сегодня18июня2019
Ptiburdukov.RU

   Безнадежна партия, которая не способна вести за собой "мальчишек".


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

врачи-писатели Медики-литераторы


Словарь русского языка богат различными терминами и названиями профессий людей. Одна из них – литератор. Это слово, как и некоторые другие понятия, имеет несколько значений в своем применении. Согласно словарям С.И. Ожегова, Н.Н. Ушакова и других, первое (и основное) значение слова – писатель, публицист. То есть это тот человек, для которого литературный труд – подлинная профессия. Причем имеется в виду не узкая, а более широкая и масштабная специализация. В данном контексте литератором можно назвать и поэта (А.С. Пушкин, С.А. Есенин), и прозаика (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов), и песенника (В. Высоцкий, Б. Окуджава), и даже публициста или критика (В.Г. Белинский).

Но доподлинно известно, что десятки, а то и сотни популярных литераторов на протяжении долгого периода своей жизни занимались и другой деятельностью, не менее значимой, и кому-то может подуматься, что даже более важной для людей, чем писательство, сочинительство. История литературы может рассказать о тех известнейших писателях, которые, например, по одному из своих вторых образований, были медиками, врачами. Таковых в мировом сообществе (включая, Россию, СССР и РФ) более 500. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Первый, кто вспоминается нашему читателю, это, конечно, Антон Павлович Чехов (17 (29) января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния, Российская империя (теперь Ростовская область в РФ) - 2 (15) июля 1904, Баденвайлер, Германия), творивший под псевдонимом Антоша Чехонте. Классик мировой литературы. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900-1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира. За 25 лет литературного творчества Чехов создал более 300 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Мужики», «Человек в футляре», «В овраге», «Детвора», «Драма на охоте», пьесы.

Но была в жизни Антона Павловича Чехова и другая сторона. Еще будучи гимназистом, он решил поступать в Московский университет на медицинский факультет и это произошло в 1879 году и окончил его в 1884. В своей краткой автобиографии, он пишет, что не помнит, по каким соображениям он выбрал медицину, но в своем выборе никогда не раскаивался. Пребывание писателя на этом факультете — это не просто часть его биографии, а очень существенный этап в его развитии и становлении как врача, писателя и человека. Чехов уделял большое внимание как медицинской деятельности, так и писательской, и считал, что медицинские, естественнонаучные знания помогли ему избегнуть многих ошибок в писательстве и помогли глубоко раскрыть мир чувств и переживаний героев его произведений.

В студенческие годы Чехов усердно изучал медицину, аккуратно посещал лекции и практические занятия и успешно сдавал экзамены. Уже с 1881 года он начинает практику врача в городе Воскресенске Звенигородского уезда Московской губернии (сейчас — город Истра). На окраине этого города находилась Чикинская больница. Исключительное внимание юноши к больным, добросовестное и любовное отношение к делу. Эта лечебница сблизила его с больными крестьянами, открыла перед ним их нравы, а также нравы медицинского персонала. Впечатления эти отразились в тех произведениях Антона Павловича, в которых изображаются врачи, больные и фельдшера: «Беглец», «Мёртвое тело», «Сельские эскулапы», «Хирургия», «Неприятность», «По делам службы», «Горе» и другие. После Воскресенской лечебнице, Чехов работал в Звенигороде и в селе Бабкино. Полдня он был занят приёмом больных (30-40 человек в день). Также он исполнял должность уездного врача, то есть выезжал с судебным следователем на вскрытия, исполнял поручения местной администрации, выступал экспертом на суде. В селе Бабкино Антон Павлович близко наблюдал жизнь местного населения — крестьян, уездной интеллигенции, помещиков. В гуще этой жизни писатель почерпнул сюжеты для своих рассказов «Сирена», «Дочь Альбиона», «Налим», «Ведьма» и других.

Получив диплом врача в 1884 году, Чехов на дверях своей квартиры поместил табличку «Доктор А. П. Чехов». Он продолжает лечить приходящих больных и посещать тяжёлых на дому.

В 1890 году Чехов отправляется на остров Сахалин - место ссылки осужденных на каторгу. Там он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статис-тических карточек. Чехову-писателю и врачу-хотелось самому увидеть невыносимо тяжелую жизнь каторжных и поселенцев, увидеть самые страшные стороны русской жизни того времени, чтобы потом полным голосом рассказать о них русскому обществу, чтобы хоть немного облегчить участь обитателей Сахалина.

В 1891 году в средней полосе России разыгралась эпидемия холеры и Чехов принимает участие в борьбе с ее последствиями. В Мелихове на свои личные средства он организовал врачебный пункт, где принимал больных. Это дало хорошие результаты. Медицина иногда мешала Чехову-писателю, потому что она отнимала драгоценное время и силы. Но она же и помогала Чехову, ибо, по его собственному признанию, она обогащала его научным пониманием психологии человека. В конце концов, после переезда в Ялту в 1898 году из-за болезни, Антон Павлович оставил врачебную практику. Однако он продолжал активно интересоваться достижениями медицины, читал специальные журналы.

М.А. Булгаков, 1826

М.А. Булгаков, 1826

Не менее интересна и жизнь известнейшего русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова (3 (15) мая 1891, Киев – 10 марта 1940, Москва). Широкому читателю М. Булгаков известен, как автор «Собачьего сердца», «Дней Турбиных», «Мастера и Маргариты», «Театрального романа» и многих других произведений, не потерявших своей литературной привлекательности и сегодня. Однако, Булгаков-врач сформировался гораздо раньше, чем Булгаков-писатель. В 1909 году окончив Первую киевскую гимназию и поступив на медицинский факультет Киевского университета, он продолжил семейную династию, т.к. оба его дяди (по материнской линии) были известными в то время практикующими врачами. Кстати, именно дядя и был прототипом профессора Преображенского. Булгаков в университете учился 7 лет - имея освобождение по состоянию здоровья (почечная недостаточность), подавал рапорт для службы врачом на флоте и после отказа медицинской комиссии попросил послать его добровольцем Красного Креста в госпиталь. 31 октября 1916 года получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

После начала Первой мировой войны (1914 г) Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне, позже работал военным врачом во время Брусиловского прорыва (1916 г). Затем он был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после чего работал врачом в Вязьме. Весной 1918 года Булгаков возвратился в Киев, где начал частную практику как врач-венеролог. В феврале 1919 года Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. Затем работал врачом Красного Креста. После взятия Киева Добровольческой армией (1919 г) был назначен военным врачом в 3-й Терский казачий полк, в рядах которого принимал участие в боевых действиях на Северном Кавказе. Во время отступления Добро-вольческой армии в начале 1920 года был болен тифом и поэтому вынужденно не покинул страну. После выздоровления, во Владикавказе, появились его первые драматургические опыты, — двоюродному брату он писал 1 февраля 1921 года: «Я запоздал на 4 года с тем, что я должен был давно начать делать — писать».

В.В. Вересаев

В.В. Вересаев

Достаточно интересна в этом аспекте биография еще одного русского писателя - Викентия Викентьевича Вересаева (настоящая фамилия — Смидович; 4 (16) января 1867 год, Тула - 3 июня 1945 года, Москва). Медицинская карьера Вересаева была спланирована и наследственна. Его отец был врачом, основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей. Мать организовала в своём доме первый в Туле детский сад. Литературная и врачебная деятельность Вересаева переплетаются на протяжении всей его жизни. Они идут практически параллельным курсом. Он сначала, окончив Тульскую классическую гимназию (1884), поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1888 году, а затем, в 1894 году окончил медицинский факультет Дерптского университета и приступил в Туле к медицинской деятельности. Затем переехал в Петербург, где в 1896-1901 годах работал ординатором и заведующим библиотекой в Городской барачной больнице в память С. П. Боткина, а в 1903 году поселился в Москве, сотрудничал в журналах: «Новое слово», «Начало», «Жизнь». В 1904 году, во время русско-японской войны, был призван на военную службу в качестве военврача, и отправлен на поля далёкой Маньчжурии. В 1910 году Вересаев совершает поездку в Грецию, что привело к увлечению древнегреческой литературой, но в Первую мировую войну он вновь служил в качестве военного врача. После-революционное время провёл в Крыму и занимался до конца жизни уже только литературным творчеством, став Лауреатом последней Пушкинской премии (1919) и Сталинской премии первой степени (1943).

В.И. Даль, портрет кисти В. Перова, 1872

В.И. Даль
портрет кисти В. Перова, 1872

А давайте, читатели, сделаем шаг назад во времени, в начало 19 века. Вот как тут не вспомнить Владимира Ивановича Даля (10 (22) ноября 1801, Луганск, Екатеринославского наместничества - 22 сентября (4 октября) 1872) - русского писателя, этнографа и лексикографа, собирателя фольклора, военного врача. Наибольшую славу принёс ему непревзойдённый по объёму «Толковый словарь живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года.

Имея датские корни, Владимир всегда своей истинной родиной считал именно Россию, и свои ранние произведения подписывал «Казак Луганский». Когда Далю было всего четыре года, его семья переехала в Николаев. Выслужив в 1814 году дворянство, его отец - старший лекарь Черноморского флота, получил право на обучение своих детей в Петербургском морском кадетском корпусе за казённый счёт. Учебное заведение юноша заканчивает и даже несколько лет служит на флоте, но в 1826 году поступает в Дерптский университет на медицинский факультет и одновременно занимается литературной деятельностью.

Учёбу пришлось прервать в 1828 году, с началом войны с турками, когда в связи с распространившимися за Дунаем случаями чумы действующая армия потребовала усиления военно-медицинской службы. Владимир Даль досрочно «с честью выдержал экзамен на доктора не только медицины, но и хирургии» по теме «Об успешном методе трепанации черепа и о скрытом изъязвлении почек». В ходе сражений русско-турецкой войны 1828-1829 и польской кампании 1831 года Владимир Даль показал себя как блестящий военный врач. Отличился при переправе Ридигера через Вислу у Юзефува. За неимением инженера Даль навёл мост, защищал его при переправе и затем сам разрушил его. От начальства он получил выговор за неисполнение своих прямых обязанностей, но Николай I наградил его орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом. С марта 1832 года он служит ординатором в столичном военно-сухопутном госпитале и вскоре становится медицинскою знаменитостью Петербурга. Затем переезжает за Урал и в 1835 году был избран член-корреспондентом первого состава Уфимского губернского статистического комитета. Он продолжал и литературные занятия, активно сотрудничал в журнале «Сельское чтение». В 1833-1839 гг. вышли в свет «Были и небылицы Казака Луганского».

В 1839-1840 гг. доктор Даль участвовал в Хивинском походе. Военная деятельность Даля освещена в ряде его сочинений мемуарного характера, как, например: «Донская конная артиллерия» и «Письма к друзьям из похода в Хиву». Все более поздние годы своей жизни Владимир Иванович посвятил литературной исследовательской деятельности, но никогда не забывал про медицину.

А что же день сегодняшний, кто из современных литераторов - врач, а кто из врачей – литератор? Писатель-сатирик Григорий Горин (12 марта 1940, Москва - 15 июня 2000, Москва ) - русский советский (еврейского происхождения) писатель-сатирик и драматург, сценарист, телеведущий. Следуя по стопам матери – врача скорой помощи, он в 1963 году окончил Первый Московский медицинский институт имени Сеченова. В течение четырёх лет после этого работал врачом на станции скорой помощи. К литературе интереса он не утратил, продолжал писать юмористические рассказы, сценки и фельетоны, которые публиковал в советских газетах и журналах. Писал сцены для студенческого «Клуба весёлых и находчивых». Какое-то время работал в журнале «Юность», где заведовал отделом юмора и был ведущим популярной рубрики под псевдонимом Галки Галкиной. В 70-х Григорий Горин начал сотрудничество с театром им. Ленинского комсомола. Здесь под руководством режиссёра Марка Захарова вышли пьесы Горина «Тиль» в 1970 году, «Забыть Герострата!» в 1972, «Дом, который построил Свифт» в 1980. В дальнейшем Гориным было поставлено около десятка пьес, из которых самые известные: «Феномены», «Самый правдивый», «Поминальная молитва», «Прощай, конферансье!», «Королевские игры», «Чума на оба ваши дома», «КИН IV», «Шут Балакирев». Благодаря сотрудничеству с известным режиссёром появились также известные и любимые зрителями фильмы: «Формула любви», «Тот самый Мюнхгаузен», «Убить дракона».

А если отойти немного в сторону от классической литературной деятельности…. Тут, конечно, нельзя не сказать про Александра Розенбаума (1951 г), современного барда, автора слов и музыки и исполнителя своих песен. Но, нельзя не вспомнить, что следуя по стопам отца и матери, он в 1968-1974 годах учился в Первом медицинском институте в Ленинграде. До сих пор ежегодно даёт там концерты. По случайности его исключили из института, но в армию не взяли по причине плохого зрения. Александр Розенбаум пошёл работать в больницу. Через год Розенбаум восстановился в институте и закончил своё образование. В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получил диплом врача-терапевта. Его специализация - анестезиология и реаниматология. Пошёл работать в скорую помощь врачом, на Первую подстанцию Ленинграда. Одновременно занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры имени С. М. Кирова. Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах. У Александра Розенбаума был выбор между профессией врача, по которой он уже отработал 5 лет и нашёл в ней себя, и эстрадной карьерой. Был сделан выбор в пользу музыки.

И вот совсем недавно, осенью 2018 года на борту авиалайнера, Александру Яковлевичу вновь пришлось вспомнить свое медицинское прошлое и очень профес-сионально оказать первую медицинскую помощь пассажирке, летевшей с ним одним рейсом и нуждавшейся в помощи. Давая интервью через несколько дней, Розенбаум сказал, что не видит с этом ничего героического, он исполнил свой долг, долг врача.

А кто из зарубежных литераторов – медик, или кто из известных зарубежных врачей – писатель? И сразу вспоминается английский писатель Артур Конан Дойл (1859 - 1930), создатель классических персонажей детективной, научно-фантастической и историко-приключенческой литературы: гениального сыщика Шерлока Холмса, эксцентричного профессора Челленджера, бравого кавалерийского офицера Жерара. Со второй половины 1910-х годов и до конца жизни - активный сторонник и пропагандист идей спиритуализма. Автор многих приключенческих, юмористических, исторических и фантастических романов. В 1881 году он окончил медицинский факультет Эдинбургского университета. Занятиям искусством (к которым предрасполагала его семейная традиция) Дойл предпочёл карьеру медика - во многом под влиянием Брайана Ч. Уоллера, молодого врача, которому мать сдавала комнату в доме. Доктор Уоллер получил образование в Эдинбургском университете: туда и направился Артур Дойл для получения дальнейшего образования и, получив диплом врача, в течении 10 лет занимался частной медицинской практикой, был корабельным врачом на китобойном судне. Работал военным врачом в полевом госпитале во время англо-бурской войны. Но с 1891 года практически полностью посвятил себя литературе.

Януш Корчак

Януш Корчак

Нельзя не сказать о Януше Корчаке (настоящее имя Эрш Хенрик Гольдшмит, 22 июля 1878, Варшава, Польша - 6 августа 1942, Треблинка, Польша) — выдающемся польском педагоге, писателе, враче и общественном деятеле. В 1898 году Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета, одновременно обучался на подпольных высших курсах. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с педагогическим наследием Песталоцци. В своей поездке Корчак особенно интересовался школами и детскими больницами.

В 1903-11 гг. работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов и воспитателем в летних детских лагерях. Являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам.

23 марта 1905 года получил диплом врача. В качестве военного врача Русской императорской армии принимал участие в Русско-японской войне. Во время Первой мировой войны 1914-1918 гг. Корчак служил военным врачом в дивизионном полевом госпитале Русской императорской армии, затем работал врачом в приютах для украинских детей в Киеве, где написал книгу «Как любить ребёнка». Корчак возвращается в Варшаву в 1918 году, где руководит детскими приютами, преподаёт, сотрудничает с журналами, читает лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педаго-гических курсах. Во время советско-польской войны 1919-20 годов Корчак в звании майора медицинской службы работал в военном госпитале в Лодзи.

В 1911 году Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот» для еврейских детей, которым руководил до конца жизни. От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности. В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. В этот период Корчак был арестован, несколько месяцев провёл в тюрьме. Был освобождён по ходатайству провокатора. В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты.

Когда в августе 1942 года пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886-1942), другими воспитателями и примерно 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.

Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году он взял свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900-1942 гг., отражают богатый опыт врача и педагога. Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главные из них - «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929). Его книги пронизаны высоким гуманизмом.

Софья Высоцкая, учитель истории

По материалам:

   «Общество медиков-литераторов имени Михаила Ивановича Буянова»
   «Литераторы-врачи» М. Каган-Пономарева. М.2010г.

Литератор   Писатель   Медик   Врач  

Биографический указатель

Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова