сегодня18сентября2019
Ptiburdukov.RU

   История учит, что всюду, где слабые и невежественные люди обладали чем-либо, что хотели иметь люди сильные и образованные, первые всегда уступали это по доброй воле.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

2 августа 1933 года (86 лет назад) был открыт Беломоро-Балтийский канал


Беломорско-Балтийский канал (также его называют ББК, Беломорканал, Балтийский канал, а до 1961 он назывался Беломорско-Балтийский канал имени Сталина) – канал, который соединяет между собой Онежское озеро и Белое море. Через реку Свирь есть выход к Ладожскому озеру и к Волго-Балтийскому водному пути, а также в Балтийское море.

Примерно в 190 км от столицы Республики Карелии, города Петрозаводска, берёт своё начало знаменитое гидротехническое сооружение.

Карта Беломоро-Балтийского канала

Карта Беломоро-Балтийского канала

Путь, по которому был проложен канал, использовался начиная с XVI века, в первую очередь из-за того, что здесь проходила дорога, по которой паломники ходили к святыням Соловецкого монастыря. В географическом описании России «Книга Большому Чертежу» (1627) Беломорский путь указан с расстояниями между реками и озёрами, входившими в состав пути. Вопрос соединения Белого моря и Балтийского моря поднимался на правительственном уровне на протяжении многих веков. Сама же идея строительства судоходного неглубокого канала впервые серьезно рассматривалась Петром I в начале XVIII века. Было создано четыре проекта, однако все они имели слишком высокую стоимость. Технологии тех времен делали такую стройку очень дорогой и сложной.

Тем не менее, водный путь был необходим, поэтому к идее его строительства вернулись в XX века. Решение о начале проектирования и строительства Беломорканала было принято 3 июня 1930 года, а месяц спустя на бумаге уже появились первые проекты. Чуть позже начались проектные работы уже непосредственно на местности. Несмотря на то, что финальный проект был утвержден только в феврале 1932 года, фактически строительство началось в конце 1931 года.

Строительство Беломорско-Балтийского канала одновременно печальная и удивительная история. Построен он был в рекордные сроки – 21 месяц. Никогда столь масштабную работу люди не выполняли в столь короткие сроки! Однако, из-за нереально коротких сроков, использования самых примитивных и дешёвых материалов и каторжного труда, канал не удалось сделать таким, каким его проектировали. Он оказался мельче – средняя глубина была чуть больше 3,5 м, и впоследствии его пришлось реконструировать и углублять, ведь иначе по нему не смогли бы пройти тяжёлые суда. За это время было проложили 2500 километров железнодорожных путей, создано около ста инженерных сооружений. Кроме того, строительство осуществлялось практически без современной техники (тех времен), то есть, большинство работ были выполнены вручную. Общая протяжённость канала - 227 километров. Включает 19 шлюзов. Награждён Орденом Трудового Красного Знамени в 1983 году. Считается гордостью первой пятилетки (1929-1932), но к числу «Великих строек коммунизма» не относится.

Трассу канала обслуживает Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства. На канале трудится почти тысяча специалистов.

Генрих Григорьевич Ягода

Генрих Григорьевич Ягода

В строительстве в основном участвовали заключенные ГУЛАГа – это и есть печальная и трагичная сторона строительства Беломорско-Балтийского канала. Их одновременная численность на работах на всем протяжении строительного участка не превышала 125-126 тысяч человек, однако всего в стройке приняло участие около 250 тысяч. Все дело в том, что страна практически никак не помогала в строительстве, заключенные работали в очень тяжелых условиях, часто гибли и заболевали, поэтому была постоянная ротация. Всего на строительстве Беломорканала по некоторым оценкам погибло до 13 тысяч человек. Некоторые говорят, что канал «построен на костях» - в этом выражении есть смысл.

В строительстве сооружений использовались строительные материалы, которые можно было достать на территории Карелии – торф, камень, дерево. Строителей ББК по аналогии с красноармейцами называли «каналоармейцы», да и в целом здесь пытались создать атмосферу приближенную к армии. Курировали стройку Герних Ягода и Матвей Берман.

Генрих Григорьевич Ягода (имя при рождении — Енох Гершенович Ягода)– родился 7 ноября 1891 года. Руководил строительством Беломорско-Балтийского канала, за что был награжден орденом Ленина. В 1934 году стал главной НКВД. В 1937 году был арестован, обвинен в уголовных и антигосударственных преступлениях и в подготовке покушения на Сталина. 15 марта 1938 был расстрелян.

Матвей Давыдович Берман

Матвей Давыдович Берман

Матвей Давыдович Берман – родился 10 апреля 1898 года. С 1930 года был заместителем начальника ГУЛАГа, в 1932 стал его руководителем. Был одним из руководителей строительства Беломорканала, в дальнейшем руководил строительством другого важного канала – Волга-Москва. Арестован в конце 1938 года, 7 марта 1939 года был расстрелян. В 1957 году был реабилитирован.

После окончания строительства сроки заключения «за хорошую работу» сократили для почти 60 тысяч человек, в 12485 был освобождены. Канал получил название «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина». В июле 1933 года Киров, Ворошилов и Сталин совершили поездку на катере по ББК. Как свидетельствуют очевидцы, Сталин был не слишком доволен увиденным. Он счет канал узким и мелким и счел его никому не нужным. В августе по Беломорканалу на пароходе совершил прогулку М. Горький и целая группа советских писателей. Увиденное ими тогда можно и сейчас прочитать в литературных воспоминаниях.

Беломорско-Балтийский канал был открыт 2 августа 1933 года, открытие сопровождалось большим количеством пропагандистских статей в советской прессе. Были написаны несколько книг, в основном также пропагандистского толка. 17 августа 1933 был организован Беломорско-Балтийский комбинат, в задачи которого входила эксплуатация канала, а также освоение районов, которые окружали канал. Всего комбинат отвечал за территорию в 2,8 миллиона гектар. На комбинате трудились до 85 тысяч человек – в основном также заключенные, также в его состав входил 21 специальный поселок, в котором жили тридцать тысяч человек. Это были люди из семей раскулаченных крестьян, большинство их которых привезли из других регионов. До 1936 года комбинат не платил никаких налогов и сборов в государственный бюджет.

Строительство Беломорско-Балтийского канала положительно сказалось на многих районах Карелии. Был дан толчок к развитию промышленности, выросли города Беломорск, Сегежа, Медвежьегорск, появились новые поселки. Во время войны в районе ББК были ожесточенные бои, также он подвергся значительным разрушениям. Беломорканал неоднократно бомбили. Людей, живших в этих местах, эвакуировали. Часть же шлюзов была взорвана советскими войсками «чтобы не достались врагу». После того, как Великая Отечественная война закончилась, все поврежденные объекты инфраструктуры отремонтировали и 28 июля 1946 года канал заработал и по нему пошли первые суда.

В дальнейшем были две реконструкции Беломорканала. Первую провели в 50-х годах, тогда электрифицировали все механизмы и сооружения, а в 70-х годах канал был углублен в среднем на 40 сантиметров.

Всего на протяжении Беломорско-Балтийского канала 128 объектов, в числе их:
  • 19 шлюзов;
  • 15 плотин;
  • 19 водоспусков;
  • 33 искусственных канала;
  • 49 дамб;
  • 5 гидроэлектростанций.

Протяженность Беломорско-Балтийского канала – 227 километров. На этом протяжении 43 километра – искусственные пути. Начинается в Повенецкой губе Онежского озера (у поселка Повенец), заканчивается у города Беломорск в Сорокской губе Белого моря. Маршрут на всем протяжении проходит через много озер и выглядит так (начиная от Онежского озера):

  1. Озеро Волозеро;
  2. Озеро Маткозеро;
  3. Озеро Телекино;
  4. Озеро Выгозеро;
  5. Река Нижний Выг (и далее до Белого моря).
  6. Озеро Воицкое;
  7. Озеро Шавань.

Проложен по территории Медвежьегорского, Сегежского и Беломорского районов Республики Карелия.

Ежегодно по Беломорско-Балтийскому каналу перевозят до 500 тысяч тонн грузов, осуществляется пассажирские перевозки (только круизы). Есть даже теплоход, который был построен специально для круизов по Беломорканалу. Все круизы обычно заканчиваются на Соловецких островах.

Продолжительность судоходства – 160 дней (в среднем). Минимальная ширина – 36 метров, глубина – 4 метра. Для судов есть ряд ограничений, например, на искусственных участках запрещено двигаться быстрее 8 км/ч.

На берегах Беломорско-Балтийского канала есть и достопримечательности. В первую очередь речь идет, конечно же, о Беломорских петроглифах, которые как раз и были обнаружены во время строительства.

Кроме того, сам канал представляет собой целый историко-культурный комплекс. На его берегах немало памятников строителям (погибшим во время строительства ББК), памятных мест и исторических сооружений. Кроме того, отдельные озера, через которые протекает Беломорско-Балтийский канал, очень популярны у рыбаков.

папиросы «Беломорканал»

В 1932 году выпустили знаменитые папиросы «Беломорканал». Из-за своей дешевизны, этот вид табачных изделий сразу приобрёл огромную популярность. На пачке, разумеется, был изображён Беломорско-Балтийский канал на карте СССР.


Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова