сегодня21января2017
Ptiburdukov.RU

   Не пишите длинных писем! У чекистов устают глаза.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

Народное образования в Российской империи по состоянию на 1913 год


1 сентября в СССР и Российской Федерации с 1984 года отмечается как государственный праздник День знаний (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.80 № 3018-X «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 01.11.88 № 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях»).

Однако следует помнить, что народное образование в России существовало задолго до ликбезов, фабзавучей и школ рабочей молодежи. Развернутую картину народного образования в предвоенном 1913 году дает статистико-документальный справочник «Россия 1913 год» (СПб.: Блиц 1995, с.325-352)


Состояние народного образования в Российской империи к 1913 году

1. Начальное, среднее общее и специальное образование

И.О.Крылов

Различная ведомственная принадлежность казенных, а также большое количество общественных и частных учебных заведений начальных, средних общеобразовательных и специальных, делает крайне затруднительным их сколько-нибудь полный и точный учет. Наиболее полные и детальные статистические данные публиковались Министерством народного просвещения [МНП], Учебным отделом Министерства торговли и промышленности и Департаментом земледелия Главного Управления Земледелия и Землеустройства во всеподданнейших отчетах, ведомственных статистических изданиях.

Начальное образование было представлено множеством различных типов учебных заведений, имевших различные уставы и программы, уровень преподавания и образовательный ценз учителей, ведомственную принадлежность.

Наиболее распространенным типом начальной школы являлись сельские одноклассные и двухклассные училища МНП с трехлетним и пятилетним курсом обучения, которые финансировались, в основном, местными земствами, сельскими обществами и частными лицами. Обязательные предметы преподавания: закон божий, русский язык с чистописанием, арифметика в одноклассных училищах и, наряду с этим, история, география, естествоведение, церковное пение и черчение в двухклассных. На каждое одноклассное училище полагался один учитель и один законоучитель.

В ведении Святейшего синода находились церковноприходские школы одноклассные с трехлетним и двухклассные с четырехлетним курсом обучения, имевшие программу обучения, сходную с начальными училищами МНП. Учителями в них были местные священники, а также выпускники духовных учебных заведений. Кроме того, Святейшему синоду принадлежали школы грамотности с двухлетним курсом обучения, не имевшие статуса полноценного начального учебного заведения.

Основным типом начальных учебных заведений в городах являлись городские училища, основную массу которых составляли трехклассные училища с шестилетним курсом обучения. В их программу входили обучение чтению и письму, изучение закона божьего, русского языка, арифметики, практической геометрии, а также черчение, рисование, отечественная история, география, естествоведение и церковнославянское чтение. В соответствии с правительственным решением с 1 июля 1912 г. городские училища преобразовывались в высшие начальные училища с четырехгодичным курсом обучения, в учебный план которых включались алгебра, геометрия, физика, рисование, пение, черчение и гимнастика.

К концу 1914 г. в России насчитывалось 123’745 начальных учебных заведений, принадлежавших различным ведомствам – 80’801 ведомства МНП, 40’530 ведомства православного исповедания и 2’414 других ведомств. Охват школой детей в возрасте от 8 до 11 лет составлял по империи 30,1% (в городах 46,6%, в сельской местности -28,3%).

В системе среднего образования центральное место занимали классические гимназии мужские и женские. Выпускники первых пользовались преимущественным правом поступления в университеты. В мужских гимназиях с 8-летним курсом обучения программа включала следующие предметы: закон божий, русский и церковнославянский языки, латинский, греческий, немецкий, французский языки, философская пропедевтика, законоведение, математика, физика, история, география, природоведение, рисование, чистописание.

Курс обучения в женских гимназиях был несколько облегчен по сравнению с мужскими и составлял 7 лет. При гимназиях могли организовываться дополнительные педагогические классы с одногодичным или двухгодичным курсом обучения, готовившие выпускниц к педагогической деятельности. Особыми типами женских средних учебных заведений являлись гимназии и институты благородных девиц ведомства императрицы Марии, учебные планы которых приближались к программам гимназий МНП.

Прогимназиии, как мужские, так и женские, имели 4-х или 6-летний курс обучения и имели облегченные по сравнению с классическими гимназиями программы обучения.

Реальные училища были рассчитаны на подготовку к получению технического образования. Курс обучения был рассчитан на 7 лет. В пятом и шестом классах могли открываться коммерческие отделения. В седьмом классе упор делался на подготовку к поступлению в высшие учебные заведения с механико-технологическим и химико-технологическим уклонами (в университеты выпускники реальных училищ не допускались). Учебный план предполагал изучение следующих предметов: закон божий, русский язык, один из иностранных языков, география, история, математика, физика, естествоведение, рисование, черчение, чистописание, законоведение. В коммерческих отделениях увеличивалось число часов на изучение иностранных языков и вводилось письмоводство и книговодство.

Технические училища МНП готовили техников для промышленных предприятий.

В целом по России к 1 января 1914 г. из 8’902’621 учащихся в начальных и низших школах обучалось около 82% всех учащихся, в средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях около 6%, в специальных средних и низших школах 3,2%, в различных частных, национально-религиозных и т.п. учебных заведения около 7%, в высших учебных заведениях 0,8%, остальные, около 1%, не распределены по категориям заведений. (Статистический ежегодник России на 1915 г. Пг., 1916. Отд. 1. С. 144).

Из "Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год" (СПб., 1912)

Многочисленность назревших потребностей по делу народного образования, остававшихся в течение ряда лет без удовлетворения, должна была вызвать предъявление весьма крупного требования на отпуск из казны средств для расширения деятельности Министерства Народного Просвещения, что и выразилось в значительном росте ассигнований по сметам означенного ведомства за последние годы.

Действительно, бюджет Министерства Народного Просвещения, увеличившийся с 33’076 тыс.руб., ассигнованных в 1901 г., до 44’165 тыс.руб. в 1906 г., или на 33%, в следующем пятилетии возрастает более чем на 120%, достигая в 1911 г. 97’575 тыс.руб...

Необходимо, однако, заметить, что недостаток в учебных заведениях так велик, что с каждым годом выдвигается так много новых запросов в этой области, что надо предвидеть еще в течение многих лет усиленные жертвы казны на народное образование ранее, чем потребность в нем будет достаточно удовлетворена (с. 183).

Увеличение кредитов по Министерству Народного Просвещения дало возможность открыть целый ряд городских, средних общеобразовательных и промышленных учебных заведений, а также улучшить материальное положение высших учебных заведений и ученых учреждений...

За последнее пятилетие более всего возрос кредит, ассигнуемый на начальное образование, а именно с 9’144’913 руб., отпущенных в 1906 г., до 39’650’241 руб. по росписи 1911 г., т.е. более чем в 4 раза. Эта сумма составляет почти 42% всего кредита, ассигнованного в отчетном году по смете Министерства Народного Просвещения...

При низком уровне грамотности населения Империи потребность в открытии достаточного числа школ является одной из самых настоятельных (с. 184).

Всеобщая перепись населения Империи 1897 г. обнаружила всего лишь 21% грамотных. Этот процент повышается в Привислинском крае до 30,5%, собственно же в Европейской России без Привислянских губерний и Кавказа составляет 22,9%. Как ни мало само по себе такое небольшое число грамотных, но в 24 губерниях из 50 Европейской России оно еще уменьшалось, не достигая 20%. В числе их заключался целый ряд центральных губерний с коренным русским населением: Вологодская, Воронежская, Калужская, Курская, Орловская, Пензенская, Симбирская, Смоленская, Тамбовская и, наконец, Псковская, занимавшая в 1897 г. последнее место по грамотности населения (14,6%). Высокий процент грамотных, 70-80%, дали три Прибалтийские губернии, за ними шли столичные губернии, С.-Петербургская 55%, Московская 40%. 42% грамотных обнаружилось в Ковенской губернии и 36% в Ярославской. В остальных губерниях Европейской России оказалось менее 30% умеющих читать.

Этот низкий уровень грамотности, отмеченный переписью 15 лет тому назад, находит себе полное объяснение в положении школьного дела в то время: светская начальная школа была всецело на попечении земства; казенное ассигнование... составляло... лишь 1’578’893 руб. Параллельно с этим было отпущено по смете Святейшего Синода 3’454’645 руб. на содержание церковно-приходских школ и школ грамотности...

Обследование положения школьного дела в России, проведенное в 1894 г. Комитетом Грамотности, выяснило, что начальных училищ и школ грамотности в то время было – 60’592 с 2’970’066 учащимися. По данным, опубликованным Министерством Народного Просвещения, в 1903 г. имелось 87’973 начальных школ различных типов и ведомств, а число учащихся возросло до 5’088’029. Общий размер средств содержания этих школ превышал в 1903 г. 59 млн.руб., из которых 30,1 млн.руб. приходилось на счет земств, сельских и городских обществ, казенное ассигнование равнялось 15,8 млн.руб. ...Остальные 13 млн. были получены путем пожертвований, от платы за обучение и из других источников (с. 185).

...В 1906 г. Министерством Народного Просвещения был выработан проект введения всеобщего обучения. Хотя закон о всеобщем обучении не издан до настоящего времени, но основные начала министерского проекта получили 3 мая 1908 г. силу закона, и с этого времени начинается широкий отпуск средств на народное образование и планомерное открытие школ, имеющее своей конечной целью обеспечить доступность начального обучения для всего населения Империи.

В основание мер по введению всеобщего обучения положено взаимодействие правительства и местных организаций (земств, городских общественных управлений)... (с. 186).

Картину современного положения школьного дела и результатов, достигнутых за 3 года, протекших со времени приступа к введению всеобщего обучения детей, дает однодневная школьная перепись, произведенная 18 января 1911 г.

Этой переписью зарегистрировано 100’295 начальных училищ для детей возраста от 8 до 12 лет, причем Министерство Народного Просвещения считает, что это число составляет около 98% действительного количества таких школ.

Из этих 100’295 школ состоят в заведывании: Министерства Народного Просвещения – 59’682; Духовного ведомства – 37’922; прочих ведомств – 2’691.

В день переписи в школах присутствовало 6’180’510 человек учащихся, что по сравнению с общим числом населения составляет 3,85%. А так как количество детей школьного возраста (от 8 до 12 лет) определяют около 9% всего населения, то оказывается, что лишь около 43% всех детей посещало в 1911 г. начальную школу (с. 187).

...Средняя стоимость содержания одной школы, подведомственной Министерству Народного Просвещения, определяется, по данным переписи, в размере 1182 руб., одной школы Духовного ведомства - 418 руб.

Средний расход на одного учащегося соответственно определяется в 16 р. 86 к. и 8 р. 83 к. Эта разница объясняется тем, что в числе 37’922 церковных школ, существовавших к началу 1911 г., заключалась 4’091 школа грамотности... (с. 188).

Деятельность Министерства Народного Просвещения по планомерному насаждению школ в целях достижения всеобщего обучения началась... и распространилась прежде всего на 34 губернии, пользующихся положением о земских учреждениях, что вполне соответствовало интересам дела, т.к. именно в этих губерниях имелась организация, пригодная для составления школьных сетей и открытия значительного числа новых училищ.

Из общего числа 359 уездных земств, входящих в состав означенных 34 губерний, в первый же год 122 уезда начали получать пособия по утвержденным школьным сетям, с 1909 г. пособия производятся 63 уездам и с 1910 г. еще 118 уездам. Таким образом, к 1 апреля 1911 г. по 303 уездам шла работа по введению всеобщего обучения... (с. 189).

Сроки осуществления всеобщей доступности начального обучения, т.е. открытия всех предусмотренных школьной сетью данного района училищ, устанавливаются различные, в зависимости от положения школьного дела в каждом уезде и финансовой его состоятельности. В среднем по 34 губерниям этот срок 9,4 года. В 33 уездах (11%) он не превышает 5 лет. В 40 уездах (13 %) на открытие полного числа школ потребуется от 12 до 17 лет... (с. 190).

Из данных, опубликованных Центральным Статистическим Комитетом, видно, что в 1911 г. население 34 земских губерний (76 млн.) составляло 46% всего населения Империи (без Финляндии 164 млн.).

Число начальных школ в этих губерниях (без школ грамоты) – 59’907, составляло 61% всего установленного переписью количества таких же школ (98’204). Расход же на содержание составлял 64% общего по Империи расхода. Эти цифры свидетельствуют о крупной роли земств в деле насаждения начального обучения... Из 949 городов в 1911 г. вступили в согласие с Министерством о введении всеобщего обучения 69 городов. Затем некоторое количество городских поселений включено в уездные земские сети.

В местностях, на которые не распространяется положение о земских учреждениях, Министерство отпускало до 1911 г. средства на их школьные потребности в распоряжение местных учебных властей без выработанных планов всеобщего обучения (с. 190-191).

Подводя итоги всему вышеизложенному, следует сказать, что русская начальная народная школа, до весьма недавнего времени существовавшая главным образом на счет местных средств, ныне же поддерживаемая крупными отпусками из средств казны, развивается в центральных великорусских и малороссийских губерниях достаточно быстрым ходом при должном взаимодействии правительства и местных организаций, и что достижение здесь в недалеком будущем общедоступности начального обучения можно считать обеспеченным. Положение же русской школы на окраинах и в местностях с преобладанием иноплеменного населения представляется сравнительно отсталым. Планомерное развитие школьного дела в этих местностях, составляющее ныне очередную задачу Министерства Народного Просвещения, несомненно, потребует энергичных трудов со стороны ведающих этим делом органов правительства и больших затрат из государственного казначейства (с. 193).

Из "Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1913 г." (Пг., 1914. С. 283-290)

Общая сумма, отпущенная по смете Министерства Народного Просвещения за отчетный год, достигла 142’738’715 руб., т.е. увеличилась против сметы 1912 г. (117’537’360 руб.) на 25 с лишком млн.рублей, или на 21,4%. Большая часть увеличения по смете 1912 г. падает на содержание учебных заведений (до 19 млн.руб.) и на удовлетворение строительных нужд (свыше 4 млн.руб.).

В составе низших учебных заведений Министерства Народного Просвещения заслуживают особого внимания начальные училища, на развитие коих ежегодно отпускаются из казны новые крупные кредиты. Размер ассигнований на начальное образование достиг по смете Министерства 1913 г. половины всей сметной суммы (70 млн.руб.), а вместе с ассигнованиями по смете Святейшего Синода того же года (20 млн.руб.) составляли общую сумму до 90 млн.руб.

...Повышение размера казенного пособия земствам, городам и сельским обществам с 390 руб. до 420 руб. на школьный комплект (50 учеников. А.К.), считая в том числе жалованье учителям в год не менее 360 руб. и законоучителям не менее 50 руб. (вместо прежних 30 руб.). Далее установленные 4 пятилетних прибавки из казны к основному окладу жалованья преподающих в размере 60 руб. в год за каждое пятилетие.

...Число земств, состоящих в соглашении с Министерством, увеличилось к концу 1913 г. до 402 (в 1912 г. было 386) из общего числа 359 земств по Положению 1890 г. и 67 земств по Положению 1911 г... Из всех указанных 426 уездных земств 15 земств уже заполнили свои школьные сети и 31 земство достигло предельного размера казенного пособия.

Из 984 городов достигнуто соглашение о введении всеобщего обучения только с 195 (в 1912 г. с 101 городом) городскими управлениями, 77 городов вошли в школьные сети уездов и 53 городам назначены условно пособия. Таким образом, к 1913 г. приступили к заполнению школьных сетей лишь около 33% общего числа городов.

Наряду с начальными школами МНП в деле всеобщего обучения принимают участие и церковные школы Ведомства Православного Исповедания. В 1913 г. на содержание означенных школ Ведомства (церковно-приходских школ и школ грамоты) было ассигновано из казны 17’958’218 руб. Местных средств на церковно-школьное дело, по сведениям Училищного Совета, поступило к 1913 г. – 8’697’472 руб. (в 1912 г. – 8’836’548 руб.).

Следующее за начальными школами место занимают в бюджете МНП средние общеобразовательные учебные заведения. За короткое время с 1911 г. кредиты на среднюю школу возросли по смете Министерства вдвое и достигли в отчетном году 26 млн.руб.

Столь значительный рост этих кредитов объясняется, однако, не столько увеличением числа вновь открытых учебных заведений этого типа, сколько введением в 1912 г. новых штатов мужских гимназий, прогимназий и реальных училищ (закон 10 мая 1912 г. - об увеличении окладов служащим и хозяйственных расходов. - А.К.).

К 1913 г. общее число средних общеобразовательных учебных заведений достигло 1968, в том числе 843 мужских и 1125 женских... Рост высших и средних профессиональных училищ значительно уступает росту низших профессиональных же школ. В то время как увеличение высших учебных заведений выразилось в 3,8%, а средних даже в 1,6%, число низших школ возросло на 8,7%.

При всем этом, несмотря на сравнительно быстрый рост профессиональных школ, существующих ныне, количество как средних, так и низших специальных учебных заведений не может вполне удовлетворять действительной в них потребности. С развитием у нас сельскохозяйственной, фабрично-заводской и ремесленной промышленности постоянно усиливается спрос на научно-подготовленных мастеров, низших и средних техников по отдельным производствам. Удовлетворению этого спроса, несомненно, потребует от ведающих этим делом органов напряженной деятельности по развитию профессиональных средних и низших школ.

2. Высшая школа в России

А.Е.Иванов

В материалах по истории высшей школы России начала XX в. отсутствуют обобщающие статистические данные, которые отражали бы основные параметры состояния и динамики развития этой отрасли народного образования. Этому препятствовало многоведомственное подчинение вузов страны, отсутствие единого координирующего и направляющего центра, в котором сосредоточивались бы сведения о всех типах высших учебных заведений страны, их количестве, численности и составе студентов и профессорско-преподавательского корпуса и т.д.

Вместе с тем существуют достаточно представительные погодные отчетные данные как по отдельным учебным заведениям (казенным, общественным, частным), так и по ведомственным системам подготовки кадров. Эти первшшые материалы дают возможность составления статистических таблиц, отражающих состояние и процесс развития высшего образования в России в начале XX в.

Таблица 1

Государственные высшие учебные заведения в 1913/1914 гг.
Виды учебных заведенийЧисло учебных
заведений
Количество
студентов
Университеты1035695
Юридические41036
Востоковедение3270
Медицинские22592
Педагогические4894
Военные и военно-морские8894
Богословские61185
Инженерно-промышленные1523329
Земледельческие63307
Ветеринарные41729
Художественные1260
Итого6371319

Источники: Таблица составлена А.Е. Ивановым по материалам отчетов Министра народного просвещения , всеподданнейшего отчета Военного Министерства, отчета по морскому Министерству, обзора деятельности ведомства православного вероисповедения, ГУЗиЗ, справочных материалов по отдельным учебным заведениям и т.п. (См.: Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX - начале ХХ века. М., 1991. С. 23, 28, 32, 37, 40, 48, 51, 64-65, 81, 93).

Таблица 2

Общественные и частные высшие учебные заведения в 1913/1914 гг.
Высшие учебные заведенияЧисло учебных заведенийКоличество студентов
Высшие женские университетские курсы1823534
Высшие женские медицинские учебные заведения41254
Высшие университетские заведения для мужчин и женщин57659
Педагогические61237
Искусств и искусствоведения87189
Коммерческие68364
Сельскохозяйственные42274
Инженерно-промышленные2642
Итого5452153

Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по данным справочных изданий о деятельности отдельных учебных заведений. (См.: Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX начале XX века. М., 1991. С. 105, 108, 111, 117, 130, 136-137, 143, 151, 154).

Таблица 3

Сословный состав студентов Университетов в 1900 и 1914 гг. (на 1 января)
Сословия1900 г.1914 г.
абсолют.в %%абсолют. в %%
Дети дворян, чиновников и офицеров805452.01283336.0
Дети почетных граждан, купцов, мещан,
цеховых, крестьян, казаков
342822.11774449.7
Дети лиц духовного звания14579.4367710.3
Иностранцы255116.54321.2
Прочие10092,8
Итого1549010035695100

Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по данным "Отчета Министра народного просвещения за 1913 год". Пг., 1916, ведомость № 6.

Таблица 4 *

Сословный состав студентов высших технических учебных заведений в 1901-1914 гг.
Сословия1900 г.1914 г.
абсолют.в %%абсолют. в %%
Дети дворян, чиновников и офицеров181636.1238324.6
Дети почетных граждан, купцов,
мещан, цеховых, крестьян, казаков
295558.8696371.7
Дети лиц духовного звания1082.12322.4
Иностранцы1513.01261.3
Итого50301009704100

Источники: Извлечение из отчета Министра народного просвещения за 1901 г. СПб., 1902. С. 579-699; Отчет Министра народного просвещения за 1913 г. Пг., вед. 16.

* Таблица составлена по данным о составе студентов С.-Петербургского, Томского, Харьковского технологических, Рижского политехнического институтов и Московского технического училища ведомства Министерства народного просвещения.

Таблица 5

Вероисповедный состав студентов в 1898-1914 гг.
ВероисповеданиеУниверситетыТехнологические и технические вузы
1906 г.1914 г.1898 г.1906 г.1914 г.
а6с.%а6с. %а6с. %а6с. %а6с. %
Православные и сектанты1757471.92667074.7183051.5470963.2636665.6
Римско-католики21348,726287.467419.06819.16616.8
Лютеране и реформаты15446.327787.851814.6115715.5171317.6
Иудейского исповедания22479.221336.040611,46638.97377.6
Армяно-грегориане7783.211543.2842.41952.61661.7
Магометане1150.51920.5110.3350.5360.4
Прочие620.21400.4270.8180.2250.3
Итого2445410035695100355010074581009704100

Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по данным "Извлечений из всеподданнейшего отчета Министра народного просвещения за 1897 г." (СПб.. 1902)/'Всеподданнейшего отчета Министра народного просвещения за 1905 г." (СПб., 1907, ведомости № 6, 16) и 1913 г. (Пг., 1916. Ведомость № 6, 16).

Таблица 6

Численность профессорско-преподавательского корпуса
высших учебных заведений России в 1898/99 и 1913/14 гг.
Типы уче6ных заведений1898/99 г.1913/14 гг.
абс.%абс.%
Университеты113046.0151033.7
Юридические1084.413763.0
Востоковедные311.3461.0
Педагогические391.612672.8
Медцинекие7313.023885.3
Инженерные476219.4130429.1
Аграрные1375.62134.7
Ветеринарные512.01292.9
Военные2731.023195,2
Духовные15046.1155103.5
Музыкальные, театральные,
изобразительного искусства
23659.6388118.7
Итого24581004477100

Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по данным годовых отчетов соответствующих центральных ведомств, учебных заведений, списков личного состава Министерств и Главных Управлений, в ведении которых находились учебные заведения. (См.: А.Е.Иванов. Высшая школа России в конце XIX начале XX века. М., 1991. С. 208-209).

  1. Данные по Женскому медицинскому институту приведены на 1902 г.; данные по Военно-медицинской академии отсутствуют.
  2. Данные по Варшавскому политехникуму приведены на 1901/02 учебный год.
  3. Данные по Военно-юридической академии и Интендантскому курсу приведены на 1902 г., по Артиллерийской, Инженерной, Генерального штаба академиям данные отсутствуют.
  4. Данные по Римско-католической и Эчмиадзинской армяно-грегорианской духовным академиям отсутствуют.
  5. Данные по Петербургской консерватории приведены на 1901/02 год.
  6. Данные по Александровскому лицею приведены за 1912 год.
  7. Данные по Женскому педагогическому институту приведены на 1912 год.
  8. Данные по Военно-медицинской академии приведены на 1912 год.
  9. Данные по высшим военным учебным введениям приведены на 1912 год.
  10. Данные по Римско-католической Духовной академии приведены на 1912 г.; сведения по Армяно-грегорианской духовной академии отсутствуют.
  11. Отсутствуют данные по Саратовской консерватории.

Таблица 7

Сословный состав профессорско-преподавательского корпуса на 1917 г.
СословияУниверситеты и вузы университетского типа ведомства МНП.Технологические институты, технические училища, политехникумы*
а6с.%а6с. %
Потомственные дворяне27133.43326.4
Из личных дворян, чиновников и обер-офицеров18222.42923.2
Из духовенства13216.264.8
Из почетных граждан263.2108.0
Из купцов384.786.4
Из мещан и цеховых799.72721.6
Из крестьян и казаков232.864.8
Сыновья врачей, юристов, художников, учителей, инженеров384.754.0
Из иностранцев222.710.8
Итого811100125100

Источники: Список лиц, служащих по ведомству Министерства народного просвещения на 1917 г. Пг., 1917.

* Использованы данные по Петроградскому, Харьковскому, Томскову технологическим институтам, Московскому техническому училищу и Рижскому политехникуму.

Таблица 8

Количество и специализация выпускников российских вузов в 1900-1913 гг.
Специальность1900-1908 гг. 1909-1913 гг. 1913 г. Всего за 1900-1913 гг.
Юристы1159814491262426089
Врачи76408351204215991
Педагоги61748402174714576
Офицеры1197614674443443
Священнослужители (православной,
католической и евангелической церквей)
226412082363472
Востоковеды40231353715
Инженеры фабрично-заводского производства4650445212779102
Инженеры путей сообщений13649392082303
Горные инженеры6246231661247
Инженеры строители, архитекторы7995611051360
Инженеры связи16920165370
Экономисты4487621801210
Агрономы, лесоводы, ветеринары,
межевые инженеры
386833088417176
Художники, ваятели1779819270

Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по материалам ведомственных отчетов (МНП, ГУЗиЗ, Военного Министерства, МПС), отчетов вузов, справочных изданий и т.д. (См.: Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX - начале ХХ в. М., 1991, с. 318-319).

1 к выпускникам военных академий прибавлены окончившие Восточный институт. Выпускники Военно-медицинской академии - в группе врачей.

Из "Всеподданнейшего доклада Министра народного просвещения"
гр. П.Н. Игнатьева от 13 июня 1916 г.

Ведомством разрабатывается вопрос о расширении существующих и открытии новых учебных заведений разных специальностей ... Для уяснения степени потребности в этого вида учебных заведений, я почитаю долгом привести справку, что в то время как в Англии, во Франции и других странах Западной Европы один врач приходится примерно на 1400-2500 жителей, у нас число это возрастает до 5450. По собранным мною данным только для удовлетворения наиболее скромных требований, обеспечивающих население врачебной помощью, при котором один врач приходился бы на 3900 человек существующее число врачей должно было бы увеличиться на 12800 человек, для чего потребовалось бы открытие по крайней мере 10 новых медицинских школ. В нелучшем положении находится и постановка ветеринарной помощи. По данным, собранным Министерством внутренних дел, для более или менее правильного устройства ветеринарного надзора потребовалось бы по меньшей мере 8000 ветеринаров, в то время, как их имеется немногим более 3000 человек и существующие 4 ветеринарных института не в состоянии значительно увеличить свои выпуски. Наконец, недостаток специально образованных фармацевтов поставил нашу фармацевтическую промышленность в полную зависимость от иностранных рынков.

Изучая далее вопрос, в какой области государственной и общественной деятельности больше всего ощущается недостаток в лицах с соответствующим высшим образованием, я встретился с явлением, которое грозит затормозить не только общий рост народного образования, но и может послужить препятствием к широкому развитию профессиональных знаний. Явление это заключается в быстро растущем некомплекте преподавателей общеобразовательных предметов в средних учебных заведениях, одинаково необходимых как для общеобразовательной, так и для профессиональной средней школы. По статистическим данным некомплект этот в некоторых местностях Империи превышает 40% общего числа преподавателей, вследствие чего приходится допускать к преподаванию лиц, не обладающих соответствующим научным цензом, что неминуемо влечет за собой понижение уровня преподавания... Отсюда возникает неотложная необходимость в увеличении физико-математических и историко-филологических факультетов, так как существующие не могут в полной мере удовлетворить предъявляемому к ним требованию. Нельзя упускать из виду, что вся техника, все прикладные науки и профессии покоятся на данных чистой науки, которая разрабатывается именно в факультетах. Поэтому и основные кафедры всех высших учебных заведений должны питаться силами, даваемыми факультетами, а следовательно, и развитие высших технических знаний так же неразрывно связано с параллельным ростом высших учебных заведений, культивирующих чистую науку. Между тем, в то время как число высших специальных школ только за последние 25-30 лет увеличилось на 15 учебных заведений, число упомянутых факультетов остается без изменений с 1876 г., т.е. с открытием Новороссийского университета, т.к. учрежденные после него университеты Томский и Саратовский существуют до сих пор без этих факультетов.

Наконец, многообразные потребности государственной и общественной жизни требуют участия в разного рода государственной и общественной деятельности лиц с высшим юридическим и финансово-экономическим образованием.

Таким образом, для удовлетворения изъясненных неотложных потребностей страны в лицах с высшим образованием, возникает необходимость прежде всего в открытии высших медицинских и физико-математических, затем историко-филологических и, наконец, юридических школ. По исторически сложившейся организации совокупность этих школ и составляют университеты.*

Источник: ГА РФ. Ф. 25. Оп. 5. Д. 6. Л. 591-595.

* Доказывать необходимость учреждения новых университетов Министра просвещения заставляло то обстоятельство, что Николай II еще в апреле 1912 г., после обсуждения вопроса о необходимых мерах по развитию высшего образования особым совещанием и Советом Министров, на заключении последнего "начертал": "Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных заведений, а еще больше в средних технических и сельскохозяйственных школах, но что с нее вполне достаточно существующих университетов. Принять эту резолюцию за руководящее мое указание".

Литература:
Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб.: Блиц 1995 416 с.
Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова