сегодня9декабря2016
Ptiburdukov.RU

   Если человеку мешает жить только ореховая скорлупа, попавшая в ботинок, он может считать себя счастливым.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

7 марта 1878 года (138 лет назад) родился Б.М. Кустодиев


Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани 23 февраля (7 марта по новому стилю) 1878 года. Его отец, преподаватель Астраханской духовной семинарии, скончался, когда будущему художнику был один год. Все заботы о семье легли на плечи матери, Е.П. Кустодиевой, любовь и благодарность к которой художник пронес через всю жизнь. Семья Кустодиевых арендовала небольшой флигель в доме богатого, любившего жить на широкую ногу купца. Именно тогда мальчик получил первые яркие представления о быте и типах провинциального купечества.

Кустодиев. Автопортрет. 1899

Автопортрет у окна
Борис Кустодиев, 1899

«Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, — писал впоследствии Б.М. Кустодиев, — был как на ладони... Это были живые типы Островского...» С раннего детства у Бориса Михайловича пробудилась страсть к рисованию. Когда в 1887 году в Астрахань приехала выставка передвижников, посетивший ее мальчик был потрясен картинами «настоящих» живописцев и с этого момента твердо решил стать художником.

Несмотря на денежные затруднения, мать обеспечила сыну возможность брать частные уроки у местного живописца и педагога А.П. Власова, которого Кустодиев всегда считал своим лучшим и любимым учителем. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург, где поступает в Высшее художественное училище при Академии художеств.

Занимаясь в мастерской И.Е. Репина, он много пишет с натуры, стремясь овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. «На Кустодиева, — писал впоследствии Репин, — я возлагаю большие надежды. Он — художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная национальность; они служат залогом крепкого и прочного его успеха».

Купчиха с зеркалом. 1920

Купчиха с зеркалом
Борис Кустодиев, 1920

В 1901-1903 годы Репин привлекает своего ученика к работе над огромным полотном — групповым портретом «Торжественное заседание Государственного совета». В короткий срок Кустодиев исполнил двадцать семь эскизных портретов и написал под присмотром наставника треть гигантского холста. Его этюды выдержаны, подобно работам Репина, в широкой и обобщенной манере.

Позже сам Репин путал порой свои и кустодиевские этюды к этой картине. В декабре 1903 года, по окончании Академии, Кустодиев, удостоенный звания художника и золотой медали,отправляется в пенсионерскую поездку в Париж, а затем в Испанию. С увлечением и большим интересом изучает он сокровища западноевропейской живописи, посещает музеи Парижа и Мадрида.

По признанию художника, огромное влияние на него оказало творчество Веласкеса, Ван Дейка, Брейгеля, Тициана, Тинторетто, Коро. А вот к современным направлениям европейского искусства он относился критически, за исключением, пожалуй, импрессионизма, в котором ценил свежесть письма и работу с цветом, но не принимал частое пренебрежение к композиции.

Где бы ни был Кустодиев — в солнечной Севилье или Версальском парке — он постоянно стремился на родину.

Купчиха за чаем. 1918

Купчиха за чаем
Борис Кустодиев, 1918

Через пять месяцев художник возвращается в Россию и с радостью пишет своему другу, что, наконец, он снова в «благословенных краях нашей благословенной русской земли». Б.М. Кустодиев поселился в Костромской губернии, где возле деревни Маурино построил дом-мастерскую «Терем», в котором создано много значительных работ мастера того периода.

1904-1910 годы были посвящены выработке индивидуального стиля. Именно в это время у Кустодиева складывается свой круг образов и тем, которые и определили его творческий облик. Работы тех лет отличало жанровое разнообразие: художник пишет портреты, первые картины о русской провинции и деревне, пробует себя в сферах книжной иллюстрации и скульптуры; на 1905-1906 годы приходится начало занятий журнальной политической графикой, с 1907 года он увлекается скульптурой и в этом же году начинает работать в Мариинском театре в качестве помощника декоратора А. Головина.

Булочник. 1920

Булочник
Борис Кустодиев, 1920

Как талантливый портретист Кустодиев был признан еще в 1901 году, что подтверждает вторая золотая медаль Международной художественной выставки в Мюнхене за портрет художника И.Я. Билибина. Он постоянно ищет и экспериментирует, добиваясь определенного живописного эффекта, часто меняет холст на картон, а масло на гуашь и темперу. В 1905 году, по приглашению С. Дягилева, Кустодиев участвует в знаменитой выставке исторического русского портрета в Таврическом дворце.

В этом же году, драматическом для истории России, сотрудничает с журналами «Жупел» и «Календарь русской революции», выполняя графические работы, осуждающие правящий режим. Его картины экспонируются на выставках русского искусства в парижском Осеннем салоне, в берлинском Салоне Шульте, в Венеции, Вене.

Кроме того, творческая деятельность Б. Кустодиева связана с участием во влиятельных художественных объединениях тех лет: в 1904-1906 годах он был членом-учредителем «Нового общества художников», с 1906 по 1910 — участником выставок Союза русских художников, а конце 1910 года вступил в общество «Мир искусства». Под впечатлением этого события Кустодиев задумал «Групповой портрет художников "Мира искусства", который должен был запечатлеть всех участников объединения и представлял беспрецедентный для своего времени проект, поскольку даже во времена расцвета Товарищества передвижников ни один из его членов-портретистов не предпринимал подобной попытки.

Купец (Старик с деньгами). 1918

Купец (Старик с деньгами)
Борис Кустодиев, 1918

Вскоре в квартире А. Бенуа был создан ряд подготовительных этюдов. Но только эскиз 1920 года связал их в единое целое. Это полотно — своего рода «отходная» ушедшему времени, дань памяти друзьям и Обществу, бывшему некогда могучим объединителем всего лучшего, что было в национальном искусстве. Среди этюдов, сделанных для группового портрета, но в композицию не вошедших, — «Портрет Бакста» из Государственной Третьяковской галереи.

«Похожий портрет,— утверждал Кустодиев,— это такой портрет, который внутренно похож, который дает представление о душевной сути данного человека. И тут нужно предоставить художнику выражать свое понимание этой сути. Иначе незачем обращаться к живописцу, а нужно идти к фотографу».

В 1923 году произошло обострение болезни художника: его стали мучать судороги и сильнейшие боли. Кустодиев был вынужден согласиться на операцию, в ходе которой был окончательно поставлен диагноз – саркома спинного мозга.

Несмотря на это, последние годы жизни художника оказалось необычайно продуктивными. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала, исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания, изготовлял настенные картинки и календарные "стенки", оформил 11 театральных спектаклей. Часто это были заказные, не очень интересные для него работы, но он все выполнял на серьезном профессиональном уровне, а порой добивался и выдающихся результатов. Литографские иллюстрации в сборнике "Шесть стихотворений Некрасова" (1922), рисунки к повестям Николая Лескова "Штопальщик" (1922) и "Леди Макбет Мценского уезда" (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала "Блоха" Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.

Масленица, 1919

Масленица
Борис Кустодиев, 1919

Кустодиев успевал уделять время и сокровенному, продолжая с ностальгической влюбленностью воссоздавать жизнь старой России во множестве картин, акварелей, рисунков.

Русская Венера. 1926

Русская Венера
Борис Кустодиев, 1926

Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах "Балаганы" (1918), "Масленица" (1919), "Зима. Масленичное гулянье" (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Живописал тихую жизнь провинции в "Голубом домике", "Осени", "Троицыном дне" (все 1920). В картинах "Купчиха за чаем" (1918), "Купчиха с зеркалом" (1920), "Русская Венера" (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней "Купчихе". Выполнил серию из 20 акварелей "Русские типы" (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии "Автобиографические рисунки" (1923).

Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Он, в своем инвалидном кресле, бывал на премьерах в театрах и даже совершал дальние поездки по стране. Болезнь прогрессировала, и в последние годы художник вынужден был работать на холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что не имел возможности увидеть сделанное целиком.

Тяжело страдая от болезни, художник ослаб, у него пропал интерес к жизни. Благодаря личному распоряжению наркома просвещения А.В. Луначарского, живописцу были выделены деньги на лечение за границей, но перед поездкой он простудился и заболел воспалением легких.

Борис Михайлович Кустодиев скончался 26 мая 1927 года в возрасте 49 лет и был похоронен в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь мастеров искусств).

По материалам

Сайт «Борис Кустодиев»

Борис Михайлович Кустодиев 1878-1927 // Великие художники. - М., 2010. - Т.28

Красавица, 1915

Красавица
Борис Кустодиев, 1915

«Изображена молодая, прекрасная женщина, только что пробудившаяся ото сна, и так приподнимающаяся с подушек, со своей пышной постели. И все говорит о пробуждении, и не только о ее утреннем пробуждении после сна, но и о пробуждении молодости, красоты и цветения, потому что изображена женщина действительно в самом расцвете красоты и вот такого женственного сияния.

Интересно окружение – интерьер вот этот, который вокруг нашей красавицы. Это такой очень типичный, может быть, для купеческого вкуса интерьер, богатый изображениями роз, пышных, распустившихся роз, которые как бы даже созвучны вот этому прекрасному, розовому женскому телу. И пышная постель, которая тоже во многом отвечает, наверное, этим формам. Сбитое одеяло, в таком атласном простеганном чехле с кружевами, пышные расшитые подушки. И еще: мы видим самый краешек туалетного столика. Это туалетный столик, вот именно такой девушки, женщины, которая любит красивое, любит вот эти вот броские, красивые вещи – тут и скульптурки, и туалетные принадлежности. Вот насколько мы уголок можем видеть. То есть, вся картина наполнена красивыми вещами.

Наверное, надо все-таки не очень конкретно говорить, что это портрет чей-то. Да, действительно, для карандашного эскиза послужила моделью актриса МХАТа Фаина Шевченко.

Немножко о ней, наверное, следует рассказать.

Это замечательная, талантливая актриса. Она в 1909 году попадает в МХАТ 16-летней, то есть, довольно молодой. И к тому моменту, к 14-му году, когда ее увидел Кустодиев в театре, она уже вышла практически на ведущие роли, потому что она была действительно талантлива.

И в 14-м году, оформляя спектакль «Смерть Пазухина», Кустодиев знакомится с этой обаятельной молодой женщиной, и уговаривает ее позировать для карандашного наброска. Почему уговаривает? – Потому что это обнаженная натура. Ему нужна была обнаженная натура. Он увидел в Фаине Шевченко именно тот образ русской красавицы, которая подошла бы для такого символического русского ню, потому что, если вы вспомните идеал эпохи модерн, идеал начала века, - это все-таки женщины хрупкие, томные, такие вот анемичные, - другой идеал. А Кустодиев пытается привнести вот такую свежую струю аппетитного, изобильного тела. То есть, красавица, она перекликается с его вообще интересами живописи – с таким вот изобильным благополучием.

На одном из недавних торгов в Сотби, «Красавица» Кустодиева – это одна из авторских копий из коллекции сына Шаляпина ушла за один миллион двести тысяч долларов.»

Анна Бенидовская
старший научный сотрудник Третьяковской галереи


Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова