Валерий Павлович Чкалов
В.П. Чкалов
|
Выдающийся советский летчик Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года (20 января по старому стилю) в селе Василёво (ныне – город Чкаловск Нижегородской области). Отец Чкалова работал котельщиком в Василевских казенных мастерских, где строились и ремонтировались речные суда. Одно время он держал речной буксир "Русло", сгоревший корпус которого выкупил под вексель у купца Колчина и восстановил своими руками.
После окончания сельской школы и технического училища в г. Череповце в 1918 году В.П. Чкалов работал молотобойцем в Василёвском затоне, кочегаром на землечерпалке и на пароходе.
В Красной Армии Чкалов с осени 1919 года. До 1921 года – слесарь по ремонту и сборке самолётов. В 1923 году окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1923 году – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, в 1924 году – Московскую школу высшего пилотажа и Серпуховскую высшую школу воздушного боя, стрельбы и бомбометания. Служил в строевых частях ВВС. С 1928 года – в запасе.
В 1929-1930 – лётчик-инструктор Ленинградского авиационного клуба Общества друзей Воздушного Флота.
С 1930 года вновь в армии. В 1930-1933 – лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. С января 1933 года – в запасе.
С 1933 – лётчик-испытатель авиазавода № 39 и ОКБ Н.Н. Поликарпова. Поднял в небо и провёл испытания истребителей И-14, И-15 и И-16, составлявших основу истребительной авиации ВВС СССР в конце 1930-х годов.
20-22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 (второй пилот – Г.Ф. Байдуков, штурман – А.В. Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан и Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне – остров Чкалов) протяжённостью 9374 километра.
Звание Героя Советского Союза Валерию Павловичу Чкалову присвоено 24 июля 1936 года за выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм.
18-20 июня 1937 совершил перелет Москва - Северный полюс - Ванкувер (США), преодолев за 63 часа 25 минут более 12 тыс. км. В 1937 избран депутатом Верховного Совета СССР. Имя Чкалова было использовано для широкомасштабной пропагандистской кампании, развернутой с целью показать жителям Запада преимущества советского строя и техники. Чкалова советские газеты назвали "пилотом Сталина".
Есть данные, что И.В. Сталин якобы предложил Чкалову пост наркома внутренних дел, но после того как Чкалов выступил против массовых репрессий, вопрос больше не поднимался.
Погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого вылета на самолёте И-180.
В.П. Чкалов был награждён 2 орденами Ленина (1935, 1936), орденом Красного Знамени (1937), медалью, он был депутатом Верховного Совета СССР с 1937 года.
Имя Героя присвоено городу, в котором он родился, а после гибели Героя его именем был назван город Оренбург (историческое название возвращено в 1957 году). Именем В.П.Чкалова названы населённые пункты, улицы во многих городах, суда, школы, высшее военное авиационное училище лётчиков в Оренбурге, Центральный аэроклуб, авиационные заводы в Ташкенте и Новосибирске, остров на Дальнем Востоке. Есть улица Чкалова в канадском городе Ванкувер. В Нижнем Новгороде и многих других городах установлены памятники Герою.
Несмотря на блистательную официальную биографию советского периода, многочисленные награды, уважение коллег и всенародную любовь, жизнь В.П. Чкалова была вовсе не безоблачной. По свидетельству родственников, Чкалов последние годы жизни спал с револьвером под подушкой. Обстоятельства смерти Чкалова чрезвычайно неоднозначны: он был срочно отозван из отпуска для испытания истребителя, который был не просто не готов к летным испытаниям, но многие изменения в его конструкции могли бы быть классифицированы, как диверсия. На этот испытательный вылет не было получено разрешение от главного конструктора самолета Поликарпова. Двигатель, изготовленный в Запорожье и оснащенный двумя бензиновыми помпами, был переделан: одна помпа была удалена. На самолет не были установлены жалюзи, предотвращающие переохлаждение двигателя. Шасси самолета, убирающиеся в полете, были намертво законтрены и в том роковом полете убираться не могли. Совокупность нарушений привела к тому, что двигатель переохладился и заглох при заходе на посадку, а неубирающиеся шасси создали дополнительное сопротивление, которое не позволило самолету дотянуть до аэродрома всего несколько сотен метров.
По итогам расследования гибели В.П. Чкалова были репрессированы около шестидесяти человек, причастных к подготовке полета, в том числе директор завода Усачев.
После гибели Чкалова выяснилось, что неизвестный человек накануне рокового полета принес ему домой пачку патронов, которая досталась родственнику его жены, и, когда тот пошел на охоту и попытался использовать их, все они стали давать осечки, а через 4-5 секунд самопроизвольно стрелять. Секрет прост - в патронах были установлены замедлители. Чкалов стреляет - осечка, переламывает ружье, и в этот момент патрон стреляет дробью вперед, а гильзой назад, нанося смертельную рану Чкалову. Чкалов должен был погибнуть во время охоты от обратного выстрела из своего же собственного ружья.
Кому нужна была смерть героя? Непонятно. Как, впрочем, неясно, почему именно на следующий день ведущий инженер по проекту И-180 Лазарев был сброшен с электрички и погиб, а арестованный начальник главка авиапромышленности Беляйкин, отсидев 5 лет, вышел на свободу и на следующий день был убит. А во время массовых арестов в Авиапроме был арестован некий заведующий отделом В. Чкалов, который потом был расстрелян. И кто знает, быть может, любимец всего мира, герой мальчишек тех лет никогда не садился в не подготовленный к испытанию И-180, а его просто-напросто застрелили на аэродроме вместе с его механиком, сфабриковав дело о гибели?..
Советский Авиатор |