сегодня19сентября2019
Ptiburdukov.RU

   Единственный наш долг перед историей - это постоянно ее переписывать.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

Вчера (24 сентября) 25 сентября Завтра (26 сентября)


81 год назад (в 1938 г.) завершился рекордный авиаперелет женского экипажа Валентины Гризодубовой


Валентина Гризодубова

Валентина Гризодубова
То, что 19-летняя студентка из Харькова
Валентина Степановна Гризодубова поступит в
аэроклуб, а затем в летную школу и станет пи-
лотом гражданской авиации, было предсказуемым
делом: она ведь была дочерью одного из первых
русских летчиков и авиаконструкторов Степана
Гризодубова, поэтому с самого рождения жила в
атмосфере полетов и любви к небу.

25 сентября 1938 года экипаж самолета «Родина» (командир Валентина Гризодубова, второй пилот Полина Осипенко, штурман Марина Раскова) успешно завершил беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, преодолев более 6 тыс. км за 26 часов 29 минут. Таким образом был установлен женский мировой рекорд дальности полета.

Для перелета выделили один из трех опытных экземпляров так и не запущенного в серию дальнего бомбардировщика ДБ-2, спроектированного в 1935 году под руководством Павла Сухого. Построенный в мае 1937-го на заводе N 156 - в Москве, на углу улицы Радио и Салтыковской набережной Яузы (ныне набережная Академика Туполева), - он имел заводское обозначение "37-3" (37-й тип, 3-й экземпляр; принятое в литературе обозначение АНТ-37 в документах не встречается). С "37-3" сняли вооружение, установили двигатели специальной сборки, дополнительные бензобаки, новое приборное и радиооборудование. Улучшили обзор из кабины штурмана.

В августе 1938 года машина получила собственное имя - «Родина». Это слово написали большими красными буквами на нижней поверхности крыла, окрашенного, как и весь самолет, в серебристый цвет, между двумя красными звездами, и, каллиграфической строчкой, - слева на носовой части фюзеляжа.

Крыло необычайно большого удлинения говорило о сравнительной тихоходности машины. Ведь оно помогало, снижая индуктивное сопротивление, увеличить дальность полета лишь на скоростях до 350 км/час.

24 сентября 1938 года в 8 часов 16 минут "Родина" стартовала с подмосковного Щелковского аэродрома на восток.

Самолет ДБ-2 «Родина»

Почти все 6400 километров пришлось преодолевать вне видимости земли, по приборам. Сентябрьские туманы заставили ориентироваться лишь по пеленгам на радиомаяки, таким образом определяя свое местонахождение. Вначале полет проходил над облаками, но перед Красноярском верхняя граница облачности превышала 7000 метров, поэтому пришлось лететь в облаках. Начался слепой полет.

Штурман Марина Раскова и 2-й пилот Полина Осипенко перед полетом осваивают радиостанцию

Штурман Марина Раскова и 2-й пилот Полина Осипенко перед полетом осваивают радиостанцию

За бортом минус семь, окутавшаяся влагой машина стала обледеневать. Лобовые стекла кабин первого пилота и штурмана покрылись льдом, потускнели и боковые...

Пришлось набирать высоту, чтобы пробить облачность, которая исчезла лишь на высоте 7450 метров, и до самого Охотского моря «Родина» так и шла не ниже семи тысяч. Экипаж работал в кислородных масках.

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой с экипажем «Родины»

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой с экипажем "Родины"

Естественно, вырос расход горючего. Его усилил длительный набор высоты, когда моторы работают в очень напряженном режиме.

Правда, на семи тысячах повысилась путевая скорость - помог попутный ветер.

Марина Раскова

Марина Раскова
20-летнюю лаборантку Военно-воздушной ака-
демии москвичку Марину Михайловну Раскову
сначала увлекала кабинетная аэронавигация,
однако в 1933 году студентка-заочница сдала
экзамен на штурмана самолета, а в 1935 году
выучилась и мастерству пилотирования.

Внезапно в полете отказало радиооборудование. Сегодня нет единого мнения, почему это могло произойти, но именно по причине отказа радио Гризодубова южнее Тынды изменила маршрут: не довернула вправо, на ведущий к Хабаровску курс 120, а продолжала идти курсом 90, строго на восток, к Николаевску-на-Амуре.

Так как сигналы радиомаяков не принимались, по радиокомпасу лететь было нельзя, а пытаться выдерживать курс, не видя землю, по магнитному компасу очень рискованно: путь проходил слишком близко к границе с оккупированной японцами Маньчжурией. Чуть пересек ее - и пограничный инцидент! Ведь не прошло ещё и двух месяцев, как затих конфликт у озера Хасан...

Следуя курсом 90, утром 25 сентября 1938 года «Родина» вышла к Тугурскому заливу Охотского моря, четко обозначившемуся внизу через разрывы в облачности.

Значит, мировой женский рекорд дальности уже побит! Надо лишь решить, где садиться, ведь Хабаровск остался далеко позади.

Гризодубова выбрала Комсомольск-на-Амуре и повела "Родину" туда, вдоль серебристой нити Амура. Однако Раскова приняла за один из рукавов Амура впадающую в него Амгунь, и самолет пошел вдоль притока.

Когда это выяснилось, Гризодубова решила садиться прямо в тайге. На неровную поверхность садиться нужно было "на брюхо" - не выпуская шасси. Это грозило смять всю носовую часть фюзеляжа, а ведь там в кабине штурмана находилась Марина Раскова.

Поэтому по приказанию Гризодубовой Раскова выпрыгнула с парашютом. Она добиралась потом по тайге к месту посадки десять дней.

А в 10 часов 45 минут 25 сентября 1938 года самолет "Родина" приземлился на заболоченную луговину в 72 километрах южнее поселка Керби.

За 26 часов 29 минут было преодолено 6450 км. (по прямой - 5947).

Приземлившихся летчиц нашли в тайге только через две недели.

Героических летчиц встречают в Хабаровске

Героических летчиц встречают в Хабаровске

6 октября примерно в 11 часов утра отряд спасателей и летчицы, оставив самолет в болоте до наступления заморозков, проследовали по реке Амгунь через поселок Кербь в Комсомольск-на-Амуре, а затем в Хабаровск, откуда поездом прибыли в Москву. В столицу они отправились на специальном поезде.

На каждой станции, в каждом городе по пути в Москву их встречали с поздравлениями толпы советских граждан. В столице летчиц встречали десятки тысяч человек, которые стояли вдоль улиц на пути их следования.

Встреча экипажа самолета «Родина» у Белорусского вокзала

Встреча экипажа самолета «Родина» у Белорусского вокзала

2 ноября 1938 года впервые в истории три женщины: Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова, - были представлены к почетному званию Героя Советского Союза.

Самолет удалось эвакуировать из болота лишь после наступления морозов, он был доставлен в Москву.

Полина Осипенко

Полина Осипенко
У заведующей колхозной птицефермой из-под
Бердянска Полины Денисовны Говяз (по вто-
рому браку Осипенко) желание покорить небо
появилось, по всей видимости, благодаря ее
браку с военным летчиком Степаном Говязом.
Пилотировать простой в управлении биплан
У-2 она научилась еще будучи 23-летней офи-
цианткой летной столовой, и лишь по проше-
ствии времени, в 1932 году она был принята
в военную школу летчиков.

В конце июня 1941 года самолет "Родина" был перекрашен по стандартам ВВС: серебристая окраска была заменена камуфляжной, а на фюзеляж и руль поворота были нанесены красные звезды. Больше трех лет простоял самолет на приколе на Центральном аэродроме, возле станции метро "Аэропорт".

Только 17 июля 1942 года самолету "Родина" присвоили регистрационный номер СССР И-443, передали расположенному рядом, ближе к станции метро "Динамо", авиазаводу N 30, - и она опять стала совершать полеты. Но уже 16 сентября 1943 года была списана по износу.

До этого дня не дожила Полина Осипенко. 11 мая 1939 года майор Осипенко погибла в возрасте 31 года. Она стала жертвой авиационной катастрофы. В этот день Осипенко находилась на учебно-тренировочных сборах, где вместе с начальником главной летной инспекции ВВС РККА А.К. Серовым (супругом известной советской актрисы Валентины Серовой) отрабатывала полеты «вслепую». Прах Осипенко и Серова был помещен в урнах в Кремлевской стене на Красной площади. Молотов нёс урну с прахом Полины, а с урну с прахом Серова сам товарищ Сталин.

В связи с гибелью лётчиков в стране объявили траур.

Марина Раскова, штурман знаменитого экипажа, также погибла в авиакатастрофе, но уже в годы Великой Отечественной войны. 4 января 1943 года, будучи к тому моменту командиром 587-го бомбардировочного авиаполка, она перегоняла свой Пе-2 на фронт под Сталинградом. Ее самолет разбился в сложных метеоусловиях возле села Михайловка в Саратовской области, весь экипаж погиб. Как и Осипенко, она была кремирована, ее прах в урне был помещен в Кремлевскую стену на Красной площади.

Валентина Гризодубова, единственный участник отчаянной воздушной одиссеи, переживший свой самолет, прожила долгую жизнь. После Великой Отечественной войны полковник Гризодубова была командиром 101-го авиаполка дальнего действия, который базировался в подмосковном Монино. Она скончалась 28 апреля 1993 года в возрасте 83 лет и была похоронена на Новодевичьем кладбище.

Самолет ДБ-2 «Родина» на месте вынужденной посадки, октябрь 1938

Самолет ДБ-2 «Родина» на месте вынужденной посадки, октябрь 1938


Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова