сегодня17августа2017
Ptiburdukov.RU

   Науки делятся на две группы — на физику и собирание марок.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

История календарного дела в России


Страницы московских календарей

Валерий Алексеев

Москвич Валерий Владимирович Алексеев — календареограф, около тридцати лет занимается он исследованием забытого удивительного мира старинных русских календарей и месяцесловов.

Первый гражданский календарь, не прерываемый ни на один год, выпущен был в Москве 28 декабря 1708 года по настоянию Петра I. Небольшие по формату, в виде удлиненной по высоте записной книжки петровские календари открыли дорогу новой книжной продукции. Петр в их издании видел определенную пользу: с одной стороны — постепенное внедрение нового летосчисления [Как известно, до Петра 1 Новый год на Руси отмечался 1 сентября], с другой — просветительский характер календарных изданий, публикующих уже в ту пору немало полезных сведений.

Календарное дело постоянно совершенствовалось и развивалось. С образованием Санкт-Петербургской Академии наук право на издание календарей переходит к ней. Однако в Москве удается выпускать неожиданные по содержанию и оформлению календари, которые сразу же стали настольной книгой для читателей многих поколений. Один из них, в виде увесистого тома, был издан замечательным русским просветителем и книгоиздателем Н. И. Новиковым. В 1780 году из его университетской типографии выходит «Экономический календарь, или Наставление городским и деревенским жителям, сочиненный г. статским советником... С. В. Друковцовым». В нем советы и наставления, вобравшие мудрый опыт предков, преподнесены последовательно, по месяцам.

Календарь издательства И.Д. Сытина
Календарь издательства И.Д. Сытина

Н.И. Новиков неустанно расширяет и разнообразит тематику книжной календарной продукции. Он выпускает, например, «Христианский календарь на лето... 1784 года». На пятистах страницах этого оригинального издания помещены духовные стихотворения, афористические мысли, направленные на воспитание высокой морали и духовной чистоты у соотечественников, и сейчас кажется странным, что о таких книгах не рекомендовалось несколько десятилетий ни говорить, ни писать, тогда как в добрую старину подобные издания служили не одному поколению многих благоверных семей.

Российский гербовник. Календарь 1913 года

Несколько озадачил календарь под неожиданным заглавием «Гипотипозис», выпущенный 195 лет назад вольной типографией Пономарева в Москве. Полное же его название таково: «Гипотипозис, или Живое изображение древности, постепенно дошедшее до нынешнего века, выбранное из книг Священного Писания и из древних исторических и разных новейших авторов взятое и вкратце с точным подробностей наблюдением предложенное, с присоединением любопытного календаря и различных математических таблиц и фигур». Объемны, содержательны тридцать семь его разделов: жития святых, статьи по истории и географии, астрономии и астрологии и даже мифологии. Читателям он пришелся по вкусу своей основательностью, достоверностью и разнообразием фактов и сведений.

Вот, например, отрывок из статьи календаря «Опись качеств знатнейших европейских народов»:

«Который диалект есть самолучший? Карл, римский император, говаривал, что испанским языком, с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским, полом, но русским, языком, по мнению М. Ломоносова, со всеми оными беседовать пристойно, ибо ежели кто в него с прилежанием вникнет, тот найдет в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского; сверх того — богатство и сильную во изображениях краткость греческого и латинского языка. Славное красноречие Цицероново, великолепная Виргилиева важность, Овидиево приятное витийство не теряют своего достоинства на русском-языке. Тончайшие философические рассуждения, многоразличные естественные свойства и перемены, бывающие в сем видимом строении мира и в человеческих общениях, имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи, и ежели чего точно изобразить не можем, то не языку нашему, по недовольному в нем. искусству приписывать долженствуем, говорил он».

С начала XVIII столетия особую популярность в народе приобрел «Брюсовский календарь», составленный на 100 лет вперед. Он печатался более шести лет (1709—1715 гг.) на больших гравированных листах, а затем был переиздан в виде альбома известным тогда книгоиздателем и библиотекарем Василием Киприяновым «под назрением его превосходительства генерал-лейтенанта и кавалера Якова Вилимовича Брюса». Личность последнего овеяна легендами. Одни его воспринимали как и есть — образованнейшим человеком, ученым, сподвижником Петра I, другие — алхимиком, чернокнижником, словом, «колдуном с Сухаревой башни». И столетний календарь с предсказаниями только подлил масла в огонь, возбудив и без того пылкое воображение простого люда, который и нарек это издание именем Брюса. Больше всего воздействовал па народ его «прогностик», который поучал, когда нужно «кровь пущать, мыслити почать, брак иметь, домы созиждати, зверей и рыбу ловить, платье кроить, мыться в мыльне» и многому другому.

Прогностик из Брюсовского календаря
Прогностик из Брюсовского календаря

Чувство юмора никогда не покидало наш народ, и на разного рода предсказания он смотрел не без усмешки.

Всеобщий русский календарь

«Понеже многие любопытные головы чрез весь год одним глазом па календарь и на его пророчества смотрят, — читаем в календаре на 1731 год, — а другим, на погоды и случай мира смотрят; и буде случится, что одно с другим сходно, то они тем и забавляются, что из толь многих календарских провещаний одно или два удалися, а буде и ничего не удастся, как то почти всегда случается, то и тем паки веселятся». Как не вспомнить здесь Грибоедова: «Все врут календари!»

Наиболее яркий расцвет выпуска календарной продукции приходится на конец XIX столетия. Длительное право Академии наук на их издание закончилось. С 1855 года губернским комитетом разрешалось печатать «Памятные книжки», а через десять лет такая возможность предоставлена была частным книгоиздателям.

Среди таких видных книгоиздателей, как Г. Гоппе, А. Суворин, А. Гатцук, П. Сойкин, Отто Кирхнер, К. Ступин, И. Горбунов-Посадов, зарекомендовавших себя на календарном поприще, особое место принадлежит знаменитому москвичу Ивану Дмитриевичу Сытину. Он поставил календарное дело в России на невиданную высоту. Его редакция в пору своего расцвета выпускала миллионными тиражами двадцать пять видов календарей — общих и специальных, предназначенных для самого широкого круга людей. Яркие и неповторимые обложки, максимум познавательных сведений завораживали читателей.

Всеобщий русский календарь

Конкуренция не пугала товарищество И. Д. Сытина, календари шли вне конкуренции, они пользовались спросом, их знали и покупали. Наряду со всеобщими, предназначенными для всех и каждого, выпускались календари для людей определенной профессии, специальности, увлечения и даже сословия. Впрочем, их заглавия говорили сами за себя: женский, деревенский, музыкальный, юридический, медицинский, бетонно-строительный, технический, коммерческий; для охотников и рыболовов, садовников и огородников, учителей и учащихся, для чинов полиции и нотариусов и многие другие.

Замечу в конце: возможно, календари не пользовались бы столь очевидной популярностью, не будь в них, кроме необходимых обиходных, житейских сведений, еще и произведений именитых писателей — рассказов, заметок, стихотворении или исторических повествований. Участие известных литераторов в подобных изданиях прослеживается с той поры, когда зародилось на Руси календарное дело.

Коммерческий адрес-календарь на 1910 год издательства И.Д. Сытина







Источник: Журнал русской культуры «Москва», 1997 г. № 9, с. 169-172


Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова