сегодня28февраля2020
Ptiburdukov.RU

   Если бы Бетховен погиб в авиакатастрофе, совершенно иной была бы история музыки и авиации.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника


Вчера (12 мая) 13 мая Завтра (14 мая)


311 лет назад (в 1709 г.) вышел первый лист «Брюсова календаря»


     История народного календаря как часть истории отечественной культуры прошла долгий и сложный путь. Не сразу установилось и утвердилось даже начало года. В Древней Руси год начинался 1 марта. Но в XIV веке христианская церковь предприняла попытку перенести начало года на сентябрь... Гражданский и христианский календари оказались в противоборстве. Только в 1492 году (в 7000-м «от сотворения мира») было официально признано христианское «новогодье». И два века Новый год в Русском государстве встречали 1 сентября.

     Петр I решил сравнять российское летоисчисление с европейским и с 1 янва­ря 1700 года ввел Юлианский календарь. 1699 год был в России самым коротким: он продолжался всего четыре месяца – с сентября по декабрь включительно. Надо заметить, что новый календарь российский народ принял довольно легко, так как памятные и праздничные дни остались на своих местах без изменений, а передвинулся только Новогодний праздник.

     Многие столетия народный календарь, пополняясь новыми наблюдениями и обычаями, переходил от поколения к поколению лишь в устной памяти, не отражаясь в письменных или печатных изданиях. Объясняется это тем, что до начала XVIII века все «книжное дело» находилось в руках церкви и «книжным творением» занимались преимущественно монастыри, которые переписывали и распространяли в основном священные писания. Народный же календарь к таким сочинениям не относился и не мог стать настольной книгой не только в крестьянской семье, но даже в боярских хоромах. К тому же в народном календаре тесно переплетались обычаи и обряды, сложившиеся еще в языческие времена, и церковь, конечно, не могла позволить издание в своих стенах книги с «еретическими» установками. За это могла взяться лишь типография «мирского» назначения. Но прежде нужен был энтузиаст, который взялся бы за составление народного календаря, доступного и понятного народу.

     Такой человек нашелся в годы царствования Петра I. Звали его Яковом Велимовичем Брюсом. Его родители, выходцы из Шотландии, приехали в Россию и поступили на службу к русскому царю еще в 1647 году. С 17 лет начал службу у молодого царя и Яков Брюс. Талантливый и всесторонне образованный, Я. В. Брюс был удостоен высшего в России чина генерал-фельдмаршала. Он участвовал в Полтавской битве, затем Петр I поставил его во главе Берг... и Мануфактур-коллегий.

     В 1709 году Брюс занялся составлением первого русского календаря. В помощники себе он взял отменного рисовальщика, превосходного математика и географа Василия Куприянова, служившего библиотекарем в Московской навигаторской школе, а также его ученика, стихоплета и гравера Алексея Ростовцева. Втроем они с увлечением принялись за неведомое никому из них дело. Но работа растянулась на шесть лет.

     Первый медный лист – со знаками Зодиака – был закончен 2 мая [13 мая по новому стилю] 1709 года. Петр I одобрил работу брюсовской компании. Это прибавило энтузиазма, и 1 ноября 1709 года был выпущен второй лист – со святцами. Однако каждый последующий лист отнял почти по году труда, а над последним листом со сложными астрономическими исчислениями Брюс и его помощники корпели более двух лет. Наконец в 1715 году «Брюсов календарь» увидел свет.

     Это было удивительное «произведение». Календарь, выгравированный на медных листах, помимо чисто «календарных» сведений сопровождался стихами, символическими рисунками и таблицами. Содержал он 20 разделов и начинался «от сотворения мира». Специальный раздел был посвящен предзнаменованиям «на всякий год по планетам». Несколько таблиц рекомендовали, в какое время, и какое действие следовало предпринять, чтобы добиться наиболее благоприятного исхода. На последних листах излагались народные приметы, связанные с погодой, и другие сведения, имевшие практическое значение.

     в 1709 году в гражданской Московской типографии началось издание первых двух листов легендарного «Брюсова календаря», которому на долгие годы предстояло стать настольной книгой просвещенных россиян, позволявшей не только получить обширные справочные сведения, но и заглянуть в будущее. Собственно, в книгу, постоянно дорабатывающуюся и переиздающуюся, календарь превратился позже, так как первоначально его отпечатали в виде пяти больших гравировальных листов.

     «Брюсов календарь» – уникальный справочник на многие случаи жизни, содержащий обширные разделы с советами и предсказаниями, которые более двух столетий в России считали самыми точными. Именно предсказания и принесли широкую славу календарю. В первом издании им были посвящены третий и четвертый листы, отпечатанные в 1710 году.

     Третий лист содержал астрологические предсказания на 112 лет – до 1821 года, «...по которым осмотря лето желаемое и круг Солнца, по оному обретати имаши господствующую планету и действы через весь год, яже изъявлены под каждой планетой». Четвертый же лист содержал астрологические предсказания и рекомендации для повседневной жизни, сделанные в соответствии с расположениями Луны в зодиакальных созвездиях. Не менее любопытен был и пятый лист (1711 г.), содержавший вечный календарь, который позволял составлять прогнозы на много лет вперед. Собственно календарем, но обычным, кроме него был и второй лист, на котором также были размещены святцы и церковные справки.

     В 1715 году «Брюсов календарь» был в сокращенном виде издан на одном листе. Всего получилось шесть отдельных листов, поэтому часто в справочниках пишут, что первое издание было шестилистовым. Серьезные доработки календаря начались в царствование Елизаветы Петровны. Тогда в нем появились справочно-географические разделы и частные предсказания, позволявшие прогнозировать судьбу конкретного человека. А издаваться он стал в виде книги.

     Иногда «Брюсов календарь» представляют как отечественный аналог предсказаний Нострадамуса. Думаю, это не совсем верно, так как основу предсказательного раздела календаря составил подробный справочник по солнечно-лунным циклам. А уже исходя из него давались различные советы и предсказания.

     «Брюсовым» календарь назван не зря, хотя Яков Виллимович Брюс и не был его единоличным автором. Человек разносторонних знаний и талантов, он был ближайшим сподвижником Петра I. В народе же за Брюсом закрепилась слава чернокнижника и могущественного колдуна. Этому немало способствовали обсерватория и химическая лаборатория созданные Яковом Виллимовичем в Москве в Сухаревой башне. Когда появился календарь с предсказаниями, изданный «под надзрением его превосходительства господина генерала-лейтенанта Якова Вилимовича Брюса», народ убедился, что был прав – создать подобное способен только тот, кто знается с темными силами.

     Судя по всему, основную работу по составлению и подготовке «Брюсова календаря» к изданию выполнил Василий Ануфриевич Киприянов, именно его имя указано на пятом листе. Судьба этого человека удивительна и тесно связана с петровскими преобразованиями. Посадский человек из московской Кадашевской слободы, он с детства имел удивительную страсть к учебе и познанию нового, умудрившись самостоятельно преобрести знания, соизмеримые с теми, что давали в то время европейские университеты. О его способностях стало известно Петру I, и в 1701 году царь назначил его помощником к Магницкому, готовившему к изданию «Арифметику» и пособия для Навигацкой школы. А затем сделал начальником типографии гражданских изданий и присвоил почетное званиее «царского библиотекариуса». Кроме работы над календарем, Киприянов подготовил и издал несколько математических и астрономических справочников и таблиц, а также открыл в Москве первую публичную библиотеку.

     С годами «Брюсов календарь» превратился в солидную книгу. Он многократно переиздавался до начала ХХ века, причем в него вносились новые справочные разделы, а уже имевшийся текст дорабатывался с ипользованием различных астрологических прогнозов и продливался на предстоящие годы. В последних изданиях календаря прогнозы давались по 2000 год включительно, естественно, что они опирались на политические и социальные реалии своего времени. При этом закрепившееся за ним название – «Брюсов календарь» – было сохранено, хотя в нем от первоначального текста и осталось совсем немного.

     Популярность календаря в России была огромна. С его помощью узнавали сроки посадки и виды на урожай, предсказывали погоду и стихийные действия, победы в войнах и состояние российской экономики. Наибольший интерес вызывали так называемые «частные» предсказания, дававшие возможность заглянуть в будущее конкретного человека, исходя из даты его рождения. В основу таких предсказаний были положены астрологические описания солярных типов характера, выводившиеся при помощи специальных расчетных таблиц, учитывовших 28-летний повторяющийся цикл положений Солнца и пяти планет, а также 19-летний цикл положений Луны. Подобные циклы используют при прогнозах и многие современные астрологи.

     «Брюсовым календарем» для предсказаний продолжали пользоваться даже в конце прошедшего столетия. В 1989 году в газете «Советская культура» появилась небольшая статья о встрече корреспондента с 90-летним крестьянином из Воронежской глубинки, который с поразительной точностью предсказывал погоду и гадал односельчанам. Высказывавшим сомнение в правдивости его предсказаний он обычно отвечал: «Я ж тебе по календарю Брюса гадаю – ему более двух сотен лет. И ни разу никого не подводил! Может, у меня единственного и остались эти умные записи, которые я успел сделать, когда еще те календари в почете были».

Использованы материалы сайта «Пенза православная»

Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова