сегодня21мая2018
Ptiburdukov.RU

   Не пишите длинных писем! У чекистов устают глаза.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

Вчера (20 мая) 21 мая Завтра (22 мая)


287 лет назад (в 1731 г.) учрежден Охотский военный порт


     10 мая (21 мая по новому стилю) 1731 года Сенатом «Для защиты земель, морских торговых путей и промыслов» был учрежден Охотский военный порт — первая постоянно действующая военно-морская единица России на Тихом океане.

     Охотск был объявлен военным портом. Русским правительством было принято решение о создании Охотской военной флотилии. Первым командиром Охотского порта и флотилии был назначен видный деятель петровских времен Г.Г. Скорняков-Писарев.

     В Охотск стали прибывать моряки, кораблестроители. Развернулось строительство военных кораблей. Вскоре Охотскому порту пришлось сыграть выдающуюся роль в подготовке грандиозной по тем временам Второй Камчатской экспедиции. В июне 1740 г. с охотских верфей были спущены на воду построенные замечательными мастерами-кораблестроителями Макаром Рогачевым и Андреем Козьминым пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел». В этом же году в Охотске была открыта школа, преобразованная в 1756 г. в навигацкую школу, которая готовила штурманов для кораблей и судов, плававших на Дальнем Востоке. На подходах к Охотскому порту выставляется первое штатное навигационное ограждение фарватера, организуется лоцманская служба, сооружается маяк. К середине XVIII столетия Охотская флотилия насчитывала семь кораблей (три бота, три галиота и одна бригантина).

     В 1782 г. в составе Иркутского наместничества была образована Охотская область, и положение Охотска, как центра этой области, еще более укрепилось. В 1790 г. ему присваивается городской герб, представлявший собой изображение морского штандарта, положенного на два якоря.

     По мере освоения Курильских и Алеутских островов и побережья Северной Америки большое развитие получило на Дальнем Востоке торговое мореплавание. Его базой также являлся Охотск, ставший центром Российско-Американской компании. Компания строила суда в Охотске, Большерецке, Нижне-Камчатске и Ново-Архангельске. Но их явно не хватало для промысла и торговли. Кроме того, компания не могла своими силами обеспечить безопасность русских поселений в Северной Америке и все увеличивающихся торговых коммуникаций. Поэтому русское правительство в 1799 г. направило из Петербурга в Охотск морскую команду для формирования здесь постоянно действующего военного флота с первоначальным составом из трех фрегатов{9} и трех малых кораблей. В том же году в Охотск прибыл полк солдат для обороны сухопутных границ и поселений на Дальнем Востоке.

     Главным командиром Охотского порта был назначен опытный военный моряк контр-адмирал Иван Константинович Фомин. Прибывшая из Петербурга морская команда и личный состав порта приступили к постройке четырех бригантин и пяти галиотов. Адмиралтейств-коллегия по просьбе Фомина направила для укомплектования этих кораблей 78 моряков, в том числе 9 штурманов.

     В 1804 г. мастер Вашуткин построил в Охотске первый на Дальнем Востоке бриг — «Св. Феодосия».

     Как и Фомин, большую роль в развитии Охотска и военного флота на Дальнем Востоке сыграл капитан-лейтенант Михаил Иванович Миницкий, назначенный в 1809 г. начальником Охотского порта. Он перенес порт в безопасное от наводнений место, улучшил деятельность навигацкой школы, открыл народную школу.

     Но с развитием русских кругосветных плаваний в силу своего географического положения на первый план выдвигается Петропавловск-Камчатский. Кроме того, Охотский порт имел открытую акваторию и мелководный рейд. Все более настоятельной становилась необходимость переноса порта в более удобное место.

     Но лишь с назначением управляющим Охотской факторией Российско-Американской компании энергичного и деятельного офицера, опытного моряка, героя Наваринского сражения Василия Степановича Завойко этот вопрос начал получать практическое разрешение. В 1845 г. Охотская фактория Российско-Американской компании была перебазирована в Аянский порт. Значение Охотского порта стало падать. Но в истории Тихоокеанского флота он сыграл важную роль как центр кораблестроения и мореходства на Дальнем Востоке, как колыбель русских морских сил на Тихом океане.

По материалам Захаров С.Е., Багров В.Н., Бевз С.С., Захаров М.Н., Котухов М.П. "Краснознаменный Тихоокеанский флот"

Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова