сегодня6декабря2016
Ptiburdukov.RU

   Если человеку мешает жить только ореховая скорлупа, попавшая в ботинок, он может считать себя счастливым.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

25 апреля 1940 года (76 лет назад) изготовлен первый «Москвич»


     С принятием Глававтопром СССР в январе 1939 года решения о перепрофилировании завода КИМ (завода имени Коммунистического Интернационал Молодежи, в дальнейшем - АЗЛК) со сборки на производство малолитражных автомобилей встал вопрос: какой автомобиль взять за основу? Поскольку предприятие уже было знакомо с фордовскими технологиями, выбор пал на модель «Ford Prefect». Шасси и двигатель «Prefect» с незначительными переделками составили основу будущего КИМ-10. Кузов же решили разработать самостоятельно, сделав его более современным. Первый опытный образец изготовили 25 апреля 1940 года. Следом — еще два. Испытания прошли в мае того же года.

     Оборудование для производства малолитражек закупили за океаном, там же фирме «Budd» заказали кузовные штампы и пробную партию из пятисот комплектов панелей. Новую машину собирались выпускать с 1941 года в количестве 2500 машин в месяц.

     Все ждали советский «народный автомобиль». Митингом, состоявшимся в апреле 1940 года, страна отметила пуск первой очереди завода. На первомайской демонстрации три новых машины под аплодисменты прошли по Красной Площади.

     По тогдашним правилам машину были обязаны показать Вождю. Сталин, осмотрев КИМ-10, остался недоволен: он сел рядом с шофером и пригласил конструкторов тоже занимать места в машине, но относительно компактный КИМ-10 имел всего две двери, и пролезть на заднее сиденье, не потревожив седоков на переднем, было невозможно! Шофер приказа встать не получил, а к Сталину с такой просьбой обратиться никто не решился…

     По другой версии Сталин усадил конструкторов машины назад, а сам с Берией занял места спереди и предложил задним пассажирам выйти. Естественно, они этого сделать не могли. После этого Сталин предложил конструкторам переделать двухдверный вариант в четырёхдверный.

     Конструкторы ГАЗа срочно приступили к проектированию нового кузова, имевшего как двухдверную (КИМ-10-50), так и четырехдверную (КИМ-10-52) версии. Кроме них планировалось производить двухдверный фаэтон КИМ-10-51.


КИМ-10-52

     На новые автомобили устанавливали V-образное ветровое стекло, а передняя часть с фарами, плавно переходящими в боковины и капот аллигаторного типа, вполне соответствовала моде тех лет. Указатели поворотов были семафорного типа. Четырехцилиндровый двигатель КИМ-10 имел рабочий объем 1172 куб. см и мощность 30 л. с. Максимальная скорость составляла 90 км/ч.

     В соответствии с планами правительства СССР в 1941 году завод КИМ должен был выйти на проектную мощность — 50 тысяч машин в год. Но помешала Вторая мировая война. Завод КИМ был эвакуирован на Урал. Его производство было переориентировано на военную продукцию.


Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова