сегодня13ноября2019
Ptiburdukov.RU

   История - описание, чаще всего лживое, действий, чаще всего маловажных, совершенных правителями, чаще всего плутами, и солдатами, чаще всего глупцами.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

4 июля 1958 года (61 год назад) была запущена атомная установка на подводной лодке К-3


Подводная лодка К-3 стала первой в Советском Союзе и третьей в мире атомной субмариной. Является единственной нашей лодкой построенной по проекту 627, все последующие подводные корабли данной серии строились по доработанному проекту 627А. До этого монополией на «атомный ход» в подводном флоте обладали Соединенные Штаты.

кораблестроитель Владимир Николаевич Перегудов, 28.06.1902, Балаково - 19.09.1967, Ленинград

В.Н. Перегудов

Главным конструктором новаторской лодки выступал известный кораблестроитель Владимир Николаевич Перегудов - советский учёный, инженер-конструктор, кораблестроитель, начальник и главный конструктор Специального конструкторского бюро № 143 (СКБ-143), Главный конструктор дизельной подводной лодки проекта 613, первой отечественной атомной подводной лодки типа «Кит» (проект 627), Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР и Ленинской премии, участник Гражданской и Великой Отечественной войн, капитан 1-го ранга.

В 1962 году лодка получила название «Ленинский комсомол», унаследовав его от одноименной дизельной субмарины «М-106» Северного флота, которая погибла в 1943 году, совершая очередной боевой поход. Это почетное имя корабль носил с 9 октября 1962 года.

Во время испытательного плавания 4 июля 1958 года атомная силовая установка дала ход советской подводной лодке. Первым командиром К-3 был капитан 1 ранга Леонид Осипенко (11 мая 1920, Криндачевка, Донецкая губерния, Украинская ССР - 14 марта 1997, Обнинск, Российская Федерация) - командир первой советской атомной подводной лодки К-3 («Ленинский комсомол»), контр-адмирал, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.

капитан 1 ранга Леонид Осипенко, 11 мая 1920, Криндачевка, Донецкая губерния, Украинская ССР - 14 марта 1997, Обнинск, Российская Федерация

Леонид Осипенко, капитан 1 ранга

В 1945 году США достаточно открыто демонстрировали всему миру разрушительную мощь нового ядерного оружия, при этом они были заинтересованы в разработке средств его доставки. Доставка ядерных бомб по воздуху, так как это было при бомбардировке Японии, была сопряжена с существенной долей риска. Поэтому единственным на тот момент разумным способом доставки ядерного груза стала подводная лодка, которая могла скрытно и незаметно, не всплывая, подойти к берегу противника и нанести решающий удар. На эту роль идеально подходила атомная подводная лодка, которая в течение похода могла ни разу не всплывать на поверхность.

Первый американский подводный атомоход создавался в обстановке предельной секретности. Решение о постройке первой атомной лодки было принято в 1951 году, а уже 14 июня 1952 года состоялась закладка данной лодки, которая получила название «Nautilus». В то же время СССР, как и в случае с атомной бомбой, оказался в роли догоняющей стороны. Постановление о создании в СССР атомных подводных лодок было подписано Сталиным в сентябре 1952 года, когда за океаном уже шли работы по постройке первой атомной лодки.

Советским конструкторам, как это не раз случалось, пришлось идти своим собственным путем, так складывались обстоятельства непростые для СССР в целом и для советской военной науки в частности. В Советском Союзе работу оборонного значения всегда возглавляли люди, которые были неизвестны широкой общественности, о героях оборонной промышленности не писали в советских газетах. Создание проекта первой советской атомной подводной лодки было поручено конструктору В. Н. Перегудову.

Атомоход К-3 «Ленинский комсомол»

По своей конструкции советская лодка очень сильно отличалась от американского «Наутилуса». На американской подлодке были практически полностью повторены наружные обводы корпуса обычных дизель-электрических подводных лодок, главным отличием было наличие ядерной силовой установки. В то же время советская лодка К-3 изначально обладала совершенно иной архитектурой. Закладка лодки состоялась в Северодвинске 24 сентября 1955 года.

Корпус советской лодки создавался без использования классических конструкций корпусов дизель-электрических подлодок, работы над ним велись практически с нуля. Основой упор в работе был сделан на качество подводного хода лодки. Поэтому советская атомная подлодка К-3 получилась быстроходнее «Наутилуса». Во время испытаний в полностью погруженном состоянии она развила скорость хода в 28 узлов без выхода реакторов на свою полную мощность. Первоначально лодка проектировалась для атак на береговые военно-морские базы вероятного противника с помощью одиночной термоядерной торпеды (Т-15) очень большого калибра (диаметр 1,5 метра). Но из-за явной технической несостоятельности данного подхода и «одноразовости» самой лодки, что было бессмысленно с военной точки зрения и очень затратно, от данного проекта отказались. Упор был сделан в сторону использования традиционного торпедного вооружения с возможностью использовать торпеды с ядерными боеголовками.

В целях увеличения акустической скрытности лодки были применены механизмы с пониженным уровнем виброшумовых характеристик, основное оборудование субмарины амортизировалось, использовались специальные вибродемпфирующие покрытия. Корпус лодки облицовывался специальным противогидролокационным покрытием, также на К-3 устанавливались малошумные гребные винты. Все это положительно сказалось на заметности лодки. При движении средним ходом на перископной глубине лодка производила меньше шума, чем дизель-электрические подводные лодки проектов 611 и 613.

Атомоход К-3 «Ленинский комсомол»

Проект лодки значительно отличался от предшествующих подводных лодок не только энергетической установкой, но и обводами корпуса. Первоначально он включал ряд достаточно сомнительных решений: подлодка не имела швартовых приспособлений (для совершения маневров на базе предполагалось использовать специальный буксир), не несла никакого оборонительного вооружения, не имела аварийных дизель-генераторов и якорей. Экипаж лодки готовили и тренировали заранее, часть будущих офицеров лодки была привлечена еще на стадии проекта. Такое решение позволило качественно улучшить условия жизни экипажа и эргономику рабочих мест. Наиболее вопиющие «ляпы» исправлялись на специально построенных для этого деревянных макетах.

В дальнейшем очевидцы говорили, что внутренние помещения лодки были похожи на произведения искусства. Каждое помещение было выкрашено в свой цвет, при этом использовались краски ярких оттенков, которые были приятны человеческому глазу. Одна из переборок лодки была выполнена в виде картины летнего луга с березками, другая – в виде огромного зеркала. Вся мебель на лодке была произведена по спецзаказу из ценных пород дерева и могла использоваться в нештатных ситуациях не по своему прямому назначению. К примеру, большой стол в кают-компании можно было легко трансформировать в операционный.

Атомоход К-3 «Ленинский комсомол»

В дальнейшем качественный подбор и тренировки экипажа лодки на специально возведенных стендах (также и на стенде атомной силовой установки на учебной базе в Обнинске) помогли лодке начать свою службу. Стоит отметить, что подлодка вышла с завода «сырой», обладала множеством проблем и недоработок. Фактически данную лодку можно было бы отнести к опытной. В этом советский подводный атомоход мало чем отличался от своего заокеанского коллеги.

Лодка была спущена на воду в октябре 1957 года, через 2 года после начала постройки. 1 июля 1958 года она вошла в состав флота, на лодке был поднят флаг ВМФ. Со спуском корабля на воду связан один курьезный случай. Как известно, моряки народ достаточно суеверный и, если бы о борт лодки не разбилась бутылка шампанского, они вспоминали бы об этом постоянно, особенно в критические моменты плавания. При этом среди членов приемной комиссии лодки возникла паника, так как весь сигарообразный корпус лодки был покрыт слоем резины. Единственным жестким местом выступало небольшое ограждение горизонтальных рулей. Естественно, никто не хотел брать на себя ответственность, пока кто-то не вспомнил, что шампанское хорошо разбивают женщины. В итоге молодая сотрудница КБ «Малахит», уверенно размахнувшись, смогла с первого раза разбить бутылку шампанского о борт лодки, так родился первенец отечественного атомного подводного флота.

В июле 1962 года экипаж советской атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» повторил достижение американцев, которые в 1958 году на своей атомной подлодке «USS Nautilus» совершили успешный поход к Северному полюсу, после чего повторили его на других атомных субмаринах. Лодка впервые в истории отечественного флота совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, дважды пересекла точку Северного полюса. 17 июля 1962 года под командованием Льва Михайловича Жильцова она всплыла возле Северного полюса, недалеко от него был водружен государственный флаг СССР. На базе моряков-подводников встречал лично Никита Сергеевич Хрущев, который вручил им награды. Весь экипаж лодки был представлен к орденам, а капитан лодки Лев Жильцов стал Героем Советского Союза. Имена подводников стали известны всей стране.

Атомоход К-3 «Ленинский комсомол»

Однако в истории лодки были и трагические моменты. 8 сентября 1967 года на лодке во время боевого дежурства в Норвежском море в I и II отсеках произошел пожар, в результате чего погибло 39 подводников. При этом экипажу лодки К-3 удалось своими силами справиться с пожаром, и подлодка самостоятельно вернулась домой. Вероятной причиной возникновения пожара потом назовут несанкционированную замену уплотнительной прокладки в штуцере гидравлической машины. Результатом этого стала потеря гидравлической жидкости, которую не удалось полностью собрать, в дальнейшем ее остатки воспламенились.

Всего за годы своей службы первая отечественная атомная подводная лодка успела совершить 14 дальних походов, в том числе первое плавание подо льдами в Гренландском и Карском морях.

Легендарное судно стояло на вооружении Северного флота до 1991 года, после чего было принято решение переоборудовать его в музей. 15 июня 1991 года К-3 была выведена из состава Северного флота.

В настоящее время это музей. «Ленинский комсомол» – это первая отечественная атомная лодка, живая история нашего флота. В самые тяжелые годы холодной войны – в 1960-е и 1970-е годы – К-3 успешно решала сложнейшие задачи по противодействию американцам и их флоту. Создать из данной лодки музей – это значит навсегда увековечить память ее конструкторов, всех служивших на ней военных моряков, а также всех тех, кто работал над созданием атомного флота нашей страны.

Атомоход К-3 «Ленинский комсомол»

Атомоход К-3 «Ленинский комсомол»

Тактико-технические характеристики К-3:

  • Размеры: длина лодки – 107,4 м; ширина – 7,9 м., осадка – 5,6 м.;

  • Водоизмещение надводное – 3065 т., подводное – 4750 т.;

  • Энергетическая установка – атомная, 2 водо-водяных реактора ВМ-А, мощность на валах 35 000 л.с.;

  • Скорость подводного хода – 30 узлов, надводного – 15 узлов;

  • Рабочая глубина погружения – 300 м.;

  • Автономность плавания – 50-60 суток;

  • Экипаж - 104 человека;

  • Вооружение: 8 носовых 533-мм торпедных аппаратов (20 торпед), 6 торпед с ядерными зарядами по 15 кт.


Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова