28 октября 1908 года (116 лет назад) на киноэкран вышел первый российский фильм
"Понизовая вольница" сцена из фильма
|
28 октября 1908 года (15 октября по старому стилю) состоялась премьера первого отечественного игрового фильма «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), с которого следует вести отсчёт российской профессиональной кинематографии. "Фильму" снял режиссер Владимир Ромашков по сценарию Василия Гончарова в кинокомпании Александра Дранкова - предпринимателя, фотографа и кинопродюсера.
Александр Осипович Дранков
|
Александр Осипович Дранков накануне революции 1905 года был собственником небольшой фотографии в Петербурге. Человек огромной энергии, предприимчивости и игрок по натуре, он не мог удовольствоваться занимаемым положением. Откуда-то раздобыв деньги, Дранков отправился в Англию закупить оборудование, которое бы позволило ему опередить своих конкурентов. И это ему удалось. Из Лондона Дранков привез электроосветительную аппаратуру для фотоателье, новинку фотографической техники — зеркальную камеру, еще неизвестную в России, и… удостоверение фотокорреспондента крупнейшей английской газеты «Times».
В те годы в Петербурге, как и во всей России, фотографии устраивались в застекленных павильонах и работали исключительно при естественном дневном свете. Открыв несколько электрофотографий, Дранков стал одним из самых преуспевающих фотографов Петербурга. Однако еще больший успех ему обеспечила зеркальная камера, позволявшая делать самые разнообразные, в том числе спортивные съемки. Ряд удачных снимков, сделанных Дранковым новой камерой, принес ему не только звание «поставщика двора его величества», но и возможность посылать фотографии кроме «Times» во влиятельный французский журнал «Illustration» и ряд других отечественных и иностранных изданий. После революции 1905 года Дранков стал думским фоторепортером. Так он одним ударом завоевал деньги, положение и известность.
Но Дранков не был из тех людей, которые могут удовольствоваться достигнутым. Огромное распространение кинематографов (в 1907 г. в Петербурге только на Невском проспекте было несколько десятков «иллюзионов») не давало ему покоя. Дранков обладал хорошим чутьем и понимал, что настала пора для возникновения отечественного производства фильмов. И он решил поставить на новую карту. В № 1 первого в России кинематографического журнала «Сине-фоно», вышедшем осенью 1907 года, он опубликовал следующее широковещательное объявление:
Первое в России
(при т. «Модерн» В. Казанского)
СИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЕ АТЕЛЬЕ
под ведением известного фотографа
при Госуд. Думе
А.О. ДРАНКОВА
Выделка лент для синематографов
Сюжеты злободневные! События России и окраин!
Виды городов и деревень!
Каждую неделю новые сюжеты!
По желанию снимки могут быть сделаны и в других городах.
|
Многообещающая реклама отнюдь не отражала подлинное состояние дела. Фактически еще ничего не было, когда публиковалось это объявление. Не было ателье, не было ни новых, ни старых сюжетов, не было и снимков, сделанных не только в других городах, но и в Петербурге. Был только съемочный аппарат и фотоателье, служившее Дранкову кинолабораторией. Была неуемная энергия ловкого и неразборчивого дельца.
Но и этого оказалось достаточно. Пользуясь связями опытного фоторепортера, Дранков выпускает сюжет за сюжетом, стараясь, правда, снимать в Петербургской или смежных с нею губерниях. Хуже обстоит дело с продажей этих сюжетов, ибо Пате и Ханжонков, видя в Дранкове опасного конкурента, отказываются их покупать или принимать на комиссию. Но на первых порах, когда тиражи картин были еще незначительны, Дранков сам справлялся с их распространением.
Успех Пате не давал покоя Дранкову. Он метался в поисках сенсации. Он зафиксировал на пленку «Пожар в Петербурге» — один из первых в России «сенсационных» сюжетов кинорепортажа. Учитывая популярность в те годы французской борьбы, он заснял фильм «Решительная (французская) борьба Луриха с Мустафой». Он отправился в Москву для съемки киноочерка о людях московского дна — «Московский Хитров рынок». Затем, поняв, что название выбрано неудачно, он, спекулируя на имени Горького, выпустил киноочерк повторно под другим названием — «Бывшие люди. Типы М. Горького».
Но вот наконец Дранкову удалось добиться того, что о его съемках стала говорить вся Россия. Добившись поддержки С. А. Толстой, он заснял «День восьмидесятилетия Л. Н. Толстого», впервые запечатлев на пленку облик гениального писателя. А через два с половиной месяца после этого он выпустил первый русский игровой фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»).
Благодаря поразительной предприимчивости и постоянной погоне за сенсацией Дранков оставил заметный след в дореволюционной кинематографии. Одновременно с верноподданнической хроникой он снимал картины голода в Поволжье — хроникальные сюжеты, встреченные в штыки монархической прессой и, несмотря на свою буржуазно-филантропическую окраску, все же напоминавшие о трагедии, постигшей в 1911 году миллионы крестьян. Наряду с такими «сенсациями», как «Случай холеры на катке в Петербурге», он выпускал кинематографические экранные сборники «Обозрение России», отображающие быт народов нашей родины и картины ее природы. Однако в хронике он не преуспел в производстве игровых картин, на которое он почти полностью перешел в 1912 году.
Это, безусловно, самая типичная и самая яркая фигура кинематографического дельца дореволюционных лет. Невежество, авантюризм, сомнительная чистоплотность в ведении денежных дел сочетались в нем с необыкновенной энергией, с неуемной жаждой разбогатеть, с готовностью бросить на карту все достигнутое ради очень сомнительного шанса на выигрыш. Новое дело, кинематограф, привлекало к себе прежде всего темных дельцов, ибо возникло оно как балаганный промысел, правда, приносящий громадные барыши. И люди, занимавшиеся кинопредпринимательством, нередко скрывали источники своих доходов, как это делали владельцы публичных домов. Когда в 1911 году журнал «Сине-фоно» попытался поместить фотографию группы кинематографических дельцов, собравшихся на какое-то совещание, выяснилось, что ни один из них не хочет фотографироваться для печати. Действительно, всем им было чего «стесняться». Было чего «стесняться» и Дранкову. Но он не стеснялся. В отличие от большинства дельцов его типа он действовал в открытую.
Первым постоянное производство фильмов России организовал А. Дранков. Но, несмотря на свою поразительную предприимчивость и изворотливость матерого спекулянта, он так и не смог выйти в ряды ведущих кинопредпринимателей, потому что не имел собственного проката. В условиях, когда в репертуаре один русский фильм приходился на сотню иностранных, заниматься только производством было чрезвычайно трудно.
Благодаря своему поразительному нюху Дранков раньше других сумел понять причины успеха «Донских казаков» и решил добиться еще большего успеха, выпустив на экран не документальный, а игровой фильм из русской жизни. Так в 1908 году в русских кинотеатрах появилась первая отечественная игровая кинокартина — «Понизовая вольница» («Стенька Разин и княжна») — экранизация народной песни.
Строго говоря, фильм «Понизовая вольнца» был не первым игровым фильмом русской кинематографии. Еще в 1907 году и Дранков, и другие кинопредприниматели делали первые попытки заснять игровые фильмы. Но эти фильмы были зафиксированными на пленку фрагментами театральных спектаклей и потому должны быть скорее отнесены к числу документальных.
Дранков был типичным кинематографическим гангстером. Узнав о том, что мелкий делец М. Быстрицкий, так же, как и он, специализировавшийся на бульварной кинопродукции, получил согласие А. Амфитеатрова на экранизацию романа «Марья Лусьева», он быстро состряпал собственную киноинсценировку, рассчитывая и заработать на «соблазнительном» сюжете, и одновременно нанести убыток своему конкуренту.
Несмотря на то, что это вызвало скандал и что Амфитеатров выступил на стороне Быстрицкого, Дранков добился своего, так как авторское право тогда не распространялось на кинематограф. Однако и сам Дранков оказался жертвой вовсе мелких кинематографических гангстеров из фирмы «Кинолента», которые после выхода четырех серий «Соньки — золотой ручки» переманили исполнительницу заглавной роли актрису Гофман и выпустили пятую, последнюю серию этого кинодетектива.
Попытки срыва постановок конкурентов стали настолько частыми, что в кинематографическом жаргоне появилось специальное словечко — «срыв».
Первым мастером «сенсаций» и «срывов» был Дранков. Никто не умел так, как он, делать кинематографический бизнес на эксплуатации самых отсталых и низменных вкусов зрителей. Никто не умел так, как он, досадить своему конкуренту. Однако при всем своем невежестве Дранков был неглуп; он понимал, что вкусы и требования зрителей меняются и что одной бульварщиной ему не прожить. Поэтому и он делал неоднократные попытки привлечь к участию в работе своих ателье талантливых и известных деятелей театра. В их числе были и А. Таиров, поставивший у Дранкова фильм «Мертвец» (по К. Лемонье), и И. Певцов, снимавшийся в фильме «Тот, кто получает пощечины». В 1916 году Дранков предложил пост главного режиссера своей фирмы сперва Н. Собольщикову-Самарину, а затем К. Марджанову. Последний, не разобравшись, с кем он имеет дело, неосторожно принял это предложение. Однако сколько-нибудь тщательно работать над новыми фильмами в ателье Дранкова было невозможно; поэтому Таиров и Марджанов сделали у Дранкова только по одной постановке, Певцов снялся в одном лишь фильме, а Н. Собольщиков-Самарин к работе даже не приступал.
ГИНЗБУРГ С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963.
источник Энциклопедия отечественного кино
|