сегодня8декабря2019
Ptiburdukov.RU

   Бог не может изменить прошлое, но историки могут. И, должно быть, как раз потому, что иногда они оказывают эту услугу, Бог терпит их существование.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника


Биографический справочник


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


семейство Файдыши-Крандиевские

Повесть о Файдышах-Крандиевских

Давным-давно, более ста лет тому назад совсем еще юный учащийся московского реального училища Петр Файдыш, шутя, играючи начертал на клочке бумаги дружеский шарж на соученика или соученицу. Рисунок всем понравился: «Давай еще!..» Так это было или иначе, в любом случае рука его неотвратимо потянулась к карандашу. И мог ли он предположить, что сделанный им первый легкий штрих на бумаге не только ознаменует творческую его судьбу, но и отзовется художническим талантом в последующих поколениях.

Творческий тандем

Судьба Петра Файдыша сложится счастливо и трагически. По окончании реального училища поступит он, преодолев жесточайший конкурс, в Училище живописи, ваяния и зодчества (1909 г.) - на архитектурное отделение. Это было весьма престижное художественное учебное заведение. Счастье ведь! Но скоропостижно умрет отец - в 51 год. Семья (семеро детей) фактически останется без средств существования. Благо, Савва Морозов, известный российский фабрикант, всячески будет поддерживать вдову в знак уважения к покойному ее мужу Петру Степановичу, служившим у него управляющим.

В Училище живописи ваяния и зодчества Петр Файдыш встретит свою любовь: Надю Крандиев-скую, девушку из литературной семьи (мама - писательница, отец - издатель). Надя тоже его полюбит, будучи, как сама говорила, буквально ослепленной своим избранником: мужественное лицо, золотистые волосы, голубые глаза. Но так выйдет, что на два года ей придется оставить Москву: дальний богатый родственник предпо-житей обучение в Париже у знаменитого скульптора Бурделя. У Бурделя в то время занималась Вера Мухина. Обе потом наряду с Анной Голубкиной, Беатрисой Сандомирской и Екатериной Белашовой составят звездную плеяду русских женщин-скульпторов...

Надежда Крандиевская

Н.В. Крандиевская

Поженятся Петр Файдыш и Надежда Крандиевская уже во время Первой мировой войны. На фронт Петр уйдет добровольцем. Будет тяжело ранен. Лазарет, госпиталь и... Георгиевский крест. И любимая жена.

Послереволюционные годы... В новую жизнь входить было трудно. Петр давал частные уроки, сотрудничал с журналами, поставляя им карикатуры на советских чиновников-бюрократов (вот где в полной мере проявился его карандаш шаржиста), создавал костюмы к спектаклям Художественного театра.

Редкими заказами перебивалась и Надежда. Из не заказных ее работ особо выделяется мраморный (повторенный затем в бронзе и керамике) скульптурный портрет Марины Цветаевой, с которой Надежда была дружна. Родились дети: Андрей (1920 г.) и Наталья (1923 г.).

Жили на Арбате, в Хлебном переулке. Москва в те годы переживала острейший жилищный кризис из-за нахлынувшего в нее люда.

П.П. Файдыш

П. П. Файдыш. 1914 г.

Квартиры стали уплотнять, превращая их в коммуналки. Постигла эта участь и квартиру Файдышей. Сразу несколько комнат пришлось освободить. Теснота - ладно, для работы места не осталось.

И тут прослышали они про поселок Сокол, что на окраине Москвы. Поехали, посмотрели. Конечно, искреннее порадовались творчеству зодчих: что ни коттедж, то уникум. Но тут уж было не до коттеджа. Довольствоваться пришлось одноэтажным домиком, где некогда размещалась поселковая контора, а теперь проживал сторож с семьей. Предложили ему поменяться на московское жилье. Он с радостью согласился. Еще бы! Вода, газ, центральное отопление.

Так Файдыши оказались в поселке Сокол - Петр Петрович, Надежда Васильевна, их дети, бабушка Анастасия Романовна. И тут же приступили к строительству мастерской. А уже пошли заказы. У Надежды Васильевны это были в основном скульптурные портреты революционных деятелей, героев Гражданской войны: Буденного, Фурманова, Чапаева, Демьяна Бедного...

Петра Петровича задействовали в проектировании Библиотеки имени В.И. Ленина. Участвовала в этом проекте и Надежда Васильевна. Несколько скульптур на крыше здания - ее работа.

Жизнь налаживалась. Радовало и то, что дети, Андрей и Наталья, потянулись к искусству, пробуя себя в разных жанрах. И тут - война.

Война страшна сама по себе, но и новый удар: арест Петра Петровича. 58-я статья - антисоветская пропаганда. Дескать, немецкий шпион. Припомнили и то, что был в плену в годы Первой мировой войны. Ну и что из того? Тогда многие прошли через германский плен. Но донос есть донос. Петра Петровича увезли. Больше семья его не видела. В 1943 году он умер в лагере. Где похоронен, неизвестно. Реабилитирован посмертно, как это обычно бывало...

Взлет

Дети не обманули ожиданий родителей: Андрей стал известным скульптором, Наталья - живописцем. Оба окончили Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова.

Творчество Андрея Петровича - ошеломляющий взлет, под стать космическому, неспроста поэтому такой близкой для него станет тема космоса. Но это потом. А пока в бригаде скульпторов под руководством Н. В. Томского он участвует в создании фигур для московских высоток, станций метрополитена, разрабатывает барельефы на историко-революционную тему. Потом были - памятник героям гражданской войны В Хабаровске, памятник брянским партизанам. В 30 лет он стал лауреатом Сталинской премии.

Но увлекла космическая тема. Он создает памятник К.Э. Циолковскому в Калуге, бюсты С.П. Королеву, космонавтам П.И. Беляеву, А.Л. Леонову, В.М. Комарову. Апофеозом же его творчества станет монумент «Покорителям космоса» у станции метро «ВДНХ», за что он будет удостоен Государственной премии СССР.

А.П. Файдыш за работой

А.П. Файдыш за работой

Работал Андрей Петрович много, не щадя себя. И сердце не выдержало: в 1967 году он умер. В 47 лет...

Всю себя посвятила искусству и его сестра Наталья Петровна: портреты, пейзажи, натюрморты. Картины ее можно увидеть в Музее Москвы, в Центральном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки, в художественных музеях Симферополя, Владивостока. Немало картин хранится в частных коллекциях в России и за рубежом.

Жена Андрея Петровича Лидия Ильинична Ольшанецкая была живописцем и театральным художником. Ее пейзажная лирика буквально очаровывала всех. Навсегда увековечила она и уголки Сокола.

Марина и Татьяна

В доме, где царит дух творчества - разговоры о рисунке, причудах акварели, игре цвета, волнующие запахи краски, глины, зовущая белизна холста, где всегда пример старших, - невольно потянешься к карандашу, кисти. Да, дочери Андрея Петровича и Лидии Ильиничны - Марина и Татьяна - стали художниками. Это уже внучки Петра Петровича Файдыша и Надежды Васильевны Крандиевской.

- Бабушка была очень красива, - рассказывает Марина. - За ней сам Маяковский ухлестывал, который тоже учился в Училище живописи, ваяния и зодчества. Как-то пригласил ее на лыжную прогулку, и она, тогда еще просто Надя, спускаясь со склона, повредила ногу. Маяковский на руках отнес ее домой, чем немало удивил ее родителей...

- А сестра бабушки Наталья Васильевна Крандиевская была замужем за писателем Алексеем Толстым, - добавляет Татьяна. - Это была скоротечная любовь. После женитьбы они уехали в Европу. Там родились сыновья. Вернулись в страну только через двадцать лет, в 34-м. Толстой уже был известным писателем. Кстати, прообразом Телегина в его романе «Хождениям по мукам» стал наш дедушка Петр Петрович, а Катей и Дашей - соответственно наши бабушки Надежда и Наталья Васильевны Крандиевские. Так вот, вернулись Толстые, и вскоре Алексей Николаевич ушел из семьи. Грустная история. А любила его Наталья Васильевна до последних дней своих. Посвящала ему стихи. Для нее вся жизнь стала поистине хождением по мукам...

А.П. Файдыш с женой Л.И. Ольшанецкой и дочерьми Мариной и Татьяной

А.П. Файдыш с женой Л.И. Ольшанецкой и дочерьми Мариной и Татьяной

О себе Марина и Татьяна рассказывают скупо. Да, всецело посвятили себя живописи. Много выставлялись - в стране, за рубежом. Премии, награды, звания (Татьяна - член-корреспондент Российской академии художеств). Картины их приобрели художественные музеи многих городов России и зарубежья, а также частные коллекционеры.

Муж Марины Юрий Мачерет тоже художник (и тоже выпускник Суриковского института). Награжден медалью Академии художеств СССР.

А что же четвертое поколение?

Это - дети Марины и Татьяны: Андрей Мачерет и тройняшки Саша, Кирилл и Мария Саленковы. Как сами они говорят, сколько себя помнят - всегда рисовали. И неудивительно. Рядом за мольбертом - родители; в доме - беседы о великих художниках, о стилях и направлениях в живописи. Совместное посещение выставок. И, конечно же, рассказы о прадедушке и прабабушке - Петре Петровиче Файдыше и Надежде Васильевне Крандиевской, о стремительном и ярком, словно полет кометы, творческом пути их дедушки Андрея Петровича...

Мир художничества, мир искусства - это их мир. Саша окончил Московский художественный институт имени В.И. Сурикова - факультет теории и истории искусства, потом - магистратуру Высшей школы экономики. Культуролог.

Кирилл тоже шел по нарастающей: колледж художественных ремесел, ГИТИС. Специальность - художник по сценическому костюму.

Долго искала себя Маша. В детстве, стройная, гибкая, легкая, она мечтала о художественной гимнастике. Но родители рассудили иначе: уж лучше - балет. Данные-то есть. Так оказалась она в Академии хореографии при Большом театре. Успешно окончила ее (а это восемь долгих лет) и устроилась в Кремлевский балет. Но спустя какое-то время оставила сцену. Как сама говорит, кровь позвала: поступила на факультет графического дизайна Московского университета технологии управления.

Но что поделать? Жгуче заскучала по балету. Оставила вуз и стала преподавать балет в частных студиях. Год прошел, и с грустью констатировала: нет, не то. А уж когда брала в руки карандаш, бумагу, сердце трепетало от радости. И восстановилась на тот же факультет - графического дизайна. Теперь твердо уверена: будет дизайнером. Как ее двоюродный брат Андрей Мачерет. Правда, с выбором профессии он сразу определился, еще в Колледже архитектуры и строительства и затем - в Университете машиностроения. Теперь - автомобильный дизайнер. Специальность, прямо скажем, редкая. Но востребована ли? «Востребована, - считает Андрей. - Российский автопром развивается и еще покажет себя...»

Таковы они, юные продолжатели истории Файдышей-Крандиевских. И пусть напрямую не пошли по их стопам, но переняли у них главное: любовь к изобразительному искусству, к искусству в целом.

Николай Соляник, газета посёлка Сокол города Москвы, № 28, май 2018 г., с.3

Биографический указатель

Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова