сегодня9декабря2016
Ptiburdukov.RU

   Инженер - человек, способный взять теорию и приделать к ней колеса.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

13 ноября 1851 года (165 лет назад) открылась Николаевская (Октябрьская) железная дорога


Ваня (в кучерском армячке):
     - Папаша! кто строил эту дорогу?

Папаша (в пальто на красной подкладке):
     - Граф Петр Андреевич Клейнмихель,
      душенька!

Н.А. Некрасов, «Железная дорога»

     13 ноября 1851 года (1 ноября по старому стилю) состоялось официальное открытие железнодорожной магистрали Петербург-Москва. Это событие ознаменовалось пуском первого «всенародного поезда». В 11 часов 15 минут утра поезд из 6 вагонов двинулся в путь. В поезде было 17 пассажиров первого класса, 63 — второго и 112 — третьего класса. Поезд прибыл в Москву в 9 часов утра следующего дня, пробыв в путив 21 час 45 минут. Первое время цена за проезд пассажиров от Петербурга до Москвы составляла: в первом классе 19 рублей, во втором — 13 и в третьем — 7 рублей. За меньшую плату людей возили в товарных поездах, а летом на открытых платформах. Для сравнения: в 1820-х годах стоимость одного билета на дилижанс из Петербурга в Москву составляла 95 рублей, а путь занимал 4-5 суток.

     Первым начальником железной дороги был назначен инженер путей сообщения А.А. Романов, до того работавший на Царскосельской линии.

     А как же граф Клейнмихель? 1 февраля 1842 года, императором был подписан Указ о сооружении железной дороги Петербург-Москва, при этом руководство строительством дороги было возложено на Особый межведомственный комитет. В него входили министры, главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями К.Ф. Толь, генерал-адъютанты А. Х. Бенкендорф и, в числе многих других - собственно П.А. Клейнмихель. При комитете учреждена Строительная комиссия. Линия была разделена на два строительных участка, разграниченных в районе Бологое: Северная дирекция во главе с П. П. Мельниковым и Южная, возглавляемая Н. О. Крафтом. Решением межведомственного комитета, в качестве главного консультанта строительства, из США был приглашён инженер Уистлер, имевший опыт строительства железных дорог. После смерти Уистлера в 1849 году на его место пригласили инженера Брауна. 1 августа 1842 года руководство строительством линии было передано от межведомственного комитета в Главное управление путей сообщения и публичных зданий. Вместо скончавшегося К.Ф. Толя главой управления был назначен П.А. Клейнмихель. По свидетельству современников, его деятельнсть была результативной, но очень жесткой и стоила казне огромных денег, а рабочим - здоровья и жизни; "Клейнмихель — это Аракчеев в более позднем и несколько исправленном издании", что и нашло отражение в поэме Некрасова.


Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова