сегодня7декабря2016
Ptiburdukov.RU

   Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

15 августа 1896 года () 116 лет «товарищу Нетте, пароходу и человеку»


     15 августа 1895 или 1896 года родился Теодор Янович (Иванович) Нетте – легендарный советский дипкурьер Наркомата иностранных дел СССР. 5 февраля 1926 года Нетте погиб в Латвии при защите дипломатической почты. Впоследствии инцидент на перегоне между двумя латвийскими станциями Икшкиле и Саласпилс получил широкую огласку. Он стал одним из самых громких международных скандалов, а в Советской России сразу был возведён в ранг подвига бесстрашных дипкурьеров, нашёл отражение во многих художественных произведениях и советских кинофильмах: «Сумка дипкурьера» (1927), «Красные дипкурьеры» (1977). Именем Теодора Нетте был назван бывший российский пароход «Тверь», выкупленный Совторгфлотом у итальянской компании. В 1926 году, уже под именем погибшего дипкурьера, пароход вернулся на свою историческую родину.

     Поэт В.Маяковский, который при жизни был знаком с Теодором Нетте, посвятил этому событию стихотворение «Товарищу Нетте — пароходу и человеку». Вот его последние строчки, на которых воспитано несколько поколений советских людей:

Теодор Нетте

Теодор Нетте
В наших жилах —
кровь, а не водица.
Мы идём
сквозь револьверный лай,
чтобы,
умирая,
воплотиться
в пароходы,
в строчки
и в другие долгие дела.

Мне бы жить и жить,
сквозь годы мчась.
Но в конце хочу —
других желаний нету —
встретить я хочу
мой смертный час
так,
как встретил смерть
товарищ Нетте. 

     5 февраля и по сей день отмечается в нашей стране, как Всероссийский День памяти дипкурьеров, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Очень краткая биография

     Между тем, о последних часах жизни легендарного товарища Нетте, «парохода и человека», известно каждому школьнику, учившемуся в СССР. А вот его реальная биография, к сожалению, полностью ускользнула от внимания исследователей. Возможно, Теодор Янович Нетте в своей краткой тридцатилетней жизни просто не успел совершить ничего замечательного. Ему выпало лишь героически погибнуть, исполняя свой служебный долг, но посмертная слава «красного дипкурьера» живёт уже почти целое столетие.

     Неизвестна даже точная дата рождения Теодора Нетте. Он родился в Риге, по одним сведениям 15 августа 1895(?) года, но в некоторых публикациях фигурирует дата – 11 октября 1896 года. Отец Нетте был рабочим-железнодорожником, о матери ничего неизвестно. После окончания начальной школы Теодор начал работать в сапожной мастерской. Ещё подростком примкнул к революционному движению и стал распространять запрещённые листовки и воззвания. В 1915 году был арестован, после ареста, скорее всего, был призван в армию, либо пошёл добровольцем в один из национальных латышских полков. Национальные латышские формирования, в которых наиболее сильна была большевистская агитация, с первых же дней поддержали советскую власть. Они являлись самыми надёжными частями Красной Армии, активно участвовали как в боевых действиях на всех фронтах Гражданской войны, так и в красном терроре.

     В 1919-20 годах Теодор Нетте исполнял должность комиссара батальона 1–го латышского стрелкового полка Латышской стрелковой дивизии, сражался на Западном и Южном фронтах, был трижды ранен. 28 ноября 1920 года Краснознамённая Латышская дивизия была расформирована. Около 12 тысяч рядовых стрелков вернулись в Латвию, но руководство подразделений, в том числе и комиссары-большевики, остались в Советской России. Многие их них впоследствии занимали важные посты в РККА, партийных и государственных органах. Теодору Нетте, очевидно, важного поста не хватило. Но он был молод, физически крепок, имел боевой опыт, и сразу после войны ему поручили работу дипломатического курьера при Наркомате иностранных дел РСФСР.

     Во время одной из служебных поездок произошло знакомство Нетте с Владимиром Маяковским. Позднее поэт напишет:

Помнишь, Нетте, –
в бытность человеком
ты пивал чаи
со мною в дипкупе?
Медлил ты.
Захрапывали сони.
Глаз
кося
в печати сургуча,
напролет
болтал о Ромке Якобсоне
и смешно потел,
стихи уча.
Засыпал к утру.
Курок аж палец свел… 

     Работа дипкурьера была опасна. Не случайно в списке погибших советских дипломатических курьеров 23 имени. А первым принял бой товарищ Нетте.

Перестрелка в купе

     5 февраля 1926 года Нетте и его напарник Иоганн Махмасталь перевозили из Москвы в Ригу поездом важную дипломатическую почту.

Иоганн Махмасталь
И.А. Махмасталь
Дипкурьеры, как и положено, вдвоём занимали всё купе. Теодор находился на верхней полке, Иоганн — внизу. После того как проехали станцию Икскюль (нынешнюю Икшкиле), в вагоне послышался шум. Махмасталь выглянул в коридор: двое в масках возле соседнего купе, наведя пистолеты на представителя «Льноторга» Печерского и проводника, требовали сообщить, где едут дипкурьеры. Иоганн предупредил Теодора о нападении и попытался закрыть дверь, но упавший тюк с почтой помешал.

     Один из нападавших выстрелил в сидевшего на нижней полке Махмасталя. Пуля попала в живот, но Иоганн остался жив. В тот же миг лежавший на верхней полке Нетте выстрелил в бандита. Падая, тот выстрелил в Махмасталя, ранил его в руку. Иоганн перехватил револьвер в левую и ранил второго бандита. Но тот устоял на ногах и выстрелил Нетте в голову. Теодор замертво рухнул с полки, прикрыв своим телом Махмасталя.

     Раненые бандиты пытались покинуть поезд, но их добил третий нападавший, который на ходу выпрыгнул из вагона. Лишние свидетели в таком деле были не нужны.

     Махмасталь, истекая кровью, держал под прицелом дверь купе и никого к себе не подпускал. Когда в Риге в поезд прибыл сотрудник советского постпредства (на беду, Иоганн не знал его в лицо), Махмасталь запретил входить в купе и ему, угрожая пистолетом. Только когда приехал известный дипкурьеру сотрудник, он сдал почту и тут же потерял сознание.

     В ходе расследования, предпринятого правительством Латвии, выяснилось, что нападавшими были братья Габриловичи — граждане Литвы, поляки по национальности. Кто стал заказчиком преступления, и в чём была истинная цель нападения на советских дипкурьеров — так и осталось тайной. Латвия принесла официальные извинения, и на этом международный инцидент был исчерпан.

«Пароход и человек»

     Но в Москве похороны Нетте вылились в массовые демонстрации протеста. Нетте (посмертно) и Иоганн Махмасталь были награждены высшими на тот период боевыми орденами — Красного Знамени. Хоронили Нетте как национального героя на Ваганьковском кладбище. Гроб с телом погибшего дипкурьера, установленный на орудийный лафет, сопровождал почётный военный караул. На похоронах присутствовали нарком по иностранным делам Георгий Чичерин, его заместители, почти все сотрудники Народного комиссариата по иностранным делам. В могилу гроб опускали под фабричные гудки и оружейные залпы. Осиротевшую дочурку Нетте взял на воспитание брат Теодора — Густав. Позднее он тоже стал дипкурьером и ездил за границу под фамилией Братов.

     В первую годовщину со дня гибели героя на его могиле поставили памятник, на пьедестале которого высечены стихи его друга поэта Демьяна Бедного.

     В том же 1926 году именем Нетте был назван бывший пароход «Тверь», построенный в 1912 году на Невском заводе в Санкт-Петербурге.

     Судьба этого парохода достаточно интересна. 31 мая 1913 года он вышел в первый рейс и регулярно ходил между Владивостоком и Камчаткой. 30 июня 1918 года пароход был захвачен белогвардейцами и японскими интервентами во Владивостоке. В декабре 1921 года «Тверь» продали итальянской компании «Lloyd Triestino» и переименовали в «Soria». 29 января 1926 года Совторгфлот выкупил пароход. Под именем «Теодор Нетте» он поднял советский флаг и вскоре вошёл в состав судов Черноморской конторы Совторгфлота (впоследствии ЧМП). Эксплуатировался на Крымско-Кавказской линии, совершая нерегулярные заходы в порты Средиземного моря.

     Когда Маяковский в Батуми увидел пароход, названный именем его приятеля Нетте, появилось знаменитое стихотворение «Товарищу Нетте — пароходу и человеку»:

Я недаром вздрогнул.
Не загробный вздор.
В порт,
горящий,
как расплавленное лето,
разворачивался
и входил
товарищ "Теодор
Нетте"…

     В начале мая 1929 года «Теодор Нетте» был передан Дальневосточной конторе Совторгфлота (ныне ДВМП), ушёл на Дальний Восток, где и работал, пока в 1934 году его не преобразовали в минный заградитель. В составе Морских Сил Дальнего Востока «Теодор Нетте» использовался в качестве самоходной плавбазы подводных лодок, в качестве минного заградителя, осенью 1945 года ставил мины в Японском море, участвовал в перебросках войск в порты Кореи.

     В 1946-м году корабль был разоружён и поставлен на мёртвый якорь в бухте Золотой Рог, использовался в качестве плавказармы и клуба моряков. В 1953 году «Теодор Нетте» сильно пострадал от пожара и шторма, после чего исключён из списков судов ВМФ (флаг спущен 5 ноября 1953 года) и превращён в основу одного из причалов Петропавловского торгового порта. Фрагменты корпуса корабля сохранились в экспозиции Военно-исторического музея г. Петропавловск-Камчатский.

Газотурбиноход «Теодор Нетте»
Газотурбиноход «Теодор Нетте» ("Нетте Второй")

Память

     Во времена СССР память о красных дипкурьерах чтили, на их примере воспитывали патриотизм. В Риге на доме, где родился Т. Нетте, была установлена мемориальная доска, близ станции Икшкиле, на месте гибели дипкурьера, также поставили памятник.

     Когда в 1953 году пароход «Теодор Нетте» был списан по старости, в стране возникло целое «Теодоровское» движение. Возглавил его капитан первого ранга запаса Михаил Иванович Кислов, который в годы Великой Отечественной войны командовал подводной лодкой Л–17. Его участники собрали достаточное количество металлолома для постройки самого современного на то время судна. 30 ноября 1963 года на новеньком газотурбиноходе «Теодор Нетте» был поднят Государственный флаг СССР.

     Судно работало на Архангельский флот до 1986 года, после чего было списано и продано на металл пакистанской фирме. «Теодоровцы» опять бросили клич: на собранный металлолом был построен суперсовременный контейнеровоз, и в 1990 году он вышел в океан с именем Теодора Нетте на борту.

     Но начавшиеся реформы изменили нравственные ориентиры в государстве. В 1992 году приватизаторы продали «Теодора» эстонской фирме. Она сменила имя судна. Четвёртое построить оказалось некому: «Теодоровское» движение кануло в Лету, не вписавшись в демократию, да и судостроение захирело. Так «Теодор Нетте» погиб во второй раз.

     В середине 2000–х годов власти независимой Латвии всерьёз собирались «по требованию трудящихся» снести памятник на месте гибели дипкурьера Нетте.

     Газета «Икшкильские вести» опубликовала такое письмо: «На станции в Икшкиле всё ещё красуется "каменный чурбан" — памятник советскому дипломатическому курьеру Теодору Нетте. Человеку, который по заданию ненавистной для Латвии власти работал против своего отечества. И как долго еще нам жить в тени этого "героя"? Не пришло ли время переместить его на ближайшее кладбище красноармейцев?» И подписи — политически репрессированные О.Корфа, М.Турлая, М.Робежниеце, Р.Берзиня, Л.Эглите.

Оскверненный памятник на месте гибели Нетте в Икшкиле
Оскверненный памятник на месте гибели Нетте в Икшкиле

     Памятник неоднократно подвергался осквернению местными вандалами: в 2007 году с него была сброшена и разбита мемориальная плита.

     К счастью, сам памятник уцелел и был восстановлен. Каждый год 10 февраля (в День дипломатического работника) российские дипломаты и представители посольства в Латвии возлагают к нему цветы.

     Что же касается Иоганна Адамовича Махмасталя, героического напарника Нетте, который, несмотря на тяжёлое ранение, до конца выполнил свой служебный долг, с памятью ему повезло много меньше. Воспевать в стихах ещё живых героев (кроме товарища Сталина) в советское время было не принято. После ранения в 1926 году Махмасталь остался инвалидом, недолго работал на хозяйственных должностях. В 1937 году его арестовали, но вскоре освободили и полностью реабилитировали. В 1940 году бывший дипкурьер был отправлен на пенсию и умер от сердечного приступа в возрасте 50-и лет. Его именем также было названо судно–контейнеровоз, которое и по сей день ходит в Северном морском пароходстве, а в селе Багряк Челябинской области, где в 1942 году скончался Махмасталь, будучи в эвакуации, школьники и учителя местной школы соорудили ему обелиск.

По материалам:

С.Турченко Две смерти Теодора Нетте

И. Дименштейн Повторная гибель легендарного дипкурьера


Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова