сегодня30апреля2017
Ptiburdukov.RU

   Как же подданному знать мнение правительства, пока не наступила история?


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

13 мая 1709 года (308 лет назад) вышел первый лист «Брюсова календаря»


     История народного календаря как часть истории отечественной культуры прошла долгий и сложный путь. Не сразу установилось и утвердилось даже начало года. В Древней Руси год начинался 1 марта. Но в XIV веке христианская церковь предприняла попытку перенести начало года на сентябрь... Гражданский и христианский календари оказались в противоборстве. Только в 1492 году (в 7000-м «от сотворения мира») было официально признано христианское «новогодье». И два века Новый год в Русском государстве встречали 1 сентября.

     Петр I решил сравнять российское летоисчисление с европейским и с 1 янва­ря 1700 года ввел Юлианский календарь. 1699 год был в России самым коротким: он продолжался всего четыре месяца – с сентября по декабрь включительно. Надо заметить, что новый календарь российский народ принял довольно легко, так как памятные и праздничные дни остались на своих местах без изменений, а передвинулся только Новогодний праздник.

     Многие столетия народный календарь, пополняясь новыми наблюдениями и обычаями, переходил от поколения к поколению лишь в устной памяти, не отражаясь в письменных или печатных изданиях. Объясняется это тем, что до начала XVIII века все «книжное дело» находилось в руках церкви и «книжным творением» занимались преимущественно монастыри, которые переписывали и распространяли в основном священные писания. Народный же календарь к таким сочинениям не относился и не мог стать настольной книгой не только в крестьянской семье, но даже в боярских хоромах. К тому же в народном календаре тесно переплетались обычаи и обряды, сложившиеся еще в языческие времена, и церковь, конечно, не могла позволить издание в своих стенах книги с «еретическими» установками. За это могла взяться лишь типография «мирского» назначения. Но прежде нужен был энтузиаст, который взялся бы за составление народного календаря, доступного и понятного народу.

     Такой человек нашелся в годы царствования Петра I. Звали его Яковом Велимовичем Брюсом. Его родители, выходцы из Шотландии, приехали в Россию и поступили на службу к русскому царю еще в 1647 году. С 17 лет начал службу у молодого царя и Яков Брюс. Талантливый и всесторонне образованный, Я. В. Брюс был удостоен высшего в России чина генерал-фельдмаршала. Он участвовал в Полтавской битве, затем Петр I поставил его во главе Берг... и Мануфактур-коллегий.

     В 1709 году Брюс занялся составлением первого русского календаря. В помощники себе он взял отменного рисовальщика, превосходного математика и географа Василия Куприянова, служившего библиотекарем в Московской навигаторской школе, а также его ученика, стихоплета и гравера Алексея Ростовцева. Втроем они с увлечением принялись за неведомое никому из них дело. Но работа растянулась на шесть лет.

     Первый медный лист – со знаками Зодиака – был закончен 2 мая [13 мая по новому стилю] 1709 года. Петр I одобрил работу брюсовской компании. Это прибавило энтузиазма, и 1 ноября 1709 года был выпущен второй лист – со святцами. Однако каждый последующий лист отнял почти по году труда, а над последним листом со сложными астрономическими исчислениями Брюс и его помощники корпели более двух лет. Наконец в 1715 году «Брюсов календарь» увидел свет.

     Это было удивительное «произведение». Календарь, выгравированный на медных листах, помимо чисто «календарных» сведений сопровождался стихами, символическими рисунками и таблицами. Содержал он 20 разделов и начинался «от сотворения мира». Специальный раздел был посвящен предзнаменованиям «на всякий год по планетам». Несколько таблиц рекомендовали, в какое время, и какое действие следовало предпринять, чтобы добиться наиболее благоприятного исхода. На последних листах излагались народные приметы, связанные с погодой, и другие сведения, имевшие практическое значение.

     в 1709 году в гражданской Московской типографии началось издание первых двух листов легендарного «Брюсова календаря», которому на долгие годы предстояло стать настольной книгой просвещенных россиян, позволявшей не только получить обширные справочные сведения, но и заглянуть в будущее. Собственно, в книгу, постоянно дорабатывающуюся и переиздающуюся, календарь превратился позже, так как первоначально его отпечатали в виде пяти больших гравировальных листов.

     «Брюсов календарь» – уникальный справочник на многие случаи жизни, содержащий обширные разделы с советами и предсказаниями, которые более двух столетий в России считали самыми точными. Именно предсказания и принесли широкую славу календарю. В первом издании им были посвящены третий и четвертый листы, отпечатанные в 1710 году.

     Третий лист содержал астрологические предсказания на 112 лет – до 1821 года, «...по которым осмотря лето желаемое и круг Солнца, по оному обретати имаши господствующую планету и действы через весь год, яже изъявлены под каждой планетой». Четвертый же лист содержал астрологические предсказания и рекомендации для повседневной жизни, сделанные в соответствии с расположениями Луны в зодиакальных созвездиях. Не менее любопытен был и пятый лист (1711 г.), содержавший вечный календарь, который позволял составлять прогнозы на много лет вперед. Собственно календарем, но обычным, кроме него был и второй лист, на котором также были размещены святцы и церковные справки.

     В 1715 году «Брюсов календарь» был в сокращенном виде издан на одном листе. Всего получилось шесть отдельных листов, поэтому часто в справочниках пишут, что первое издание было шестилистовым. Серьезные доработки календаря начались в царствование Елизаветы Петровны. Тогда в нем появились справочно-географические разделы и частные предсказания, позволявшие прогнозировать судьбу конкретного человека. А издаваться он стал в виде книги.

     Иногда «Брюсов календарь» представляют как отечественный аналог предсказаний Нострадамуса. Думаю, это не совсем верно, так как основу предсказательного раздела календаря составил подробный справочник по солнечно-лунным циклам. А уже исходя из него давались различные советы и предсказания.

     «Брюсовым» календарь назван не зря, хотя Яков Виллимович Брюс и не был его единоличным автором. Человек разносторонних знаний и талантов, он был ближайшим сподвижником Петра I. В народе же за Брюсом закрепилась слава чернокнижника и могущественного колдуна. Этому немало способствовали обсерватория и химическая лаборатория созданные Яковом Виллимовичем в Москве в Сухаревой башне. Когда появился календарь с предсказаниями, изданный «под надзрением его превосходительства господина генерала-лейтенанта Якова Вилимовича Брюса», народ убедился, что был прав – создать подобное способен только тот, кто знается с темными силами.

     Судя по всему, основную работу по составлению и подготовке «Брюсова календаря» к изданию выполнил Василий Ануфриевич Киприянов, именно его имя указано на пятом листе. Судьба этого человека удивительна и тесно связана с петровскими преобразованиями. Посадский человек из московской Кадашевской слободы, он с детства имел удивительную страсть к учебе и познанию нового, умудрившись самостоятельно преобрести знания, соизмеримые с теми, что давали в то время европейские университеты. О его способностях стало известно Петру I, и в 1701 году царь назначил его помощником к Магницкому, готовившему к изданию «Арифметику» и пособия для Навигацкой школы. А затем сделал начальником типографии гражданских изданий и присвоил почетное званиее «царского библиотекариуса». Кроме работы над календарем, Киприянов подготовил и издал несколько математических и астрономических справочников и таблиц, а также открыл в Москве первую публичную библиотеку.

     С годами «Брюсов календарь» превратился в солидную книгу. Он многократно переиздавался до начала ХХ века, причем в него вносились новые справочные разделы, а уже имевшийся текст дорабатывался с ипользованием различных астрологических прогнозов и продливался на предстоящие годы. В последних изданиях календаря прогнозы давались по 2000 год включительно, естественно, что они опирались на политические и социальные реалии своего времени. При этом закрепившееся за ним название – «Брюсов календарь» – было сохранено, хотя в нем от первоначального текста и осталось совсем немного.

     Популярность календаря в России была огромна. С его помощью узнавали сроки посадки и виды на урожай, предсказывали погоду и стихийные действия, победы в войнах и состояние российской экономики. Наибольший интерес вызывали так называемые «частные» предсказания, дававшие возможность заглянуть в будущее конкретного человека, исходя из даты его рождения. В основу таких предсказаний были положены астрологические описания солярных типов характера, выводившиеся при помощи специальных расчетных таблиц, учитывовших 28-летний повторяющийся цикл положений Солнца и пяти планет, а также 19-летний цикл положений Луны. Подобные циклы используют при прогнозах и многие современные астрологи.

     «Брюсовым календарем» для предсказаний продолжали пользоваться даже в конце прошедшего столетия. В 1989 году в газете «Советская культура» появилась небольшая статья о встрече корреспондента с 90-летним крестьянином из Воронежской глубинки, который с поразительной точностью предсказывал погоду и гадал односельчанам. Высказывавшим сомнение в правдивости его предсказаний он обычно отвечал: «Я ж тебе по календарю Брюса гадаю – ему более двух сотен лет. И ни разу никого не подводил! Может, у меня единственного и остались эти умные записи, которые я успел сделать, когда еще те календари в почете были».

Использованы материалы сайта «Пенза православная»

Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова