой его книгой был труд «О земледельных орудиях» русского профессора, агронома-рационализатора Ивана Комова.

     Работая на пароходе помощником, а потом машинистом и помощником механика, Блинов постепенно накапливал знания о паровых машинах. Он узнал, какие двигатели ставятся на пароходы, на паровозы, а какие служат стационарными установками и находят применение в промышленности и сельском хозяйстве.

     Плавая по Волге, Блинов загорелся идеей изготовления модели вагона с бесконечным цепообразным рельсом. Такая модель была изготовлена в 1877 г. Б. решился сам поехать в С.-Петербург, хлопотать о «привилегии» на свое изобретение. По совету графа Орлова-Денисова (владельца имения Шиханы Вольского уезда) он встречался с влиятельным сановником К.Ф. Бентковским. Тот добился, чтобы техническое общество Петербурга заслушало Блинова. Изобретатель-самоучка беседовал и с министром путей сообщения адмиралом К.Н. Посьетом, который и дал ход делу.

     18 января 1878 г. Блинов заплатил 40 копеек за гербовый сбор, а 21 января министерский писарь, наклеив гербовую марку, по его просьбе красивым крупным почерком оформил документ, ставший теперь историческим:

Министерство путей сообщения
от 14 марта 1878 года № 3418.

Федору Абрамовичу Блинову.

     ...Признав за вашим вагоном достоинство в достижении уменьшения в силе тяги от 6 до 7 раз сравнительно с обычным способом передвижения грузов по шоссе, Т. И. Ч. У. (техническо-инспекторская часть управления ж/д) воздерживается, однако, высказать заключение о возможности практического применения снаряда в том виде, как он Вами предложен, преимущественно ввиду значительного числа сопряжении цепи, способной разрываться в сопряжениях при неровностях пути, а также отсутствия достаточной игры в желобчатом рельсе при прохождении кривых, описанных радиусом в 100 фут. Чертежи и записку при сём возвращаем.

     И тут в дело вмешался купец Канунников. Он уяснил какую прибыль может ему дать применение блиновского вагона, ведь тогда в семь раз меньше потребуется подвод при перевозке зерна от хлебных амбаров к волжским пристаням. Имея связи в департаменте торговли и мануфактур и деньги на пошлины, Канунников на другой же день обратился туда с прошением о выдаче Блинову «привилегии» на «особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». 20 сентября 1879 г. на имя крестьянина-собственника Фёдора Блинова была выдана долгожданная «привилегия», зарегистрированная в «Своде» за № 64:

При движении вагона колёса катятся по гладкой цепообразной поверхности рельсов. Лежащий же на колёсах рельс будет переходить в переднюю направляющую (звёздочку), укладывающую путь для дальнейшего движения, между тем как задняя направляющая снимет с дороги и передаст рельсы на следующую впереди направляющую. Таким образом, впереди вагона будет строиться по желаемому направлению постоянный, бесконечный путь.

     Поворот платформы, по мнению Блинова, мог быть осуществлен остановкой одной гусеницы-рельса и продолжением движения другой. Это делало вагон чрезвычайно манёвренным.

     В своем первом изобретении Блинов выдвигал и такую мысль, как использование на транспортных перевозках гусеничного поезда, состоящего из четырех гусеничных вагонов (прицепов). Но, к сожалению, его идея о гусеничных поездах до сих пор до конца не реализована. А сколько бы было сэкономлено млрд. тонна-километров, лошадиных сил и условного топлива за минувший век! Даже по блиновским масштабам, можно сейчас перевозить 40-70 т грузов на гусеничных прицепах, буксируемых гусеничным трактором в 100-160 лошадиных сил. Для сравнения: колёсный автосамосвал БелАЗ-549 для перевозки 75 т сыпучих грузов нуждается в двигателе мощностью 1000 лошадиных сил!

     А первые испытания «машины для перевозки тяжестей с подвижными под колесами рельсами» Блинов провёл 30 декабря 1880 г., по крайней мере, об этом сообщала газета «Саратовский листок» от 8 января 1881 г. Это произошло на 32 года раньше выпуска американского «Катерпиллер-Холта», который долгое время считался первым в мире гусеничным трактором.

     Между тем, Блинов постепенно пришел к мысли о необходимости создания собственного предприятия, где он мог бы внедрять свои изобретения. И изобретатель в 1883 г. открыл свой чугунно-литейный заводик в крупном с. Балаково. Здесь он начал производить пожарные насосы, которые пользовались высоким спросом (на одной из всероссийских выставок в 1889 г. даже получили серебряную медаль), и в течение нескольких лет трудился над изготовлением парового самохода на «бесконечных рельсах». А между делом выполнил индивидуальный заказ одного из местных купцов-старообрядцев: построил буксир «Василий Лобанов». Этот буксир в конструкции своей машины имел несколько новшеств: муфту раздельного управления колесами, кулисный механизм для заднего хода Волга (и не только Волга) увидела впервые.

     В 1894 г. при строительстве очередной модели своего «самохода» Блинов за счёт переднего привода вынес в кабину рычаги управления бортовыми муфтами. Машинисту оставалось, сидя за котлом, выполнять роль кочегара и тормозить задние колеса. Из двух паровых машин Блинов собрал одну двухцилиндровую с общим валом. На концах полувалов бортовой передачи установили кулачковые муфты, которые приводились в зацепление с шестернями вилкой-рычагом из кабины капитана. Испытания нового самохода на балаковской земле прошли успешно. Они окрылили изобретателя, который, в конце концов, решился показать свое изобретение специалистам и широкой публике на Нижегородской ярмарке в 1896 г.

     Но за гусеничный трактор Блинов получил лишь похвальный отзыв, тогда как за пожарную машину, которая произвела на знатоков пожарного дела большое впечатление, он был удостоен бронзовой медали.

     Вот что писала по этому поводу газета «Волгарь»:

     «Вся беда в том, что русские изобретатели – РУССКИЕ. У нас нет доверия к собственным творческим силам и способностям, нет желания поддержать даже бесспорно полезное дело, и не мудрено, если русские изобретения попадают в руки англичан, американцев и французов».

     То, что было ясно журналистам, не смогли уразуметь власть имущие. Газета «Каспий» писала в дни Нижегородской выставки:

     «Экспонент – крестьянин Саратовской губ. Ф.А. Блинов демонстрирует перед публикой паровой двигатель, приспособленный для перевозки груза по шоссейным и грунтовым дорогам. Нам пришлось беседовать с изобретателем этого двигателя. Горько жаловался он на свою судьбу: целых 16 лет, как придуман им этот двигатель, он даже взял на него привилегию, но всё никак не может подыскать капиталиста, который бы взялся изготавливать его фабричным путем. Даже существующие пробелы выставленного двигателя, обошедшегося ему в 10 тыс. руб., он берётся досовершенствовать настолько, что целые поезда полетят по земле, как по рельсам. Но "маршалы зова не слышат".

     Вернувшись с выставки и потеряв всякую надежду на помощь российских капиталистов, Блинов решил сам открыть такой завод в Балакове. Какое-то время с Блиновым сотрудничал молодой балаковский инженер Яков Мамин. 20 июня 1898 г. в Пензе открылась сельскохозяйственная выставка, организованная обществом сельского хозяйства юго-востока России. Организаторы выставки прислали приглашение и механику Б. Не желая тратить время на поездку, он вместо себя послал Мамина. Поездка для начинающего механика оказалась весьма полезной. В июле выставку посетил министр земледелия Ермолов. Местная пензенская газета тогда писала:

     «Начался осмотр с отдела сельскохозяйственных орудий. Г. Министр обратил внимание на пожарную трубу самоучки Мамина и на автоматические весы работы экономии князя Шаховского…

     В отделе 12 «Сельскохозяйственных машин, орудий, повозок и сбруи», состоящем из 36 наименований, главными экспонатами были… Блинова и Беринга – пожарные насосы…»

     Внимание министра оказалось решающим для выставочного комитета, чтобы экспоненту Мамину выдать премию в 300 руб.

     После Пензенской выставки Мамин твёрдо решил заняться самостоятельно изобретательской деятельностью. Он уволился с завода Блинова и вместе с младшим братом Иваном открыл свою мастерскую.

     Большие надежды Блинов возлагал на младшего сына Порфирия, получившего инженерное образование. Но тот считал невозможным наладить своими силами серийное производство самоходов. Между тем, Блинов начал строить опытный образец нефтяного двигателя, надеясь приспособить его в качестве мотора для гусеничного тягача. Долго ломал голову изобретатель и над проблемой сжигания такого тяжёлого для воспламенения топлива, как нефть. Существует поверье, что идея собственной модели нефтянки пришла в голову во время богослужения в Единоверческой церкви. Глядя на кадило, которым помахивал священник Лев Саблин, Блинов сообразил, что вместо наружного, раскаленного докрасна калоризатора можно использовать раскаленные угли. Не дождавшись конца молебна, он тихонько вышел из церкви и поспешил домой. Так родился запальник - ещё одно изобретение Блинова.

     Таким образом был создан новый тип четырехтактного двигателя внутреннего сгорания, работающего на сырой нефти. И в 1899 или 1900 гг. было открыто новое предприятие: фабрика нефтяных двигателей и пожарных насосов «Благословение», владельцем которой стал уже сын Блинова Порфирий.

     Соединить в одно гусеничный трактор и новый двигатель внутреннего сгорания Блинов не успел. Он скончался 24 июня (7 июля) 1902 г. и похоронен на «новом» кладбище, которое сохранилось до сих пор и находится в Балакове около сош №20.

     О том, что именно Блинов стал изобретателем первого в мире гусеничного трактора, громко заговорили лишь в начале 50-х гг. XX в., когда вышла в свет книга Л. Давыдова «Россия – родина трактора». Тогда же появились первые публикации в балаковской газете «Социалистический труд». В них говорилось о том, что в Балакове сохранились могила Блинова и дом, в котором он жил. Однако никаких мер по увековечиванию памяти великого изобретателя-самоучки не предпринималось. Разве только одну из улиц в жилгородке назвали в честь Блинова (теперь она исчезла, затерялась среди многоэтажек).

     Только благодаря активности краеведа А. Деревянченко в конце сентября 1983 г., в год 100-летия со времени основания в Балакове первого машиностроительного предприятия и накануне Дня машиностроителя, на доме, в котором жил Блинов, была установлена мемориальная доска.

     Всё тот же Деревянченко, совместно с вольским краеведом А. Чулковым, написал книгу о Блинове «Волжский самородок», которая вышла в 1990 г. в Саратове, в Приволжском книжном издательстве. Хлопотал краевед и о восстановлении могилы Блинова и установке на ней памятника. В марте 1991 г. он даже открыл специальный счёт в «Промстройбанке» и обратился к общественности с призывом жертвовать деньги на благое дело. Однако тогда балаковская общественность была занята другим «благим делом»: собирала средства на спасение памятника Ленину, который сбросили с постамента на Западной Украине в г. Нестеров. Ленинский монумент и поставили 22 апреля того же года прямо перед зданием администрации.

Использован материал сайта АНО «Ч.А.П.А.Е.В. Fest»

Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова