сегодня25мая2017
Ptiburdukov.RU

   Если ты рождён без крыльев, не мешай им расти.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

13 июня 1912 года (105 лет назад) открылся ГМИИ им. Пушкина


     13 июня (31 мая по ст. стилю) 1912 года в Москве состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств имени Александра III, переименованного впоследствии в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

     Музей изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина) в Москве – самое грандиозное начинание в области искусства, культуры и просвещения, которое было почти полностью осуществлено на средства виднейших предпринимателей, меценатов, деловой и научной элиты России конца XIX-начала XX века.

     Проекты создания музейного учебно-просветительского центра на протяжении всего XIX столетия излагались в печати княгиней Зинаидой Александровной Волконской и Степаном Петровичем Шевыревым (1831), профессором Карлом Карловичем Гёрцем (1858), директором Московского Публичного и Румянцевского музеев Николаем Васильевичем Исаковым (1864). О необходимости Москве такого музея неоднократно с 1893 года писал профессор кафедры теории и истории искусства Московского университета, доктор римской словесности и историк искусства Иван Владимирович Цветаев (1847–1913).

И.В.Цветаев

     Иван Владимирович родился 16 мая 1847 года в бедной, многодетной семье сельского священника, который имел приход в селе Дроздово Владимирской губернии. Шесть лет он учился в Шуйском духовном училище, после чего еще шесть лет во Владимирской семинарии. Затем поступил в Петербургский университет на классическое отделение историко-филологического факультета, который закончил в 1870 году. Получив степень кандидата наук, с 1871 года Цветаев начал преподавать греческий язык в одной из петербургских гимназий. В 1872 году он стал доцентом Императорского Варшавского университета, где защитил магистерскую диссертацию. Спустя два года Цветаев отправился в зарубежную командировку в Италию для изучения древних италийских языков и письменности. В 1876 году Цветаев был зачислен доцентом Киевского университета св. Владимира, но уже через год был приглашен в Московский университет для преподавания латинского языка на кафедре римской словесности, получил должность профессора.

     С 1881 года Цветаев работал в Московских Румянцевском и Публичном музеях (с 1900 по 1910 год был директором Румянцевского музея). В 1888 году он стал почётным членом Болонского университета, перешёл работать на кафедру истории и теории искусств Московского университета. Некоторое время плотно сотрудничал с журналом «Филологическое обозрение».

История создания музея

     На первом съезде русских художников и любителей художеств, созванном по случаю дарения Москве картинной галереи братьев Третьяковых (1894 год), профессор И.В. Цветаев произнёс яркую речь, в которой призвал к созданию нового музея изящных искусств в Москве.

     Первоначальная сумма на строительство здания Музея была внесена из средств московской благотворительницы, купеческой вдовы, В.А. Алексеевой. В качестве единственного условия получения денег меценатка оговорила присвоение будущему музею имени императора Александра III.

     В конце 1896 года, по инициативе И.В. Цветаева, в столичной печати были опубликованы условия Конкурса на составление проекта здания Музея. Объявлялось, что Петербургская Академия художеств, по просьбе Правления Московского университета, проводит Конкурс на составление проекта здания для Музея изящных искусств при Московском университете.

     Конкурс привлек 19 архитекторов из разных городов России. Рассмотрено было 15 проектов, 7 из них удостоены наград. Правлением университета был избран в качестве строителя один из награжденных конкурсантов, сравнительно молодой, но известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858–1924). Им и был выработан окончательный проект, отвечавший требованиям Правления и Комитета по устройству Музея. Согласно проекту Клейна, здание музея представляло собой античный храм, располагающийся на высоком подиуме и украшенный ионической колоннадой по фасаду. Внутреннему убранству характерен синтез элементов различных исторических эпох. В сооружении здания участвовали инженеры Иван Иванович Рерберг (наблюдение за строительством и отчетность) и Владимир Григорьевич Шухов (проектирование перекрытий кровли).


Строительство Музея.
Установка колонн центрального портика.
Май 1905 г.

     Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Стеклянная кровля обеспечивала достаточное количество дневного света в залах второго этажа и двух двориках-атриумах. Электрического освещения в экспозиционных залах не планировалось. Считалось, что осматривать скульптурный Музей лучше всего при естественном освещении, и открыт он будет лишь в светлое время суток.

     Цветаев, который сам составлял условия Конкурса для архитекторов, придавал огромное значение внешнему облику Музея. Он рассматривал его не только в градостроительном смысле, в качестве здания, имеющего общественно-культурное назначение, но и как учебный объект по истории архитектуры. Желая избежать распространенного в то время в архитектурной практике эклектического соединения стилей, Цветаев, составляя условия для участников архитектурного конкурса, особенно подчеркнул, что проект должен быть выполнен или в формах античной архитектуры, или в стиле эпохи Возрождения. В убранстве интерьеров должны были применяться элементы разных исторических эпох сообразно представленным экспонатам. Стремясь к научной точности и в деталях, Цветаев постоянно обеспечивал архитектора новейшей специальной литературой по наиболее характерным, образцовым для своих эпох архитектурным памятникам, которые предполагалось использовать в качестве ориентиров или прообразов при проектировании фасада и интерьеров. Так, например, главный фасад Музея украшает колоннада, в увеличенном масштабе воспроизводящая пропорции колоннады восточного портика Эрехтейона, храма, находящегося на афинском Акрополе (построен в 421—406 гг. до н.э.). Рисунок капителей этих колонн в точности повторяет древний образец.

     В 1898 году для организации Музея при Московском университете начал функционировать Комитет по устройству Музея изящных искусств имени Александра III. Он задумывался как добровольное сообщество лиц, желающих активно участвовать в систематическом распространении научных знаний в области изящных искусств среди широких кругов русского общества. Комитет объединял руководство университета (Правление в полном составе), профессоров историко-филологического факультета и высших представителей властей с частными лицами, приносившими средства на организацию Музея, дарившими экспонаты или оказывавшими другие важные услуги. Участие в его работе для всех членов, кроме архитектора и его помощника, было безвозмездным.

     Назначение Комитета состояло в содействии университету в сооружении здания Музея и в комплектовании его художественными и научными коллекциями, а также в изыскании денежных средств для дальнейшего существования Музея. Полученные суммы передавались Правлению университета, которое утверждало их расходование по представлению Комитета. Комитет учреждался на период сооружения Музея изящных искусств, однако фактически просуществовал до февраля 1917 года.

     Председателем Комитета со дня его основания вплоть до своей гибели в феврале 1905 года был великий князь Сергей Александрович (1857–1905), который еще в 1894 году начал оказывать покровительство создаваемому университетскому Музею. По его докладу в июле 1895 года Николай II распорядился приостановить закладку на Колымажном дворе здания Промышленно-технического училища в память 25-летия царствования Александра II, чтобы освободить это место для Музея, а в 1898 году вся территория была безвозмездно передана для строительства. В том же году, благодаря ходатайству великого князя, из государственной казны было выделено на постройку Музея 200 тыс. рублей. Активное участие и заинтересованность великого князя в деле создания Музея во многом предопределили общественный резонанс цветаевского начинания, выдвинув его за рамки внутриуниверситетского и даже внутригородского дела. Создание Музея вскоре приобрело общероссийское значение.


И.В.Цветаев и Ю.С.Нечаев-Мальцов
на ступенях Музея.
1912 г.

     Товарищем (заместителем) председателя Комитета состоял Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834–1913) - крупный промышленник, владелец Гусевского стекольного завода. На его средства был добыт и доставлен с Урала белый морозоустойчивый мрамор для облицовки фасадов Музея и для колоннады, оплачена стоимость гранитного цоколя и внешней лестницы Музея, цветных мраморов для парадной лестницы. Им заказаны два скульптурных фриза для фасада Музея. В 1897 году Нечаев-Мальцов приобрел для Музея первые оригинальные памятники искусства и культуры Древнего Египта. Благодаря ему, Музей получил целый ряд ценных копий со всемирно известных произведений искусства древности. В общей сложности на строительство и комплектование меценатом было потрачено около 2 млн. рублей (две трети всей стоимости Музея). Заметим, что это была большая часть личного состояния Нечаева-Мальцова, которое составляло 2,6 миллионов.

     Секретарем Комитета, а по сути фактическим организатором Музея, являлся Иван Владимирович Цветаев. Сегодня с уверенностью можно сказать, что без деловой инициативы и творческого энтузиазма этого человека, настоящего русского подвижника, Музей изящных искусств мог попросту не успеть открыть свои двери до рокового 1917 года. Профессор Цветаев вырабатывал общую концепцию экспозиции, подбирал экспонаты, ходатайствовал в государственных инстанциях по хозяйственным и финансовым вопросам, связанным со строительством, привлекал к дорогому для него делу известных учёных-археологов, художников, искусствоведов, московских предпринимателей и меценатов. Он вкладывал в создание Музея не только собственные деньги и время, но весь, без остатка, отдавался этой, по сути, благотворительной работе.

     Дочери И.В.Цветаева, Марина и Анастасия, впоследствии вспоминали, что для них в детстве Музей (обязательно с большой буквы, как имя собственное) представлялся в виде некоего чудовищного монстра, которому служит их отец. Служит, как рыцарь, без страха и упрёка, в ущерб себе, в ущерб личным и семейным интересам…

Коллекция музея

     Музей создавался на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского университета, включавшего античные вазы, нумизматическую коллекцию, некоторое количество слепков с античной скульптуры и небольшую специальную библиотеку. С приходом к заведованию Кабинетом И.В. Цветаева в 1889 – 1890 годах началось его планомерное развитие, в особенности скульптурного раздела и библиотеки, и превращение его в Музей изящных искусств — учебно-образовательный и публичный, где в гипсовых слепках, макетах и гальванокопиях по единой научной программе должны были быть представлены основные этапы истории искусства с древних времен до Нового времени (по XVI в.). В этом качестве Музей становился первым в России учреждением такого типа.

     С 1881 года скульптурное собрание Кабинета располагалось в двух комнатах бывшего Больничного корпуса университета на Большой Никитской улице. Несмотря на тесноту и ветхость здания с 1894 года этот небольшой учебный музей стал доступен не только для студентов кафедры классической филологии, но и для всех любителей искусства. Однако в 1898 году, в связи со сносом здания, экспозиция была свернута. Слепки, непрерывно поступавшие из-за границы, в упакованном виде хранились в подвалах университета и Румянцевского музея, в складском помещении на территории строительства на Колымажном дворе. В 1904 году их начали перевозить во временные хранилища возводимого здания Музея изящных искусств на Волхонке.

     Слепки и другие копии заказывались Цветаевым в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев они делались впервые. Большую часть экспозиции Музея занимало античное искусство, главным образом ваяние. Коллекция отражала новейшие на тот момент археологические открытия и научные реконструкции скульптурных памятников. Искусство Средних веков, Итальянского и Северного Возрождения, впервые представленное в России, составляло самостоятельные разделы экспозиции. Многие произведения, показанные в Музее в первоклассных слепках и копиях, стали открытием для любителей искусств и художников хотя бы уже потому, что отображали оригиналы в их реальном масштабе.

     В Музее при самом его начале стали формироваться собрания оригинальных произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Уникальная коллекция оригинальных предметов древнеегипетского искусства и культуры (свыше 6 тыс. памятников), собранная русским ученым-востоковедом В.С. Голенищевым, была приобретена у него государством и, благодаря хлопотам Цветаева, передана в Музей в 1909—1911 годах. Это событие выдвинуло университетский музей в число обладателей выдающихся древневосточных коллекций.

     Незадолго до открытия Музея русский дипломат Михаил Сергеевич Щекин пожертвовал собранные им произведения итальянской живописи и предметы декоративного искусства XIII—XV вв. Великая княгиня Елизавета Федоровна и сын славянофила Алексея Степановича Хомякова Дмитрий Алексеевич подарили Музею первые подлинные итальянские скульптуры XVI—XVII вв. Археолог граф Алексей Александрович Бобринский — канделябры, часы и другие образцы французского художественного литья XVIII—XIX вв. Через племянника коллекционера была получена небольшая коллекция графики старых европейских и русских мастеров Сергея Васильевича Пенского.

Участие меценатов и учёных

     Лишь в 1909 году, за три года до открытия, законодательно были утверждены ежегодные штатные суммы для Музея изящных искусств. До этого времени Музей строился и экспонаты заказывались главным образом на денежные средства членов-учредителей Комитета и других жертвователей, общее количество которых первоначально превышало 40 человек.

Варвара Андреевна Алексеева
Варвара Андреевна Алексеева

     Как мы уже упоминали, в 1895 году 150 тысяч рублей на строительство здания пришли из капиталов купеческой вдовы Варвары Андреевны Алексеевой. "Лежа на смертном одре" она велела своим душеприказчикам - Михаилу Степановичу Нагаткину и Константину Алексеевичу Казначееву отдать все свои сбережения на постройку какого-нибудь памятника в честь Александра III, который умер менее месяца до нее. Нагаткин и Казначеев, симпатизировавшие начинанию И.В.Цветаева, отдали деньги Музею. Имя почившего императора принесло немало хлопот. Цветаев не мог переименовать Музей, чем отпугнул многих дарителей и жертвователей, которые отказывались давать деньги на что-либо связанное с Александром III. Но Иван Владимирович мягко и терпеливо отстаивал право Музея именоваться так, из уважения к Варваре Андреевне. Именно с ее взноса он считал начало Музея.

     Затем, самые крупные суммы на строительство здания внёс меценат и промышленник Ю. С. Нечаев-Мальцов.

     На создание экспозиционных залов в разное время вносили средства предприниматель и благотворитель Степан Алексеевич Протопопов (Ассирийский зал), владельцы текстильных фабрик братья Арманд, великие князья Сергей и Павел Александровичи, московская благотворительница Мария Семеновна Скребицкая, писатель и издатель Николай Иванович Пастухов, предприниматель и благотворитель Павел Григорьевич Шелапутин, мануфактурист и собиратель произведений новых русских и французских художников Михаил Абрамович Морозов, Зинаида Николаевна и Феликс Феликсович Юсуповы, предприниматель Иван Андреевич Колесников и его жена Ксения Федоровна, Александра Васильевна Протасова, душеприказчики Елизаветы Ивановны Бенардаки, а также банкир Иван Михайлович Рукавишников (Нижний Новгород) и промышленник Михаил Николаевич Журавлев (Рыбинск). Некоторые оплатили по два зала.

Степан Алексеевич Протопопов
Степан Алексеевич Протопопов

     На экспонаты деньги пожертвовали чаеторговец Константин Семенович Попов, коллекционеры Козьма Терентьевич Солдатёнков и Павел Михайлович Третьяков, Александр Данилович Мейн (тесть И.В.Цветаева), архитектор Федор Осипович Шехтель, князь Александр Алексеевич Щербатов, королева греческая, урожденная великая княжна Ольга Константиновна, основатель Кустарного музея в Москве Сергей Тимофеевич Морозов, гравер и собиратель редких гравюр Николай Семенович Мосолов, земский деятель и литератор Дмитрий Федорович Самарин, банкир Лазарь Соломонович Поляков, вдова и сын знаменитого врача-терапевта Григория Антоновича Захарьина Екатерина Петровна и Сергей Григорьевич, а также его дочь Александра Григорьевна Подгорецкая и другие.

     Создавая Музей, Цветаев пользовался консультациями таких специалистов, как автор книг по древнерусскому, византийскому и итальянскому искусству Дмитрий Власьевич Айналов, историк византийского и древнерусского искусства Никодим Павлович Кондаков, фольклорист и этнограф Всеволод Федорович Миллер; художников Виктора Михайловича Васнецова и Василия Дмитриевича Поленова.

     К оформлению интерьеров здания привлекались художники Павел Васильевич Жуковский, Александр Яковлевич Головин, Игнатий Игнатьевич Нивинский, Клавдий Петрович Степанов.

     Научная программа Музея изящных искусств была в связана с лекционным курсом, читавшимся в Московском университете на кафедре теории и истории искусства. Организовав художественный Музей, Цветаев способствовал тому, что в Московском университете, впервые в России, вспомогательная кафедра истории искусств фактически превратилась в 1909 году в отделение, а сам предмет приобрел значение самостоятельной профилирующей дисциплины.

Открытие Музея

     Музей изящных искусств имени Александра III открылся в торжественной обстановке 31 мая (13 июня) 1912 года. На церемонии присутствовали император Николай II, вдовствующая императрица Мария Федоровна и другие члены императорской фамилии.

     М.Цветаева вспоминала:

     «Белое видение лестницы, владычествующей над всем и всеми. У правого крыла - как страж - в нечеловеческий и даже не в божественный: в героический рост - микеланджеловский Давид. Гости, в ожидании государя, разбредаются по залам… Старики, старики, старики. Ордена, ордена, ордена. Ни лба без рытвин, ни груди без звезды. Мой брат и муж здесь единственно-молодые. Группа молодых великих князей не в счет, ибо это именно группа: мраморный барельеф. Мнится, что сегодня вся старость России притекла сюда на поклон вечной юности Греции. Живой урок истории и философии: вот что время делает с людьми, вот что - с богами. Вот что время делает с человеком, вот что (взгляд на статуи) - с человеком делает искусство. И, последний урок: вот что время делает с человеком, вот что человек делает со временем. Но я об этом, по молодости лет, не думаю, я только чувствую жуть…»

     Марина Ивановна, вне сомнения, осознавала немалое значение открытия Музея в культурной жизни Москвы и культурной жизни России. Но она была Поэтом, и ей тогда было лишь девятнадцать лет. В глазах Цветаевой это событие прошло под знаком завершения дела, которое отняло у неё отца. И отняло именно в те годы, когда он был особенно нужен.

     Символично, что создатель и первый директор Музея изящных искусств профессор И.В. Цветаев скончался уже 12 ноября 1913 года. Словно исполнив своё главное предназначение, он покинул этот мир, оставив человечеству два своих главных «детища»: Музей и Марину…

     «Вот что время делает с человеком, вот что человек делает со временем…»

ГМИИ им. Пушкина

     Весной 1923 года, в связи с общей реорганизацией музейной сети и перераспределением художественных ценностей, Наркомпросом РСФСР было принято решение об устройстве в Москве центрального Музея Старой западной живописи на основе иностранной части картинной галереи ликвидируемого Румянцевского музея. Разместить этот музей решили в здании Музея изящных искусств. Последний утрачивал статус учебного. С ноября 1923 года он был выведен из подчинения университету и стал Государственным музеем изящных искусств.

     В 1924 году, помимо Румянцевского музея, сюда передавались картины из бывших собраний Генриха Атанасовича Брокара, Дмитрия Ивановича Щукина, из Государственного музейного фонда и некоторые картины из музеев Ленинграда. Эти поступления в соединении с хранившейся в Музее коллекцией М.С.Щекина позволили научному коллективу Музея во главе с его директором профессором Николаем Ильичем Романовым создать научную экспозицию картинной галереи и 10 ноября 1924 года открыть первые ее залы.

     До 1930 года продолжался процесс передачи в Музей картин из национализированных московских усадеб, из ликвидированного Музея иконописи и живописи И.С.Остроухова, а также из Исторического музея, Музеев Кремля, Третьяковской галереи — непрофильных для них произведений западноевропейского искусства. Несколько партий картин было получено из Эрмитажа, других ленинградских музеев, Ленинградского музейного фонда. В итоге в Музее сложилось ядро Картинной галереи старых западных мастеров. К древневосточному собранию музея было присоединено свыше 1 тыс. клинописных табличек и около 3 тыс. других древневосточных памятников из бывшего Музея-института классического Востока.

     В 1932 году музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств, а в 1937 году Музею было присвоено имя А.С.Пушкина. Сегодня, в день столетия ГМИИ им. Пушкина, его живописная коллекция включает свыше 400 000 картин, гравюр, рисунков, плакатов, начиная с 14 века и до наших дней.

Использован материал:

ГМИИ им.Пушкина


Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова