сегодня20июля2019
Ptiburdukov.RU

   Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

врачи-писатели Литераторы-медики


Словарь русского языка богат различными терминами и названиями профессий людей. Одна из них – литератор. Это слово, как и некоторые другие понятия, имеет несколько значений в своем применении. Согласно словарям С.И. Ожегова, Н.Н. Ушакова и других, первое (и основное) значение слова – писатель, публицист. То есть это тот человек, для которого литературный труд – подлинная профессия. Причем имеется в виду не узкая, а более широкая и масштабная специализация. В данном контексте литератором можно назвать и поэта (А.С. Пушкин, С.А. Есенин), и прозаика (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов), и песенника (В. Высоцкий, Б. Окуджава), и даже публициста или критика (В.Г. Белинский).

Но доподлинно известно, что десятки, а то и сотни популярных литераторов на протяжении долгого периода своей жизни занимались и другой деятельностью, не менее значимой, и кому-то может подуматься, что даже более важной для людей, чем писательство, сочинительство. История литературы может рассказать о тех известнейших писателях, которые, например, по одному из своих вторых образований, были медиками, врачами. Таковых в мировом сообществе (включая, Россию, СССР и РФ) более 500. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Первый, кто вспоминается нашему читателю, это, конечно, Антон Павлович Чехов (17 (29) января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния, Российская империя (теперь Ростовская область в РФ) - 2 (15) июля 1904, Баденвайлер, Германия), творивший под псевдонимом Антоша Чехонте. Классик мировой литературы. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900-1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира. За 25 лет литературного творчества Чехов создал более 300 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Мужики», «Человек в футляре», «В овраге», «Детвора», «Драма на охоте», пьесы.

Но была в жизни Антона Павловича Чехова и другая сторона. Еще будучи гимназистом, он решил поступать в Московский университет на медицинский факультет и это произошло в 1879 году и окончил его в 1884. В своей краткой автобиографии, он пишет, что не помнит, по каким соображениям он выбрал медицину, но в своем выборе никогда не раскаивался. Пребывание писателя на этом факультете — это не просто часть его биографии, а очень существенный этап в его развитии и становлении как врача, писателя и человека. Чехов уделял большое внимание как медицинской деятельности, так и писательской, и считал, что медицинские, естественнонаучные знания помогли ему избегнуть многих ошибок в писательстве и помогли глубоко раскрыть мир чувств и переживаний героев его произведений.

В студенческие годы Чехов усердно изучал медицину, аккуратно посещал лекции и практические занятия и успешно сдавал экзамены. Уже с 1881 года он начинает практику врача в городе Воскресенске Звенигородского уезда Московской губернии (сейчас — город Истра). На окраине этого города находилась Чикинская больница. Исключительное внимание юноши к больным, добросовестное и любовное отношение к делу. Эта лечебница сблизила его с больными крестьянами, открыла перед ним их нравы, а также нравы медицинского персонала. Впечатления эти отразились в тех произведениях Антона Павловича, в которых изображаются врачи, больные и фельдшера: «Беглец», «Мёртвое тело», «Сельские эскулапы», «Хирургия», «Неприятность», «По делам службы», «Горе» и другие. После Воскресенской лечебнице, Чехов работал в Звенигороде и в селе Бабкино. Полдня он был занят приёмом больных (30-40 человек в день). Также он исполнял должность уездного врача, то есть выезжал с судебным следователем на вскрытия, исполнял поручения местной администрации, выступал экспертом на суде. В селе Бабкино Антон Павлович близко наблюдал жизнь местного населения — крестьян, уездной интеллигенции, помещиков. В гуще этой жизни писатель почерпнул сюжеты для своих рассказов «Сирена», «Дочь Альбиона», «Налим», «Ведьма» и других.

Получив диплом врача в 1884 году, Чехов на дверях своей квартиры поместил табличку «Доктор А. П. Чехов». Он продолжает лечить приходящих больных и посещать тяжёлых на дому.

В 1890 году Чехов отправляется на остров Сахалин - место ссылки осужденных на каторгу. Там он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статис-тических карточек. Чехову-писателю и врачу-хотелось самому увидеть невыносимо тяжелую жизнь каторжных и поселенцев, увидеть самые страшные стороны русской жизни того времени, чтобы потом полным голосом рассказать о них русскому обществу, чтобы хоть немного облегчить участь обитателей Сахалина.

В 1891 году в средней полосе России разыгралась эпидемия холеры и Чехов принимает участие в борьбе с ее последствиями. В Мелихове на свои личные средства он организовал врачебный пункт, где принимал больных. Это дало хорошие результаты. Медицина иногда мешала Чехову-писателю, потому что она отнимала драгоценное время и силы. Но она же и помогала Чехову, ибо, по его собственному признанию, она обогащала его научным пониманием психологии человека. В конце концов, после переезда в Ялту в 1898 году из-за болезни, Антон Павлович оставил врачебную практику. Однако он продолжал активно интересоваться достижениями медицины, читал специальные журналы.

М.А. Булгаков, 1826

М.А. Булгаков, 1826

Не менее интересна и жизнь известнейшего русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова (3 (15) мая 1891, Киев – 10 марта 1940, Москва). Широкому читателю М. Булгаков известен, как автор «Собачьего сердца», «Дней Турбиных», «Мастера и Маргариты», «Театрального романа» и многих других произведений, не потерявших своей литературной привлекательности и сегодня. Однако, Булгаков-врач сформировался гораздо раньше, чем Булгаков-писатель. В 1909 году окончив Первую киевскую гимназию и поступив на медицинский факультет Киевского университета, он продолжил семейную династию, т.к. оба его дяди (по материнской линии) были известными в то время практикующими врачами. Кстати, именно дядя и был прототипом профессора Преображенского. Булгаков в университете учился 7 лет - имея освобождение по состоянию здоровья (почечная недостаточность), подавал рапорт для службы врачом на флоте и после отказа медицинской комиссии попросил послать его добровольцем Красного Креста в госпиталь. 31 октября 1916 года получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

После начала Первой мировой войны (1914 г) Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне, позже работал военным врачом во время Брусиловского прорыва (1916 г). Затем он был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после чего работал врачом в Вязьме. Весной 1918 года Булгаков возвратился в Киев, где начал частную практику как врач-венеролог. В феврале 1919 года Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. Затем работал врачом Красного Креста. После взятия Киева Добровольческой армией (1919 г) был назначен военным врачом в 3-й Терский казачий полк, в рядах которого принимал участие в боевых действиях на Северном Кавказе. Во время отступления Добро-вольческой армии в начале 1920 года был болен тифом и поэтому вынужденно не покинул страну. После выздоровления, во Владикавказе, появились его первые драматургические опыты, — двоюродному брату он писал 1 февраля 1921 года: «Я запоздал на 4 года с тем, что я должен был давно начать делать — писать».

В.В. Вересаев

В.В. Вересаев

Достаточно интересна в этом аспекте биография еще одного русского писателя - Викентия Викентьевича Вересаева (настоящая фамилия — Смидович; 4 (16) января 1867 год, Тула - 3 июня 1945 года, Москва). Медицинская карьера Вересаева была спланирована и наследственна. Его отец был врачом, основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей. Мать организовала в своём доме первый в Туле детский сад. Литературная и врачебная деятельность Вересаева переплетаются на протяжении всей его жизни. Они идут практически параллельным курсом. Он сначала, окончив Тульскую классическую гимназию (1884), поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1888 году, а затем, в 1894 году окончил медицинский факультет Дерптского университета и приступил в Туле к медицинской деятельности. Затем переехал в Петербург, где в 1896-1901 годах работал ординатором и заведующим библиотекой в Городской барачной больнице в память С. П. Боткина, а в 1903 году поселился в Москве, сотрудничал в журналах: «Новое слово», «Начало», «Жизнь». В 1904 году, во время русско-японской войны, был призван на военную службу в качестве военврача, и отправлен на поля далёкой Маньчжурии. В 1910 году Вересаев совершает поездку в Грецию, что привело к увлечению древнегреческой литературой, но в Первую мировую войну он вновь служил в качестве военного врача. После-революционное время провёл в Крыму и занимался до конца жизни уже только литературным творчеством, став Лауреатом последней Пушкинской премии (1919) и Сталинской премии первой степени (1943).

В.И. Даль, портрет кисти В. Перова, 1872

В.И. Даль
портрет кисти В. Перова, 1872

А давайте, читатели, сделаем шаг назад во времени, в начало 19 века. Вот как тут не вспомнить Владимира Ивановича Даля (10 (22) ноября 1801, Луганск, Екатеринославского наместничества - 22 сентября (4 октября) 1872) - русского писателя, этнографа и лексикографа, собирателя фольклора, военного врача. Наибольшую славу принёс ему непревзойдённый по объёму «Толковый словарь живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года.

Имея датские корни, Владимир всегда своей истинной родиной считал именно Россию, и свои ранние произведения подписывал «Казак Луганский». Когда Далю было всего четыре года, его семья переехала в Николаев. Выслужив в 1814 году дворянство, его отец - старший лекарь Черноморского флота, получил право на обучение своих детей в Петербургском морском кадетском корпусе за казённый счёт. Учебное заведение юноша заканчивает и даже несколько лет служит на флоте, но в 1826 году поступает в Дерптский университет на медицинский факультет и одновременно занимается литературной деятельностью.

Учёбу пришлось прервать в 1828 году, с началом войны с турками, когда в связи с распространившимися за Дунаем случаями чумы действующая армия потребовала усиления военно-медицинской службы. Владимир Даль досрочно «с честью выдержал экзамен на доктора не только медицины, но и хирургии» по теме «Об успешном методе трепанации черепа и о скрытом изъязвлении почек». В ходе сражений русско-турецкой войны 1828-1829 и польской кампании 1831 года Владимир Даль показал себя как блестящий военный врач. Отличился при переправе Ридигера через Вислу у Юзефува. За неимением инженера Даль навёл мост, защищал его при переправе и затем сам разрушил его. От начальства он получил выговор за неисполнение своих прямых обязанностей, но Николай I наградил его орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом. С марта 1832 года он служит ординатором в столичном военно-сухопутном госпитале и вскоре становится медицинскою знаменитостью Петербурга. Затем переезжает за Урал и в 1835 году был избран член-корреспондентом первого состава Уфимского губернского статистического комитета. Он продолжал и литературные занятия, активно сотрудничал в журнале «Сельское чтение». В 1833-1839 гг. вышли в свет «Были и небылицы Казака Луганского».

В 1839-1840 гг. доктор Даль участвовал в Хивинском походе. Военная деятельность Даля освещена в ряде его сочинений мемуарного характера, как, например: «Донская конная артиллерия» и «Письма к друзьям из похода в Хиву». Все более поздние годы своей жизни Владимир Иванович посвятил литературной исследовательской деятельности, но никогда не забывал про медицину.

А кто из зарубежных литераторов – медик, или кто из известных зарубежных врачей – писатель? И сразу вспоминается английский писатель Артур Конан Дойл (1859 - 1930), создатель классических персонажей детективной, научно-фантастической и историко-приключенческой литературы: гениального сыщика Шерлока Холмса, эксцентричного профессора Челленджера, бравого кавалерийского офицера Жерара. Со второй половины 1910-х годов и до конца жизни - активный сторонник и пропагандист идей спиритуализма. Автор многих приключенческих, юмористических, исторических и фантастических романов. В 1881 году он окончил медицинский факультет Эдинбургского университета. Занятиям искусством (к которым предрасполагала его семейная традиция) Дойл предпочёл карьеру медика - во многом под влиянием Брайана Ч. Уоллера, молодого врача, которому мать сдавала комнату в доме. Доктор Уоллер получил образование в Эдинбургском университете: туда и направился Артур Дойл для получения дальнейшего образования и, получив диплом врача, в течении 10 лет занимался частной медицинской практикой, был корабельным врачом на китобойном судне. Работал военным врачом в полевом госпитале во время англо-бурской войны. Но с 1891 года практически полностью посвятил себя литературе.

Януш Корчак

Януш Корчак

Нельзя не сказать о Януше Корчаке (настоящее имя Эрш Хенрик Гольдшмит, 22 июля 1878, Варшава, Польша - 6 августа 1942, Треблинка, Польша) — выдающемся польском педагоге, писателе, враче и общественном деятеле. В 1898 году Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета, одновременно обучался на подпольных высших курсах. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с педагогическим наследием Песталоцци. В своей поездке Корчак особенно интересовался школами и детскими больницами.

В 1903-11 гг. работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов и воспитателем в летних детских лагерях. Являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам.

23 марта 1905 года получил диплом врача. В качестве военного врача Русской императорской армии принимал участие в Русско-японской войне. Во время Первой мировой войны 1914-1918 гг. Корчак служил военным врачом в дивизионном полевом госпитале Русской императорской армии, затем работал врачом в приютах для украинских детей в Киеве, где написал книгу «Как любить ребёнка». Корчак возвращается в Варшаву в 1918 году, где руководит детскими приютами, преподаёт, сотрудничает с журналами, читает лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педаго-гических курсах. Во время советско-польской войны 1919-20 годов Корчак в звании майора медицинской службы работал в военном госпитале в Лодзи.

В 1911 году Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот» для еврейских детей, которым руководил до конца жизни. От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности. В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. В этот период Корчак был арестован, несколько месяцев провёл в тюрьме. Был освобождён по ходатайству провокатора. В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты.

Когда в августе 1942 года пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886-1942), другими воспитателями и примерно 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.

Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году он взял свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900-1942 гг., отражают богатый опыт врача и педагога. Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главные из них - «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929). Его книги пронизаны высоким гуманизмом.

Уильям Сомерсет Моэм William Somerset Maugham Британский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, автор 78 книг, агент британской разведки.

Уильям Сомерсет Моэм родился в 25 января 1874 году в Париже, где отец его был юристом британского посольства. Однако писатель был подданным Британской короны – родители подгадали роды таким образом, чтобы ребенок появился на свет в посольстве. Ожидалось принятие закона, по которому все дети, родившиеся на французской территории, автоматически становились французскими гражданами и, таким образом, по достижении совершеннолетия подлежали отправке на фронт в случае войны.

Лишившись восьми лет матери, а десяти лет – отца, Моэм воспитывался в Лондоне у дяди - викария, в доме которого царила атмосфера пуританской строгости. Потом он учился в закрытой школе в Кентербэри и в Гейдельбергском университете в Германии.

Чтобы приобрести профессию, он поступил в 1892 году медицинский институт при больнице св. Фомы в Лондоне. Здесь он приобрел познания в медицине и определенный жизненный опыт. Он столкнулся не только с физическими страданиями человека, но и с нищетой обитателей трущоб лондонского Ист-энда, с социальным неравноправием.

Медицинская практика, сблизившая его с простыми людьми, дала ему материал для вступления в литературу. Успех первых романов “Лиза из Ламбета” -1897 г и “Миссис Крэдок”, хотя и был весьма скромным, заставил Моэму расстаться с медициной и целиком посвятить себя писательскому труду. Правда, первые романы не принесли ему больших доходов. Став впоследствии одним из самых состоятельных литераторов в мире, Моэм с усмешкой вспоминал, что первые десять лет он зарабатывал своим пером в среднем около ста фунтов в год, что не намного превышало заработок низкооплачиваемых чернорабочих-поденщиков.

Подталкиваемый и материальными побуждениями, Моэм увлекается драматургией. В течение первых двух десятилетий нынешнего века он пишет пьесу за пьесой. Некоторые из них, в частности “Человек чести”, “Леди Фредерик”, “Смит”, “Земля обетованная”, “Круг”, имели успех, и были такие годы, когда на сценах Англии шло одновременно больше пьес Моэма, чем Бернарда Шоу.

Первый роман – “Лиза из Ламбета” – Моэм написал в 1897 году, но успех к писателю пришел только в 1907 году вместе с пьесой “Леди Фредерик”. Но свой самый первый литературный опыт – биографию композитора Джакомо Мейербера – он сжег из-за того, что ее отверг издатель. Однако работа над пьесами не приносила самому автору полного удовлетворения. Он писал для театра больше всего заботясь о сценической занимательности своих произведений. Это определило его успех у зрителя, но и ограничивало творческие возможности, заставляя укладывать богатый жизненный материал в прокрустово ложе определенного сюжета, как бы искусно и увлекательно он ни был построен. В зените своей драматургической славы Моэм решил написать роман, чтобы, как он признавал позже, “освободится от огромного количества тяжелых воспоминаний, которые не переставали преследовать меня”. После опубликования этого романа – “Бремя страстей человеческих”, – принесшего автору широкую известность, он все чаще берется за перо повествователя, а не драматурга.

В двадцатых годах нашего века Моэм утверждает себя также и как мастер рассказа. Его новеллы, разнообразные по форме, раскрывают перед читателем внутренний мир человека. Моэм старается показать душу человека, выхватывая его порою из социальной среди.

Бремя страстей человеческих

Но все же среди большого числа романов, пьес, рассказов и очерков Моэм наибольшей известностью как в Англии, так и за ее пределами пользуется роман “Бремя страстей человеческих”. На русский язык это произведение переводили в 1915 и в 1959 г. Заметим кстати, что для названия романа взят заголовок одного из разделов “Этики” Спинозы, который в дословном переводе гласит: “О рабстве человеческом”. Однако для того, чтобы название романа само по себе передавало смысла, который имеется в этой главе трактата Спинозы, Моэм согласился, чтобы это произведение называлось в русском издании “Бремя страстей человеческих”.

Сам писатель, отвечая на вопрос, почему он не считает “Бремя страстей человеческих” своим лучшим романом, указал, что это всего лишь “автобиографическая книга”, в котором отражены его собственные мучительные переживания. В авторском предисловии к одному из американских изданий романа Моэм называет его “полуавтобиографическим” и замечает: “Я говорю -полуавтобиографический потому, что такое произведение является все же беллетристикой, и автор вправе менять факты, с которыми имеет дело, как найдет нужным “.

И действительно, многие факты своей жизни о которых автор рассказывает в романе, изменены – одни ослаблены, другие усилены, третьим дано иное толкование или выражение. Например, хромота, которая приносит герою романа Филипу Кэри столько неудобств и нравственных терзаний, не мучила самого Моэму, но писатель страдал от другого физического недостатка, заикание, которое причинял ему почти такие же неприятности и моральную боль. Переживания юного Филипа, судя по признаниям самого автора, во многом совпадают с переживаниями Моэма. Как и его герой, он рано лишился родителей, воспитывался в семье родственников, прошел все стадии юношеских исканий.

Но было бы неправильно считать, что в романе “Бремя страстей человеческих” автор просто рассказал историю одного героя, близкую к его собственной биографии. Перед читателем предстает пестрая галерея разнообразных типов, имеющих свои биографии, характеры, выписанные автором с поразительной тщательностью.

Моэм с такой красочностью нарисовал жизнь некоторых слоев тогдашней Англии, что во многом “Бремя страстей человеческих” можно поставить в ряд со значительными произведениями крупнейших английских писателей-реалистов.

Идеалистическое представление о людях лежит в основе главной сюжетной линии романа – любви Филипа к женщине, которая по всем существующим нормам взаимоотношений между мужчиной и женщиной не могла быть им любимой. Моэм хотел доказать, что человек может любить не только вопреки рассудку, но и вопреки самой своей природе. Это любовь к ограниченной, тупой, порочной, нечистоплотной женщине со стороны человека, которому претит все некрасивое, у которого изысканные вкусы, подчас кажется просто немыслимой.

К произведениям особенно известным в нашей стране, можно отнести такие как роман «Луна и грош», на русский язык переводы вышли в 1919, 1926, 1960 гг. Роман представляет собой биографию вымышленного персонажа Чарльза Стрикленда, английского биржевого маклера, который в 40-летнем возрасте внезапно бросает жену и детей, чтобы стать художником. Прообразом Чарльза Стрикленда послужил Поль Гоген. Рассказ ведётся в эпизодической форме от лица молодого писателя, который якобы «просто перечислял известные ему факты из жизни незаурядного человека». Эпизоды из жизни Стрикленда перемежаются размышлениями рассказчика по поводу Стрикленда и других персонажей.

Роман «Театр» - тонкая, ироничная история блистательной, умной актрисы, отмечающей «кризис середины жизни» романом с красивым молодым мужчиной (русский перевод в 1937 г), нашла не только своих читателей, но и зрителей – в 1978 г в СССР был поставлен художественный фильм. В 2004 г – повторная экранизация «Театра» Джулию Ламберт играет Аннетт Бенинг. Фильм получил номинацию на премию «Оскар» в 2005 году в категории «Лучшая женская роль» - Аннетт Бенинг.

Всего по произведениям Моэма снято более 100 фильмов и сериалов на различных киностудиях мира.

Моэм скончался 15 декабря 1965 года в больнице в Ницце от пневмонии. Но так как по французским законам пациентов, умерших в больнице, полагалось подвергать вскрытию, то его отвезли домой и только 16 декабря сообщили, что Сомерсет Моэм скончался дома, на вилле «Мореск», во французском городке Сен-Жан-Кап-Ферра близ Ниццы.

Факты из жизни

«Я вообще не ходил бы смотреть свои пьесы, ни в вечер премьеры, ни в какой другой вечер, если бы не считал нужным проверять их действие на публику, чтобы на этом учиться, как их писать».

С 10-летнего возраста у Моэма началось заикание, от которого он так и не смог избавиться. До десяти лет Уильям разговаривал только на французском. Английский язык писатель стал учить после переезда в Англию после смерти родителей.

Несмотря на то, что Сомерсет Моэм был долгое время женат на Сири Велком, от которой у него родилась дочь Мэри Элизабет, писатель был бисексуалом. В одно время он был влюблен в актрису Сью Джоунс, на которой готов был снова жениться. Но самые продолжительные отношения Моэм имел с американцем Джералдом Хэкстоном, заядлым игроком и пьяницей, который был его секретарем.

Во время Первой мировой войны сотрудничал с МИ-5. С секретной миссией после войны работал в России, находился в Петроград в августе-октябре 1917 года, где должен был помогать Временному правительству оставаться у власти, неоднократно встречался с Александром Керенским, Борисом Савинковым и другими политическими деятелями. Покинул Россию из-за провала своей миссии (Октябрьская революция) через Швецию.

В его доме на мысе Ферра часто бывали знаменитости – Уинстон Черчилль, Герберт Уэллс, Жан Кокто, Ноэль Кауард, и даже несколько советских писателей.

Работа разведчика нашла отражение в сборнике из 14 новелл «Эшенден, или Британский агент» -1928 год. В июле 1919 года Моэм в погоне за новыми впечатлениями отправляется в Китай, а позднее в Малайзию, — что дало ему материал для двух сборников рассказов.

В 1928 году Моэм купил виллу на французской Ривьере. В течение сорока лет писателю помогали около 30 слуг. Однако фешенебельная обстановка не расхолаживала его – ежедневно он работал в своем кабинете, Моэм всегда ставил письменный стол напротив глухой стены, чтобы ничто не отвлекало от работы. Работал он три-четыре часа по утрам, выполняя назначенную самому себе норму в 1000-1500 слов.

«Перед тем как писать новый роман, я всегда перечитываю „Кандида“, чтобы потом бессознательно равняться по этому эталону ясности, грации и остроумия».

Последняя прижизненная публикация творчества Моэма, автобиографические заметки «Взгляд в прошлое», печаталась осенью 1962 года на страницах лондонской «Санди экспресс».

Умирая, сказал: «Умирать — скучное и безотрадное дело. Мой вам совет — никогда этим не занимайтесь».

В 1947 году была учреждена “Премия Сомерсета Моэма”, которая присуждалась английским писателям в возрасте до 35 лет. Награжден Орденом Кавалеров Почёта в 1954 году.

Могилы у Сомерсета Моэма нет – его прах развеян у стен Библиотеки Моэма в Кентербери.

Цитаты и афоризмы
  • Забавно в жизни вот что: если вы отказываетесь принимать любые вещи, кроме самых лучших, то очень часто именно их и получаете.
  • Люди могут простить вам добро, которое вы для них сделали, но редко забывают зло, которое они причинили вам.
  • Люди больше всего на свете любят наклеить на другого человека ярлык, который раз и навсегда освобождает их от необходимости думать.
  • Хорошо одетый человек — это тот, на чью одежду не обращают внимания.
  • Мечты — не уход от действительности, а средство приблизиться к ней.
  • Люди злы в той мере, в какой несчастны.
  • Нет на свете худшей пытки, чем любить и презирать в одно и то же время.
  • Любовь — это то, что случается с мужчинами и женщинами, которые не знают друг друга.
  • Писать просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым.
  • Есть только один успех — потратить свою жизнь так, как ты хочешь.
  • Женщина всегда пожертвует собой, если предоставить ей для этого подходящий случай. Это ее любимый способ доставить себе удовольствие.
  • … для человека, привыкшего к чтению, оно становится наркотиком, а сам он — его рабом. Попробуйте отнять у него книги, и он станет мрачным, дерганым и беспокойным, а потом, подобно алкоголику, который, если оставить его без спиртного, набрасывается на полки.
  • Увы, в нашем несовершенном мире гораздо легче избавиться от хороших привычек, чем от дурных.
  • Доброта — единственная ценность в этом иллюзорном мире, которая может быть самоцелью.
  • Жизнь на десять процентов состоит из того, что вы в ней делаете, а на девяносто – из того, как вы её принимаете.
  • Знать прошлое достаточно неприятно; знать еще и будущее было бы просто невыносимо.
  • Терпимость — другое название для безразличия.
  • Каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеётся, смеётся над дедушками и восхищается прадедами.
  • Человек не то, чем он хочет быть, но то, чем он не может не быть.
  • Самое ценное, чему научила меня жизнь: ни о чем не сожалеть.
  • Мы уже не те люди, которыми были в прошлом году, не те и те, кого мы любим. Но это прекрасно, если мы, меняясь, продолжаем любить тех, кто тоже изменился.
  • И женщины могут хранить тайны. Но они не могут умолчать о том, что они умолчали о тайне.
Луи Анри Буссенар

Луи Анри Буссенар, французский классик приключенческой литературы, родился 4 октября 1847 года в деревне Экренн (округ Питивье департамента Луаре в исторической области Бос). Родителями будущего романиста были Луи-Антуан Буссенар, управляющий экреннского замка, сборщик коммунальных налогов, вдовец, и Элоиза Ланс – молодая кастелянша и горничная замка, дочь ткача-ремесленника. К счастью для мальчика, получившего при рождении имя Анри-Луи-Франсуа-Илер, спустя три года его родители поженились, и их ребёнок стал носить фамилию Буссенар. Овдовев в 1855 году, Элоиза одна была вынуждена воспитывать двоих сыновей (Луи было 8 лет, его младшему брату Антуану – пять). В школе Экренна юный Луи Буссенар отличался умом, усердием в учёбе, и при этом гордым и строптивым характером.

В 1860-1867 годах он получал гуманитарное образование в пансионе Борьё в Питивье, по окончании которого поступил на медицинский факультет Парижского университета. С юных лет его излюбленным досугом была охота, приезжая в родную деревню на каникулы, он любил бродить по босеронским полям с ружьём и собакой. Большой любитель поесть и поклонник хорошей кухни, «скромный бонвиван» Буссенар любил отведать у кого-нибудь из своих друзей-крестьян традиционного кролика в собственном соку, запивая его полным до краёв стаканом вина. Обожал он и фруктовые торты. Деревенские жители провинции Бос любили его, потому что он был «без выкрутасов», добрый, простой и никогда не изменял своим скромным привычкам. Несмотря на своё положение популярного писателя и известность в столице, он не гнушался зайти выпить вина в деревенский кабачок и, возвышаясь над остальными посетителями. Луи Буссенар был человеком прекрасного атлетического телосложения и очень высокого по тем временам роста – 1 метр 92 сантиметра!

Учёба была прервана началом франко-прусской войны 1870-1871 гг. Как студент Буссенар не подлежал мобилизации, но, будучи страстным патриотом, он ушёл в армию добровольцем. Студент-медик Буссенар был зачислен военным фельдшером, а затем врачом в действующую часть и вскоре оказался на восточном фронте, где присутствовал, сознавая своё бессилие – при разгроме французских войск под Висамбургом и Рейшофеном. Отступив в составе действующей армии к Парижу, Буссенар стоически переносит суровые испытания осады, лишения и голод, огонь артиллерийских обстрелов. Во время героической и безуспешной попытки французов прорвать блокаду при Шампиньи в ночь с 1 на 2 декабря 1870 года военный фельдшер Буссенар получил пулевое ранение под Шампиньи. Горечь поражения на всю жизнь останется в его сердце, к воспоминаниям о войне он не раз вернётся в своём творчестве. После войны Буссенар некоторое время продолжал своё медицинское образование, но вскоре окончательно порвал с профессией и занялся литературой.

Самые ранние из обнаруженных газетных публикаций Буссенара (несколько научных обозрений) датируются маем-июнем 1876 года. В последующие годы он работает репортёром, хроникёром в разных парижских газетах. В 1870-1880-е годы Буссенар совершил путешествия в Австралию и Индонезию, Французскую Гвиану, Марокко, Сьерра-Леоне, Флориду, где почерпнул местный колорит и нашёл новые идеи для творчества. А с апреля 1878 года недавно открывшийся «Журнал путешествий» (Journal des Voyages) начинает публиковать первый роман Луи Буссенара – «Через всю Австралию». Его второй роман, «Кругосветное путешествие юного парижанина», выходя в 54 выпусках «Журнала путешествий» (1879-1880), а после – отдельной книгой, делает автора по-настоящему знаменитым. В качестве поощрения за успех «Журнал путешествий», главной звездой которого Буссенар останется на протяжении 32 лет, до конца жизни, субсидирует его поездку в Гвиану. Буссенар проводит в Гвиане пять месяцев, углубляясь в джунгли, исследуя русла рек, ночуя в индейских хижинах, встречаясь с золотоискателями, сочиняя заметки для «Журнала путешествий» и набрасывая свой новый роман, «Гвианские робинзоны». Из Гвианы он привозит предметы туземного быта, керамику, оружие (часть этой коллекции хранится в музее города Питивье), охотничьи трофеи, десятки рисунков и фотографий, тропические растения (украсившие сад его родного дома), документальные сведения и карты, что делало его крупнейшим специалистом по Гвиане того времени.

Третий роман также принимается публикой с огромным восторгом. Буссенар нашёл формулу своего успеха, ему больше не нужно зарабатывать на жизнь тяжёлым трудом репортёра, он оставляет шумный Париж и поселяется в провинции, в окрестностях департамента Луаре, милой сердцу равнины Бос, недалеко от родного Экренна, где живёт его мать. Недавний журналист и неутомимый путешественник становится «джентльменом-фермером и домоседом» (по определению биографа и исследователя его творчества Тьери Шеврие), совершая иногда небольшие путешествия между написанием очередных романов (в Марокко, Сьерра-Леоне) и проводя зимние месяцы на средиземноморском побережье Франции.

С 1883 года с ним рядом любимая и верная спутница жизни, Альбертина Делафуа (1863-1910). Буссенар и Альбертина, которую он любовно называл «моя голубка», счастливо проживут вместе 27 лет, до скончания дней, и ничто не омрачит их безмятежных отношений. Буссенар пишет книги, Альбертина музицирует, переписывает рукописи новых романов, их нередко видят среди босеронских полей на двухместном велосипеде.

Буссенар оставил весьма богатое литературное наследие. В библиографии, скрупулёзно составленной Тьери Шеврие, фигурирует 38 романов (при этом «Десять тысяч лет среди льдов» и «Похождения Бамбоша» он учитывает как части «Тайн господина Синтеза» и «Секрета Жермены», соответственно), три больших документальных сочинения, а также более двух десятков очерков и рассказов. Сочиняя остросюжетные романы на географическом материале (а также научно-фантастические и исторические), то есть ориентируясь преимущественно на юную аудиторию, писатель чувствовал, что не может высказаться до конца, будучи стеснённым рамками жанра. Видимо, именно поэтому в 55 лет он внезапно возвращается к журналистской деятельности. В региональном еженедельнике «Гатине», под псевдонимом «Франсуа Девин», с 1902 по 1910 год он публикует свои «Письма крестьянина», написанные на босеронском диалекте. В этих 205 отрывках он, зачастую в насмешливом, шутовском тоне, выражает свои взгляды на общество, политику, религию, освещает проблемы сельской жизни провинции Орлеанэ, ставя себе целью расшевелить ум крестьян, показать простому народу, как его грабят богачи.

Конец писателя был трагическим. В июне 1910 года, в возрасте 47 лет, внезапно заболевает и умирает его любимая жена Альбертина. Сломленный невыносимым горем, этот могучий атлет не в силах сопротивляться обострившейся болезни… Луи Буссенар умирает 9 сентября того же года (повсеместно указываемая дата - 11 сентября – ошибочна), пережив супругу меньше чем на три месяца. За несколько дней до кончины, неизбежность и близость которой он как врач прекрасно осознаёт, Буссенар собственноручно составляет завещание (согласно которому все его рукописи и личные бумаги были впоследствии сожжены) и даже текст извещения о смерти, которое породило ложные слухи о самоубийстве. Писатель был похоронен рядом с Альбертиной на кладбище их родной деревни Экренн.

Русские переводы романов Буссенара появлялись как правило сразу же после публикации его новых книг во Франции. В 1911 году в приложении к журналу «Природа и люди» (С.-Петербург) вышло собрание сочинений в Луи Буссенара в 40 томах. Также отдельные произведения переиздавались в советские времена. Во Франции же пик популярности классика приключенческой литературы пришёлся на период между двумя мировыми войнами, с середины ХХ века его наследие практически полностью забыто. В 1991-2001 годах московское издательство «Ладомир» выпустило полное собрание романов писателя в 30-ти томах (32-х книгах), в новых переводах.

Арчибалд Кронин

Шотландский писатель, врач. Его наиболее известные российскому читателю романы: «Замок Броуди», «Звёзды смотрят вниз», «Цитадель», «Юные годы», «Путь Шеннона», «Памятник крестоносцу».

Родился в 1896 г Кардроссе, графство Дунбаршир. Его отец, Патрик Кронин, ирландец по происхождению, был католиком, мать, Джесси Кронин (урождённая Монтгомери), — из семьи протестантов. Арчибалд был единственным ребёнком в семье. Родители отца владели пабом в Александрии, в Западном Дунбаршире. Дедушка по матери, Арчибалд Монтгомери, был шляпным мастером и владел магазином в Дамбартоне. После свадьбы родители Кронина переехали в Хеленсбург, где Арчибалд учился в школе Grant Street School. Когда мальчику было семь лет, его отец, работавший страховым агентом и коммивояжёром, умер от туберкулёза.

После смерти главы семьи Арчибалд с матерью переехали в дом к дедушке, Арчибалду Монтгомери, в Данбартон. Вскоре Джесси Кронин стала первой женщиной-инспектором по здравоохранению в Шотландии.

Арчибалд Кронин был не только не по годам развитым студентом в Данбартонской Академии, получавшим награды за свои успехи и выигрывавшим конкурсы сочинительства, но и прекрасным атлетом и футболистом. С ранних лет он стал заядлым игроком в гольф и продолжал заниматься спортом всю свою жизнь. Вскоре Кронины переехали в Йоркхилл, район города Глазго, где Кронин посещал Колледж Святого Алозия в районе Гарнетхилл. Он играл в футбол за команду First XI, положив этот отрезок своей жизни в основу сюжета одного из своих последних романов «Minstrel Boy», который в США был напечатан под названием «Desmonde».

Благодаря исключительным способностям, Кронин был награждён стипендией для изучения медицины в Университете Глазго в 1914 году. Во время Первой мировой войны в 1916—1917 годах Арчибальд Кронин служил хирургом в Добровольческой Службе резервистов Королевского Военно-морского флота (Royal Navy Volunteer Reserve) в чине младшего лейтенанта. После войны он работал в различных госпиталях, включая госпитали Беллахаустон и Лайтбёрн в Глазго и госпиталь Ротунда в Дублине, а затем открыл частную практику в Тредегаре, шахтёрском городке Южного Уэльса. В 1919 году Кронин блестяще закончил университет, получив степень бакалавра в хирургии. В том же году он совершил путешествие в Индию в качестве корабельного хирурга.

Вернувшись в Шотландию после путешествия, Кронин продолжил учиться, получив в 1923 году диплом по здравоохранению, а в 1924 году получил престижную степень MRCP и был назначен Медицинским инспектором рудников Великобритании, и в течение следующих нескольких лет были опубликованы его исследования о медицинском обеспечении в каменноугольных копях и доклады о взаимосвязи между вдыханием угольной пыли и лёгочными заболеваниями. Кронин описал свой опыт исследования профессиональных рисков в каменноугольной индустрии в романах «Цитадель» и «Звёзды смотрят вниз». Позже Кронин переехал в Лондон, где работал на Харли Стрит до того, как открыл собственную практику в Вестбурне Гроув, Ноттинг Хилл, которая процветала. В то же время Кронин был офицером медицинской службы в Вайтлейс и начинал интересоваться офтальмологией.

В 1925 году он получил докторскую степень в медицине MD, защитив в Университете Глазго диссертацию об аневризмах «The History of Aneurysm».

В 1930 году у будущего писателя обнаружилась язва двенадцатиперстной кишки. В течение шести месяцев Кронин был вынужден отдыхать в деревне и придерживаться молочной диеты. На ферме Далкенна на озере Финэ он наконец-то смог начать реализовывать свою давнюю мечту - написать роман, хотя до той поры «писал лишь рецепты и научные статьи». В общей сложности Арчибалд Кронин работал врачом более десяти лет, прежде чем целиком посвятил себя литературе. С фермы Далкенна Кронин путешествует в Дамбартон, чтобы исследовать основную тему романа, используя данные библиотеки Дамбартон, которая до сих пор хранит письма от Кронина, спрашивающего советы на темы, связанные с романом. Кронин написал свой первый роман «Замок Броуди» (1931) всего лишь за три месяца. Рукопись была сразу принята для публикации издательским домом «Голланч», единственным из издательств, в которое он обратился. Этот роман имел быстрый и сенсационный успех, открыв Кронину карьеру писателя. Это драматическая история Джеймса Броуди, шляпных дел мастера, тиранившего собственную семью и довёдшего собственную дочь до самоубийства. Роман принёс Кронину заслуженное признание в литературных кругах. С тех пор Кронин больше не возвращался к медицине. По мнению критика Ангуса Росса роман «Замок Броуди», как и многие последующие романы Кронина, это «смесь натуралистичного взгляда на социальные проблемы (основанного на собственных значительных знаниях и опыте) с чувствами», которые ставят автора «в один ряд с популярными, здравомыслящими писателями реалистами, такими как Пристли».

Следующий роман Кронина «Звёзды смотрят вниз» (1935) написан в жанре социальной драмы и повествует о шахтёре, который пытается вырваться из нищеты. Грэм Грин писал о нём: «Роман доктора Кронина о шахтёрах ныне стал отличным фильмом — не помню ни одного английского фильма, что был бы лучше, чем этот».

Многие из книг Арчибалда Кронина были бестселлерами и переводились на множество языков. Сила писательского дара Кронина заключалась в сочетании хорошего повествования, тонких наблюдений и ярких образов героев повествования. Его работы наполнены яркими персонажами и острыми диалогами. Некоторые из историй он брал из своей медицинской практики, умело смешивая реализм, романтику и социальную критику. Работы Кронина исследуют моральные конфликты между идивидуумом и социумом, его идеализированные герои устанавливают справедливость в мире обычных людей. Будучи очень старательным, Кронин, вероятно, писал по 5000 слов в день, тщательно планировал детали своих сюжетов. В работе и в делах Кронин был очень несговорчивым человеком, тогда как в личной жизни обладал хорошим чувством юмора и относился к каждому новому дню как к новому приключению.

Кроме романов Арчибалд Кронин написал большое количество рассказов и эссе, однако роман Кронина «Цитадель» (1937), возможно, самая известная его книга, классическое произведение реализма. Это история врача каменноугольной компании, который стоит перед нравственной дилеммой, пытаясь привлечь богатую клиентуру и одновременно остаться в мире со своей совестью. Главный герой романа инициирует создание в Великобритании Службы Национального Здравоохранения, во всеуслышание заявляя о проблемах медицинской практики того времени. В основе романа лежал опыт самого Арчибалда Кронина, полученный им на работе в Тредегар Коттедж Госпиталь в Уэльсе. В своём бестселлере Кронин рассказывал читателям о коррупции, царящей в системе медицинского обеспечения, подводя к мысли о необходимости проведения реформ в области здравоохранения. Не только новаторские идеи автора романа о создании Службы Национального Здравоохранения, но и популярность романа сыграли существенную роль в том, что Лейбористская Партия Великобритании в 1945 году одержала полную победу на выборах. Книга принесла Кронину международную известность и стала особенно популярна в США. За эту книгу автору была присвоена Премия Американской Ассоциации Букинистов за 1937 год.

Несколько романов Кронина затрагивают тему религии, тему, которая брала начало из его медицинского образования и практики, и с которой он заново познакомился в 1930-х годах. В своём эссе «Почему я верю в Бога» Кронин признаётся, что во время обучения в медицинской школе был агностиком: «Когда я думал о Боге, это вызывало у меня улыбку, которая проявляла естественную насмешку над устаревшим мифом». Однако, во время практики в Уэльсе, работая среди глубоко верующих людей, Кронин с удивлением начал замечать, что «границы существования гораздо шире, чем описаны в моих учебниках, гораздо шире, чем я мог себе вообразить. Вскоре я потерял свою уверенность, и затем, хотя не признавался себе в этом, сделал первый шаг на пути к поиску Бога». Писатель стал чувствовать, что «если мы изучаем физический мир, мы не можем избежать упоминания о первоначальном Творце… Научная доктрина принимает эволюцию с её ископаемыми и простейшими видами как естественное течение событий. Однако вы сталкиваетесь с теми же самыми загадками, первопричинами и абсолютом. Ex nihilo nihil - девиз наших школьных дней, что в переводе с латинского означает, что "Из ничего ничего не происходит"». С этой идеей Кронин вернулся домой в Лондон, где в свободное время организовал клуб рабочей молодёжи. Однажды он пригласил одного известного зоолога прочитать лекцию членам кружка. Лектор, используя «откровенно атеистический подход», описывал последовательность событий, приведших к появлению жизни, «хотя он не сказал», как первые примитивные жизненные формы возникли из неодушевлённого вещества. Когда лекция закончилась, слушатели вежливо поаплодировали. Затем тихий и очень обычный молодой человек нервно поднялся с места и, слегка заикаясь, спросил о том, откуда в самом начале возникла материя. Наивный вопрос захватил всех присутствующих врасплох. Лектор «выглядел раздражённым, сомневающимся и начал медленно краснеть. Затем, до того, как смог начать отвечать, весь клуб содрогнулся от взрыва смеха. Сложная логическая структура, предложенная реалистом, учёным с пробиркой, была сметена одной фразой, прозвучавшей из уст простого парня».

Подобные события, а также пример матери, ставшей католичкой, влияние обучения в колледже иезуитов, сделали веру в Бога важной частью жизни Кронина. Имея негативный опыт религиозного фанатизма, который Кронин наблюдал в своей семье и, временами, в его собственной семье, так как его жена была из протестантской семьи, писатель, будучи католиком, стал большим экуменистом ещё до того момента, когда веротерпимость в Великобритании стала повсеместной. Зная настроения нетерпимости, царившие в британском обществе того времени, когда Кронин писал свой роман «Ключи от Царства Небесного», достаточно удивительно читать о том, что священник, главный герой романа, придерживается либеральных взглядов, даже по отношению к атеистам.

Свои последние 25 лет жизни Кронин провёл в Европе, живя в Люцерне и Монтрё в Швейцарии, где продолжал писать. Среди его друзей были сэр Лоуренс Оливье, сэр Чарльз Чаплин и Одри Хёпберн, старшему сыну которой он стал крёстным отцом. Хотя большую часть жизни Арчибалд Кронин не жил на родине, он испытывал большую любовь к местам своего детства. В 1972 году он написал местному учителю в Ирландию: «Хотя я объездил весь мир, я должен со всей своей искренностью сказать, что моё сердце принадлежит Данбартону… В моём кабинете висит прекрасная цветная гравюра XVII века, на которой изображён замок Данбартон. Я даже слежу с большой страстью за успехами футбольной команды Дамбартона».

Доказательством того, что Кронин поддерживал футбольную команду Дамбартон, служит написанное им от руки письмо, вывешенное в рамке в вестибюле клубного стадиона. В письме, написанном в 1972 году и адресованном клубу, Кронин поздравляет команду с их возвращением в высший дивизион после 50 лет пребывания в низшей лиге. В письме он описывает свои воспоминания, как, будучи ребёнком, он болел за команду, пользуясь возможностью «перепрыгивать через турникет» (в те времена общераспространённой практикой было бесплатное посещение детьми футбола).

Еще будучи студентом университета, Кронин познакомился там со своей женой, Агнес Мэри Гибсон (Мэй), которая также изучала медицину. Мэй была дочерью Роберта Гибсона, владельца пекарни, и Агнес Томсон Гибсон (в девичестве Гилкрист) из Хамельтона, графство Ланаркшир. Они поженились 31 августа 1921 года. В качестве доктора Мэй помогала своему мужу в его исследованиях и в работе в бесплатной амбулатории, пока Арчибальд работал в Тредегар Дженерал Госпиталь, а затем ассистировала мужу во время его практики в Лондоне. Когда Кронин стал писателем, она вычитывала гранки его рукописей. Их первый сын Винсент родился в Тредегаре в 1924 году. Второй сын Патрик родился в Лондоне в 1926 году. Младший сын Эндрю родился в Лондоне в 1937 году.

Когда по произведениям Кронина стали ставить Голливудские фильмы, семья переехала в США. Там они жили во многих штатах: в Калифорнии, Массачусетсе, Коннектикуте и Мэне. В 1945 году Кронины отправились в Англию на борту океанского лайнера Queen Mary. После короткой остановки в приморском городе Хоув, они переехали в Раени, северный пригород Дублина. Через год семья вернулась в США. Они поселились в номере отеля Карлайл в Нью-Йорке, затем переехали в Дирфилд, штат Массачусеттс, а в 1947 году обосновались в городе Нью Канаан, штат Коннектикут. Вечный странник, Кронин постоянно путешествовал в свои дома на Бермудах и в Кап Д’Эйл, на Лазурном берегу Франции, где проводил лето.

Арчибалд Кронин ушёл из жизни в Монтрё в 1981 году в возрасте 84 лет и был похоронен в городке Ла-тур-де-Пейлис в Швейцарии. Многие из его рукописей, включая неопубликованные, наброски, письма, школьные тетрадки и эссе, лабораторные записи, а также его докторская диссертация хранятся в Национальной Библиотеке Шотландии и в Университете Техаса в США. Многие из его произведений экранизированы различными кинокомпаниями мира. Писатель удостоен Почётное звание Доктора гуманитарных наук, полученное от Боудойн Колледжа и Лафайетт Колледжа.

Интересные факты

После публикации романа «Замок Броуди» Кронина обвиняли в плагиате на книгу Джорджа Дугласа «Дом с зелёными ставнями» (1901). Считается, что герой романа «Юные годы» и «Путь Шеннона» во многом списан с ... самого автора этих произведений. У них, например, схожее детство, омрачённое смертью родителей. Примечательно, что из всех героев Арчибалда Кронина только Шеннон не ставил перед собой задачу преобразить этот мир, сделать его лучше, добраться до высот и т. п. Вопрос «почему?» так и остаётся для литераторов и всех читателей открытым.

Станислав Лем

Имя Станислава Лема хорошо знакомо любителям фантастики. Один из лучших в мире представителей футурологии написал порядка двух сотен произведений, которые переведены на 46 языков, а тиражи книг исчисляются миллионами экземпляров. Он познакомил читателей с возможным будущим, ожидающим человечество в эпоху превосходства технологий и истощения природных запасов, с проблемами поиска взаимопонимания с внеземными цивилизациями.

Лем родился в сентябре 1921 года в семье успешного врача - ларинголога, достаточно обеспеченной по меркам того времени. (о своем детстве он вспоминает в автобиографическом романе «Высокий Замок»), К четырем годам мальчик уже умел читать и писать. Семья жила во Львове, бывшем на тот момент польским владением.

Среднее образование Станислав получил в престижной мужской гимназии, носившей имя польского историка и публициста Кароля Шайноха. Попытка поступить в политех-нический институт не увенчалась успехом, по словам самого Лема, из-за принадлежности к «неправильному» социальному слою буржуа. Отец подключил все старые связи и пристроил единственного сына в медицинский вуз. В Ягеллонском университете Лем познакомился с Барбарой Лесняк, учившейся там на рентгенолога. Спустя три конфетно-букетных года девушка согласилась стать женой Станислава. Барбара работала по специальности до пенсии, так как не хотела, чтобы ее представляли всего лишь как супругу Станислава Лема.

Когда разразилась Вторая мировая война, об учебе пришлось забыть, Станислав устроился работать в гараж механиком. От попадания в гетто еврейскую семью Лемов спасла подделка документов. С места работы Станислав таскал взрывчатку, снабжая ею антифашистское Сопротивление. По окончании войны Лемы, не пожелав становиться советскими гражданами, в рамках репатриации перебрались в Краков. Здесь Лем-младший все-таки завершил медицинское образование в старейшем европейском учебном заведении – Ягеллонском университете. Однако получать диплом об окончании Станислав отказался, так как не находил ничего привлекательного в работе военного врача.

Фантастика в изложении Лема, по словам исследователей творчества писателя, пережила жанровую эволюцию. Если сначала это были оптимистичные, простые для понимания роман «Магелланово облако» и рассказ «Крыса в лабиринте», то позднее читателям пришлось глубже поразмышлять над пародийными байками космонавта, объединенными в цикл «Звездные дневники Ийона Тихого». А научно-фантастический роман «Эдем» о приключениях экипажа космического корабля на планете с аналогичным названием и вовсе назван описанием «худшего из возможных миров».

Писать Станислав начал еще на студенческой скамье. Первое произведение «Человек с Марса» опубликовано в малоизвестном еженедельнике «Новый мир приключений». После выхода романа «Астронавты» Лем стал по-настоящему знаменит, хотя автор относился к своему детищу с большим скепсисом, и, выбивая у него права на новые публикации, издатели тратили немало времени и нервов.

Как о выдающемся писателе-фантасте о Станиславе Леме заговорили после антиутопии «Возвращение со звезд». Главный герой книги – астронавт, вернувшийся из экспедиции через сотню лет и заставший на Земле цивилизацию без конфликтов.

Роман «Непобедимый» посвящен некроэволюции роботов, научившихся не просто изменяться, а прогрессировать. Исследователи с Земли понимают, что бороться с механизмами нет смысла, поскольку они – часть планеты, и человечество не вправе вмешиваться в давно отлаженный жизненный процесс.

Вопросам общения с инопланетным разумом посвящено еще одно сочинение Лема – «Солярис». Повествование о мыслящем океане Борис Стругацкий отнес к лучшим произведениям фантастического жанра. Роман лег в основу культовой одноименной картины Андрея Тарковского. По другому произведению - пьесе «Существуете ли вы, мистер Джонс?» - Анджей Вайда снял комедию «Слоеный пирог», а Петр Штейн – фильм «Бутерброд».

В 1968 году у фантаста родился долгожданный сын. Томаш отучился в Венском университете, затем в США, в Принстоне, занялся издательским делом.

Помимо польского, украинского и русского языков, Станислав владел английским, немецким и французским. О том, как отец учил его языкам, Томаш рассказал в воспоминаниях, озаглавленных как «Приключения на фоне всемирного тяготения».

С 1971 по 1974 годы выпущены 16 рассказов, объединенных в сборник «Абсолютная пустота». В нем Станислав в полной мере проявил талант литературного критика, написав ироничные и тонкие рецензии на несуществующие произведения таких же вымышленных авторов.

Трудом, как бы подводящим итог деятельности Станислава Лема, считается роман «Фиаско», опубликованный в 1987 году. После него фантаст ограничился написанием рассказов и повестей, к крупным литературным формам больше не возвращался.

Лем испытывал слабость к автомобилям, на эту тему мог говорить часами. Еще писатель любил сладости, стал завсегдатаем кондитерской при отеле «Краковия», в кабинете держал запас халвы и марципана в шоколаде. На досуге футуролог читал Генриха Сенкевича, слушал Бетховена и «Битлз», смотрел «Звездные войны» и бондиану.

В начале 80-х Станислав год прожил в Вене, формально – по приглашению Союза писателей Австрии. В действительности же, по словам сына фантаста, причинами отъезда стали цензура, перлюстрация корреспонденции, невозможность знакомиться с новинками мировой литературы. Семью Лема не выпустили, и он был вынужден вернуться. Станислав вывез жену и сына в 1983 году и прожил в Вене пять лет. Живя на чужбине, писатель словно бы утратил вдохновение, по несколько дней не выходил из дома, равнодушно относился к внешнему виду, вспоминал Томаш Лем.

Эмиграция Лема не осталась незамеченной в СССР: издательства отвергли публикацию перевода «Футурологического конгресса». Роман о жизни человеческой расы под воздействием галлюциногенов в Советском Союзе опубликовали только после начала перестройки.

В конце 90-х увидел свет сборник эссе «Мегабитовая бомба» - размышления Лема о компьютерных технологиях в то время, когда об Интернете никто не думал как о самостоятельном организме.

Всего Станислав Лем создал около 60 литературных произведений (очерки, рассказы, эссе, повести, романы) различной тематики и направленности.

Автор философского трактата «Сумма технологии» ушел из жизни в марте 2006 года в кардиологической клинике Кракова. Причиной смерти Станислава стали сердечно-сосудистые осложнения, развившиеся на фоне тяжелого диабета, проблем с почками и воспаления легких. Ярый атеист Лем до конца остался верен себе, назвав смерть местом, откуда человек появляется на свет – Ничем.

Франсуа Рабле Франсуа Рабле. Неизвестный художник. Национальный музей Трианона

Французский писатель, один из величайших европейских сатириков-гуманистов эпохи Ренессанса, автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле родился предположительно 4 февраля 1494 года в Шиноне. Предположительные дата и место рождения основаны на данных, оставленных его современниками. Местом его рождения считается поместье Девинье в Сёйи, где сейчас расположен музей писателя. Отец Франсуа Рабле работал адвокатом рядом с Шиноном.

В детском возрасте Рабле был отдан послушником в монастырь францисканцев в Фонтене-ле-Конт. Там он изучал древнегреческий и латинский языки, естественные науки, филологию и право, заслужив своими изысканиями известность и уважение среди своих современников-гуманистов, включая Гийома Бюде. Из-за неодобрения орденом его изысканий, Рабле добился разрешения Папы Климента VII перейти в бенедиктинский монастырь в Мальезе, где он встретил более тёплое отношение к себе. Позднее Рабле покинул монастырь для обучения медицине в университетах Пуатье и Монпелье.

В 1532 году он перебрался в Лион, один из культурных центров Франции. Закончив университет в 1532 году, Рабле переезжает в Лион, открыв там практику. Выбор Лиона вряд ли был случаен, так как именно этот город в то время был культурным и прогрессивным центром всей Франции. Здесь собрались ведущие печатники, мыслители, врачи, исследователи и так далее.

Там он совмещал врачебную практику с редактированием латинских трудов для печатника Себастьяна Грифа. Свободное время он посвящал написанию и публикации юмористических памфлетов, критиковавших устоявшиеся порядки и выражавших его понимание свободы личности. В 1532 году под псевдонимом Алькофрибас Насье (Alcofribas Nasier - анаграмма от его собственного имени без седиля) Рабле опубликовал свою первую книгу — «Пантагрюэль», ставшую потом второй частью обессмертившего его имя «Гаргантюа и Пантагрюэля».

В 1534 году последовала её предыстория - «Гаргантюа», где рассказывалось о жизни отца протагониста предыдущей книги. Оба произведения были осуждены богословами Сорбонны и католическими клириками за своё сатирическое содержание. Третья часть, опубликованная Рабле в 1546 году под его настоящим именем, также была запрещена.

Благодаря поддержке влиятельной семьи дю Белле Рабле получил разрешение короля Франциска I на продолжение публикаций. Однако после смерти монарха писатель вновь столкнулся с неодобрением академической элиты, а французский парламент приостановил продажи его четвёртой книги. Некоторое время - в 1534 и 1539 годах - Рабле преподавал медицину в Монпелье. Он часто путешествовал в Рим вместе со своим другом кардиналом Жаном дю Белле, также недолгое время (когда пользовался покровительством Франциска I) жил в Турине у его брата Гийома. Семейство дю Белле снова помогло Рабле в 1540 году - в легализации двух его детей (Огюста Франсуа и Жюни). В 1545-1547 годах Рабле жил в Меце, республиканском имперском вольном городе, где нашёл укрытие от осуждения парижских богословов. В 1547 году он был назначен викарием Сен-Кристоф-дю-Жамбе и Мёдона. Церковь, в которой служил викарием Рабле, работает до сих пор. Ее двери открыты для прихожан. А нынешний викарий с удовольствием общается с немногочисленными туристами.

Он отказался от этой должности незадолго до своей смерти в Париже в 1553 году. Последними словами поэта предположительно были «Иду искать Великое "Возможно"», по другой версии — «Beati qui in Domino moriuntir».

Рабле умер в своей постели в возрасте шестидесяти лет. Перед смертью этот великий насмешник и шутник заливался веселым хохотом и строил кому-то уморительные рожи. Он похоронен в соборе Св. Павла в Париже.

Единственный экземпляр первого издания (1534) великой книги Франсуа Рабле хранится ныне в парижской Национальной библиотеке. Известно также, что Рабле писал на темы археологии и медицины, изучал топографию Рима.

Всего он опубликовал около 20 работ, согласно оценкам его биографов, в том числе и трактаты по анатомии, монографии, посвященные объяснению трудов Гиппократа, ряд публикаций в популярных тогда альманахах, касающихся влияния личности, поведения и внешнего вида врача на больного, ряд трудов по анатомии и другое. Например, в 1540 переиздается его труд, написанный в 1536 (не сохранилось), посвященный античной архитектуре и культуре, в принципе, эта книга является археологической монографией, хотя такой науки в то время и не существовало. Сегодняшнему читателю доступны все пять книг о великанах Гаргантюа и Пантагрюэле, которые неоднократно переводились на русский язык и издавались в России начиная с 1887 года. Творчество Франсуа Рабле также стало частью школьной программы по мировой литературе.

О личной жизни Рабле известно немногое. Лишь в прошлом веке удалось установить, что в Лионе у писателя была возлюбленная, некая девица Жанна. От него у нее был сын Теодуль, который умер двухлетним. Сведения эти обнаружили в 1864 году на страницах старинной рукописи, принадлежавшей профессору Тулузского университета Жану Буассонне.

В жизни Рабле отличался лукавством и насмешливостью. Был коротко пострижен, носил бороду и усы, одевался в рясу из саржи. Но точно представить, как он выглядел, сегодня невозможно. Не сохранилось ни одного его подлинного портрета. Хотя в музее их много, но все разные. На большинстве из них его
Литератор   Писатель   Медик   Врач  

Биографический указатель

Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова