сегодня25мая2017
Ptiburdukov.RU

   Инженер - человек, способный взять теорию и приделать к ней колеса.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

21 июня 1911 года (106 лет назад) создан «народный эсминец»


Ровно 100 лет назад, 21 июня 1911 года, с верфи Путиловского завода был спущен на воду эскадренный миноносец «Новик». Сегодня об этом событии стоило бы упомянуть разве что на страницах специальных военно-морских изданий, если бы не один необычный момент: новейший паротурбинный эсминец был построен на добровольные пожертвования, собранные населением России в период русско-японской войны.

Еще 6 февраля 1904 года был высочайше учрежден «Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования», которому к 1906 году удалось собрать около 17 миллионов рублей. Этих денег хватило на постройку целой океанской флотилии.

«Особый комитет» провел конкурс проектов, победителем в котором стала разработка судостроительной технической конторы Путиловского завода. Она выгодно отличалась от других крайне низким удельным расходом топлива за счет применения нефтяного отопления котлов и высокой экономичностью, а также компактностью силового агрегата — паровой турбины, и прогрессивным использованием в конструкции корабля продольного набора и стали повышенной прочности. Все это позволило при умеренном водоизмещении и высокой скорости оснастить корабль мощным артиллерийским и торпедным вооружением и весьма совершенной по тому времени радиостанцией, обеспечивающей связь на дистанции до 300 миль.

Торжественная закладка корпуса нового эсминца состоялась 19 июля 1910 года на Путиловской верфи, а 21 июня 1911 года корабль благополучно спустили на воду. Начался монтаж механизмов и вооружение корабля. Швартовые испытания начались 25 апреля 1912 года, на полтора месяца ранее контрактного срока. Паровые котлы и турбины были заказаны немецкой фирме «Вулкан».

Создание нового эсминца, получившего имя «Новик», протекало не слишком гладко, что, в общем-то, неудивительно: слишком много в его конструкции было принципиальных нововведений. Первые испытания, состоявшиеся в мае - июне 1912 года, оказались не вполне удачными: контрактной скорости достичь не удалось. Виной тому были неоптимальный шаг гребных винтов, недостаточная паропроизводительность котлов и строительная перегрузка, увеличившая осадку на 30 см. Впрочем, последний факт Путиловской верфи тогда ловко удалось скрыть, тем самым избежав штрафов. Таким образом, «крайним» в этой истории оказалась фирма «Вулкан», и ей пришлось смириться с необходимостью замены котлов за свой счет.

Повторные испытания эсминца состоялись в августе 1913 года, и их результаты превзошли все ожидания. После монтажа новых котлов на верфи в германском городе Штеттине «Новик» развил невиданную скорость - 37,3 узла, установив тем самым мировой рекорд. На шестичасовом пробеге он показал ход в 36,3 узла при мощности 41910 л.с. Правда, достижению этих результатов способствовало то, что корабль был значительно облегчен, в частности, на нем отсутствовало вооружение. Артиллерию и торпедные аппараты «Новик» получил в сентябре 1913 года - после его прибытия из Штеттина в Кронштадт.

Эсминец «Новик»

Это был совершенно необычный корабль: эсминец, ставший родоначальником оригинальной концепции развития кораблей такого типа. Конструкторы не только позаимствовали все лучшее, что было у английских и германских эскадренных миноносцев, но и пошли дальше — к универсальному торпедно-артиллерийскому кораблю водоизмещением до 1500 т, с максимально возможным количеством торпедных труб и скорострельных 102-мм орудий, а также с устройством для постановки мин заграждения.

По артиллерийскому вооружению «Новик» примерно вдвое превосходил самые крупные эсминцы той эпохи. Однако его огневая мощь определялась не количеством пушек, а рациональной организацией стрельбы. Дело в том, что четыре полуавтоматических орудия «Новика» имели центральную наводку артиллерии. К тому же они существенно превосходили английские 102-мм пушки и по начальной скорости, и по массе снаряда, и по дальности стрельбы.

Столь же грозным было и торпедное вооружение русского эсминца: его восьмиторпедный бортовой залп оказался мощнее, чем у двух новейших зарубежных миноносцев. Возможность вести залповую торпедную стрельбу делала “Новик” единственным в своем роде кораблем. Столь высокая концентрация этого вооружения потребовала и особого оборудования — приборов центрального управления стрельбы торпедами.

Следует добавить, что «Новик» имел приспособления для постановки мин заграждения. Для этого на верхней палубе в кормовой части корабля проложили минные рельсы, к которым талрепами крепились мины. При постановке заграждений мины подкатывались к корме и сбрасывались в воду.

Ну и, разумеется, наиболее яркое отличие «Новика» от других кораблей состояло в его скорости — долгое время русский эсминец был самым быстрым кораблем мира. И первенство за “Новиком” (37,3 узла – это 69 км./час, скорость, более соответствующая спортивным автомобилям того времени, чем боевым кораблям) оставалось вплоть до 1917 года.

Таким образом, эсминец благодаря широкому универсализму и огромной боевой мощи стал грозным противником для надводных кораблей всех классов и типов. Подобные “Новику” боевые единицы появились в иностранных флотах лишь во время первой мировой войны.

Бой, проведенный «Новиком» 17 августа 1915 года, стал одной из самых ярких страниц в истории российского флота в годы Первой мировой войны. На рассвете два их лучших немецких эсминца - новейшие V-99 и V-100, - возвращаясь из Рижского залива, обнаружили одинокий корабль с характерным четырехтрубным силуэтом. «Новик»! - опознали его кайзеровские моряки и немедленно пошли на сближение, рассчитывая реализовать свое численное превосходство.

Увы, дальнейший ход событий стал для них неприятным сюрпризом. С «Новика» также заметили противника; когда дистанция между кораблями сократилась до 47 кабельтовых [около 8700 метров], началась артиллерийская дуэль. И вот тут-то немцам пришлось испытать на себе разрушительное действие русских 102-мм пушек, когда огонь из них ведут опытные комендоры. «Третьим залпом мы накрыли первый миноносец и сбили ему трубу; на его палубе возник пожар, - так вспоминал участник боя минный офицер «Новика» Г.К.Граф. - Он весь окутался клубами пара и дыма, и на корме у него было видно яркое пламя. Стрельба его сразу ослабела и потеряла меткость»...

За 17 минут боя немецкие корабли получили 11 попаданий, нанесших им большой урон. Они не выдержали и попытались скрыться бегством. Эсминец V-100 поставил дымовую завесу, прикрывая себя и своего сильно поврежденного товарища. Но было поздно. Потерявший управление V-99 сошел с фарватера и выкатился на минное поле. Один за другим прогрохотали два мощных взрыва - и новейший корабль Хохзеефлотте исчез под водой.

Таким образом, несмотря на перевес противника в силе, русский эсминец вышел победителем и при этом сам практически не пострадал: лишь два матроса из его экипажа были легко ранены осколками от разорвавшихся в воде снарядов. Так «Новик», часто именуемый лучшим в своем классе, подтвердил свою репутацию отличного корабля. Причем лучшим как в отношении его вооружения и тактико-технических элементов, так и по уровню подготовки экипажа.

В апреле 1921 года «Новик» вошел в состав Морских сил Балтийского моря, а 13 июля 1926 года получил новое имя – «Яков Свердлов».

В январе 1935 года корабль вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота. 23 апреля 1940 года эсминец был выведен из боевого состава флота, передан в отряд учебных кораблей и переклассифицирован в учебный эсминец.

С началом Великой Отечественной войны «Новик» вновь встал в строй: 23 июня 1941 года он был возвращен в боевой состав флота. В годы войны участвовал в обороне Палдиски и Таллина, нес конвойную службу.

28 августа 1941 года первый в России паротурбинный эскадренный миноносец, построенный на благотворительные пожертвования русских крестьян, дворян и военных, погиб у острова Мохни в Финском заливе от подрыва на немецкой мине заграждения при переходе флота из Таллина в Кронштадт.

Использованы материалы статьи С. Балакина «Знаменитые «Новики»,
журнал «Моделист-конструктор», № 6 - 2000 г., с.38-40


Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова