сегодня4декабря2016
Ptiburdukov.RU

   Безнадежна партия, которая не способна вести за собой "мальчишек".


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

6 февраля 1904 года (112 лет назад) образован «Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования»


Внезапное нападение японского флота на порт-артурскую эскадру вызвало всплеск патриотических настроений на территории всей Российской империи. В первые же дни войны возникло стихийное движение по сбору денежных средств для немедленной помощи флоту. Только в Санкт-Петербурге населением за неделю было сдано четверть миллиона рублей - сумма по тем временам весьма значительная.

Правительство решило поощрить этот почин и одновременно придать ему официальный статус. 6 февраля 1904 года Николай II подписал указ об учреждении «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования», возглавить который поручалось великому князю Александру Михайловичу. Так было положено начало поистине уникальной акции, вошедшей в историю мирового кораблестроения. Еще бы - на добровольно сданные народные деньги удалось построить не один и не два корабля, а целый флот: 19 эсминцев и четыре подводные лодки!

Разработку чертежей «народных крейсеров», или, как их еще называли, «добровольцев» поручили конструкторам германских фирм «Вулкан» и «Шихау» - немцы обещали выполнить заказ в кратчайшие сроки.

По международным нормам того времени, экспортные поставки оружия и военной техники воюющим странам категорически запрещались. Хотя в проектах минные крейсера для конспирации и были названы «паровыми яхтами», их постройка на германских верфях грозила России серьезными дипломатическими осложнениями. Поэтому строительство корпусов решено было поручить отечественным верфям, а всю «начинку» - механизмы, оборудование и даже отдельные отливки и кованые детали - заказать в Германии. Уже в марте 1904 года состоялось заключение первых контрактов. По два корабля проекта «Шихау» должны были построить Сандвикский док в Гельсингфорсе и Путиловская верфь в Санкт-Петербурге, четыре «вулкановских» - рижский завод «Ланге и сын». Предполагалось, что заказ удастся выполнить в рекордные сроки - к 1 января 1905 года (для Путиловской верфи - к 1 марта). Забегая вперед, заметим, что эти планы оказались нереальными, и до Цусимы в казну был принят лишь один «доброволец».

Тем временем сбор средств Особым комитетом шел весьма успешно: за первый год поступило более 13 млн. руб. пожертвований. Кстати, названия строившимся кораблям решили присвоить в честь главных спонсоров. Так, головной минный крейсер Сандвикского дока получил наименование «Эмир Бухарский» - в честь правителя Бухарского ханства Абдулахада, пожертвовавшего самую большую сумму - 1 млн. руб. Треть миллиона рублей была получена от сената Финляндии, и второму из заложенных в Гельсингфорсе кораблей присвоили имя «Финн». Примерно такую же сумму внесли кочевые туркмены Ставропольской губернии - и в русском флоте появился минный крейсер с необычным названием «Туркменец Ставропольский». По этому же принципу подбирали имена и остальным кораблям - «Украйна», «Москвитянин» (устаревшее слово «москвич»), «Казанец» и т.п.

Наряду с крупными пожертвованиями, широким потоком лились благотворительные переводы на незначительные суммы. Особенно активно вносили пожертвования дворяне, служащие морских и военных ведомств, а также крестьяне. Для облегчения доставки этих сумм в обращение были выпущены специальные письма-переводы, которые можно было получить во всех волостных правлениях, войсковых частях, на железнодорожных и почтовых станциях, церквях и во многих государственных учреждениях. На многих квитанциях простых людей числилась сумма всего в один рубль.

Высшим органом Комитета являлось общее собрание его членов, которое решало, какие корабли необходимы для российского флота и кому отдавать заказы на их постройку. Председателем Комитета был назначен контр-адмирал великий князь Александр Михайлович, а заместителем - генерал-адъютант адмирал И.М. Диков. В состав Комитета входили известные в России военные и государственные деятели: адмиралы Н.И. Скрыдлов и А.А. Бирилев, свиты его величества контр-адмирал граф А.Ф. Гейден, генерал по Адмиралтейству в отставке К.К. Ратник и другие. При Комитете была создана техническая комиссия по кораблестроению и выдаче заказов на постройку кораблей. Председателем ее был назначен генерал-майор Корпуса корабельных инженеров флота М.М. Египтеос, а членами комиссии стали генерал-майор по Адмиралтейству в отставке М.Н. Беклемишев, генерал-майоры Корпуса инженер-механиков флота В.П. Ведерников и В.А. Винтер, генерал-майор в отставке П.П. Азбелев и капитан I ранга Н.Ф. Фогель.

После того, как к началу 1906 года было собрано около 17 миллионов рублей, на заседании Комитета постановили сбор прекратить и на эти деньги заказать минные крейсеры водоизмещением от 500 до 615 тонн и несколько подводных лодок. На оставшиеся к 1909 году два миллиона рублей решили закупить за границей несколько аэропланов и создать под Севастополем авиашколу. Для этого в составе Комитета был организован «Отдел воздушного флота». В результате таких дальновидных действий Комитета и активной деятельности его председателя к началу 1-й мировой войны Черноморский и Балтийский флоты имели необходимую авиационную поддержку.

Всего на добровольные пожертвования было построено 18 минных крейсеров (эсминцев), ставших ядром Балтийского флота, а также 2 подводные и 2 полуподводные лодки. В честь геройски погибших у Порт-Артура миноносцев были названы вновь построенные эсминцы «Стерегущий» и «Страшный». Имя павшего в последние дни обороны города генерал-лейтенанта Р.И. Кондратенко нес еще один эсминец.

Последним кораблем, переданным Особым комитетом флоту, стал эсминец «Новик», положивший начало крупной серии эскадренных миноносцев Российского флота. Отчеты о финансовой деятельности Комитета регулярно публиковались в газете «Новое время».

После того, как все собранные средства были израсходованы, деятельность «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования» закончилась.


Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова