сегодня18ноября2019
Ptiburdukov.RU

   Генетика ставит себе задачей изучение происхождения явлений, история - изучение их развития. Генетика предшествует истории, она прокладывает путь для истории.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

17 августа 1977 года (42 года назад) советский ледокол «Арктика» достиг Северного полюса


Атомный ледокол "Арктика" являлся головным кораблём серии проекта 10520. Проект стал вторым проектом атомного ледокола: первым стал советский атомоход "Ленин". Проект создавался для освоения арктических морей, эксплуатантом атомного ледокольного флота стало Мурманское морское пароходство.

«Арктика» в Карском море

«Арктика» в Карском море

Ледокол был заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде. По техническим показателям он являлся крупнейшим ледоколом своего времени: его длина составляла - 148 м., ширина - 30 м., высота борта - более 17 м., осадка - 11 м. Водоизмещение ледокола составляло 23 тыс. тонн. Мощность турбин ледокола равнялась 75 тыс. лошадиных сил. «Арктика» могла с легкостью проламывать лёд толщиной пять метров и развивать скорость до 18 узлов в чистой воде. Корпус ледокола был изготовлен из прочной легированной стали, а по бокам усилен специальным ледовым поясом.

Судно имело четыре палубы, две платформы, бак и пятиярусную надстройку-площадку для посадки разведывательного вертолёта. Спуск на воду произведен 26 декабря 1972 года. Окончание ходовых испытаний - 17 декабря 1974 года. Приём в эксплуатацию и подъём государственного флага на ледоколе - 25 апреля 1975 года. В 1975 - 1977 годах ледокол выполнил ряд рейсов по маршруту Северного морского пути.

В 1977 году советский атомный ледокол "Арктика" впервые в истории мореплавания достиг географической точки Северного полюса в надводном плавании. В экспедиции принимало участие более 207 человек (из них – 150 моряков и 57 ученых).

В задачи учёных входило не только достижение Северного полюса и проведение комплекса исследований и наблюдений. Важно было проверить возможности нового ледокола, спущенного на воду за пять лет до начала экспедиции, его устойчивость к постоянным столкновениям со льдами.

Капитаном судна был Юрий Сергеевич Кучиев (ранее командовавший атомным ледоколом «Ленин»), который за подготовку и осуществление экспериментального рейса в район полюса был удостоен звания Героя Социалистического труда, весь экипаж был награжден орденами и медалями, а само судно получило почетный Орден Октябрьской революции.

Юрий Кучиев (1919 - 2005)

Юрий Кучиев (1919 - 2005).
После похорон, по завещанию Юрия Сергеевича, был кремирован; его прах и прах умершей в 1999 году жены торжественно преданы морю в районе Северного полюса командой атомного ледокола «Ямал» 19 августа 2006 года

9 августа 1977 года "Арктика" вышла из Мурманского порта. Ледокол следовал через Карское море в море Лаптевых, пройдя проливом Вилькицкого. Достигнув 130 меридиана, экспедиция повернула на север и придерживалась этого направления вплоть до достижения Северного полюса. Фактически судно следовало по пологой дуге между 125 и 130 градусами восточной долготы.

«С отдельными скоплениями многолетнего льда мы встречались во время плавания на «Ленине» и на «Арктике» до этого похода, но ледяные поля толщиной в несколько метров — такие нам преодолевать не приходилось…» — вспоминал капитан судна Ю.С. Кучиев

С 14 августа ледокол вошёл во многолетние льды, началось преодоление ледяного покрова. 16 августа 1977 года при прохождении участка в районе 88-89-й широт при ухудшении видимости ледокол встретил поле тяжёлого пакового льда, который оторвался от канадского массива. При преодолении этой перемычки тяжёлого льда два раза произошло заклинивание ледокола. Из-за сложности задачи, поставленной организаторами экспедиции, был предпринят ряд мер безопасности: на борт судна был принят аварийный запас продовольствия, рассчитанный на восемь месяцев, а также судно было укомплектовано материалами для строительства ледового аэродрома.

Главное событие произошло 17 августа, когда в 4 часа утра участники экспедиции Фидус Асхадуллин - старший мастер атомной паропроизводительной установки и Алексей Шпринг – мастер-ремонтник - спустилась на лед и установила 10-метровый стальной стержень для советского флага, который был поднят в 9 часов 40 минут. Юрий Кучиев прикрепил к флагштоку древко от флага экспедиции Георгия Седова. Этим была подчеркнута преемственность освоения Арктики начатая царской Россией и продолженная ее следующей, более продвинутой ипостасью - СССР. Экспедиция Седова не смогла дойти до Северного полюса, пройдя порядка 100 километров из нескольких тысяч.

«Арктика» на полюсе

На дно океана в точке Северного полюса на глубину около 4 тыс. метров была опущена металлическая доска с изображением Государственного герба СССР и надписью: «СССР. 60 лет Октября, а/л «Арктика», широта 90°–N, 1977 г.».

Длительный период экипаж не был осведомлен о точном маршруте следования. Чтобы не обнаружить местонахождение судна, радиооператорам запретили выходить в эфир с какой-либо информацией. Лишь после того, как команда добралась до пролива, соединяющего море Лаптевых и Карское море, им сообщили о конечной цели.

За время похода «Арктика» прошла более 3800 морских миль, в том числе 1200 миль с преодолением многолетнего снега (международная морская миля (International Nautical Mile) равна ровно 1852 метрам). На «вершине мира» ледокол пробыл 15 часов. За это время научные сотрудники экспедиции провели запланированные исследования и наблюдения. Стоянка позволила водолазам проверить состояние винтов ледокола, после положительного заключения ледокол был готов отправится в обратный путь.

Последним мероприятием перед уходом с Северного полюса стало оставление в этом месте специального памятного знака. В его состав входили: памятная металлическая плита, на которой был выгравирован Государственный герб СССР и капсула с проектом конституции СССР и текстом гимна, а также и сувенирный штемпель похода. Точная копия капсулы находится в фондах Музея Арктики и Антарктики.

Обратный маршрут был проложен по прямой в сторону Мурманска. Так же, как и дорога к полюсу, путь от полюса был проложен по дуге в обход Земли Франца-Иосифа между 55 и 40 градусами восточной долготы.

В этой части маршрута исследовалась возможность работы ледоколов в высоких широтах. Интерес к этому вопросу объяснялся тем, что существует возможность высокоширотной ледовой проводки: высокоширотный маршрут между Мурманском и Беринговым проливом примерно на треть короче длины трассы Северного морского пути.

Из-за возросшей сложности льдов повысились требования к метеорологам, группа ААНИИ продолжала активно выполнять работы, связанные с прокладкой курса судна.

Результатом экспедиции стало географическое обоснование возможности проведения навигации по территории Северного Ледовитого океана по самым кратчайшим маршрутам, разработанным мореплавателями. Во время путешествия ученые собрали сведения, положенные в основу методик увеличения прочности корпусов судов, исследовали характер работы винтового механизма в условиях пакового льда. Помимо этого, на деле были проверены приборы, в теории определяющие толщину ледяного покрова, опробована система спутниковой навигации в условиях высоких широт. Эта система была ещё практически несовершенна, для определения местоположения судну было необходимо останавливаться на несколько часов. Кроме этого были предложены новые способы проводки караванов.

Достижение имело не только государственное, но и мировое значение, потому давно празднуется полярниками из многих стран.

Целый год (с 1999 по 2000) ледокол работал без периодических заходов в плановые порты, установив таким образом своеобразный рекорд.

В 2008 году у "Арктики" истекла лицензия деятельности, продлить которую не удалось по техническим причинам.

В 2011 году судно списали из реестра Регистровой книги и сохранили как памятник.

Почтовый блок, посвященный походу Арктики

Почтовый блок, посвященный походу Арктики. Старший техник Рафик Булатов из куска резины изготовил сувенирный «почтовый» штемпель с надписью: «Северный полюс. Атомный ледокол „Арктика“ 17 августа 1977 г.». Этим штемпелем были проштампованы конверты, открытки и фотографии. Штемпель был поставлен примерно на 100—120 конвертах и открытках.


Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова