сегодня9декабря2016
Ptiburdukov.RU

   Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

13 февраля 1934 года (82 года назад) началась героическая эпопея «челюскинцев»


13 февраля 1934 года в Чукотском море, раздавленный льдами, затонул пароход «Челюскин». Спасение его экипажа стало одной из самых волнующих, героических страниц советской эпохи.

Знаменитый корабль имел одну из самых коротких биографий. «Челюскин» сошел со стапелей датской верфи «Бурмейстер и Вайн» в 1933 году, имел водоизмещение 7500 тонн, мощность двигателей 2400 лошадиных сил, скорость до 12 с половиной узлов. 10 августа 1933 года пароход, провожаемый тысячной толпой, отошел от набережной Мурманска.

На борту его было 111 пассажиров. На капитанском мостике стоял опытный полярник В.И.Воронин. «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну короткую летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Его переход рассматривался как пробный в условиях плавания во льдах. Он должен был стать проверкой проходимости Северного морского пути не только ледоколами, но и транспортными кораблями.

Начальником экспедиции на «Челюскине» стал выдающийся исследователь Арктики Отто Юльевич Шмидт. Корабль благополучно преодолел большую часть пути и был почти у цели, когда произошло непоправимое. В середине февраля 1934 года в эфир ушла радиограмма, которая начиналась словами: «13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов...».


"Челюскин" в торосах. На льду - Отто Юльевич Шмидт.

     Всех участников экспедиции, показывая чудеса героизма, спасли семь отважных авиаторов - Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев, Иван Доронин, Михаил Водопьянов и командир отряда Николай Каманин.

Анатолий Ляпидевский, первым совершивший посадку в "лагерь Шмидта" 5 марта, за один рейс вывез 10 женщин и 2 детей.

Сергей Леваневский прилетел на помощь их Хабаровска в Анадырь, где в исключительно тяжелых условиях, спасая американского летчика Маттерка, доставив его на Аляску.

Василий Молоков - человек непоколебимой воли, без малейшей паники предложивший грузовые парашюты использовать для перевозки людей, как люльки-гамаки, которые были приторочены от одного крыла к другому. В каждый гамак был посажен пассажир. Таким образом Молоков на своем самолете за 10 рейсов перевез 39 человек.

Николай Каманин, налетавший в лагерь Шмидта 142 часа, из них 32 часа ночью, снял со льдины 33 человека.

При сорокаградусном морозе героические полеты совершал Маврикий Слепнев, который вывез с льдины 6 человек.

Последних челюскинцев вывозили: Михаил Водопьянов - 7 человек, Иван Доронин - 15 человек, а затем еще шестерых, среди которых были начальник экспедиции О.Ю. Шмидт и его заместитель Бобров.

Государство высоко оценило подвиг летчиков, изумивший мир. Все семеро получили только что утвержденное звание Героя Советского Союза.


Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова