сегодня12декабря2019
Ptiburdukov.RU

   Бог не может изменить прошлое, но историки могут. И, должно быть, как раз потому, что иногда они оказывают эту услугу, Бог терпит их существование.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника


Вчера (20 июня) 21 июня Завтра (22 июня)


108 лет назад (в 1911 г.) создан «народный эсминец»


21 июня 1911 года, с верфи Путиловского завода был спущен на воду эскадренный миноносец «Новик». Сегодня об этом событии стоило бы упомянуть разве что на страницах специальных военно-морских изданий, если бы не один необычный момент: новейший паротурбинный эсминец был построен на добровольные пожертвования, собранные населением России в период русско-японской войны.

Еще 6 февраля 1904 года был высочайше учрежден «Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования», которому к 1906 году удалось собрать около 17 миллионов рублей. Этих денег хватило на постройку целой океанской флотилии.

«Особый комитет» провел конкурс проектов, победителем в котором стала разработка судостроительной технической конторы Путиловского завода. Она выгодно отличалась от других крайне низким удельным расходом топлива за счет применения нефтяного отопления котлов и высокой экономичностью, а также компактностью силового агрегата — паровой турбины, и прогрессивным использованием в конструкции корабля продольного набора и стали повышенной прочности. Все это позволило при умеренном водоизмещении и высокой скорости оснастить корабль мощным артиллерийским и торпедным вооружением и весьма совершенной по тому времени радиостанцией, обеспечивающей связь на дистанции до 300 миль.

Торжественная закладка корпуса нового эсминца состоялась 19 июля 1910 года на Путиловской верфи, а 21 июня 1911 года корабль благополучно спустили на воду. Начался монтаж механизмов и вооружение корабля. Швартовые испытания начались 25 апреля 1912 года, на полтора месяца ранее контрактного срока. Паровые котлы и турбины были заказаны немецкой фирме «Вулкан».

Создание нового эсминца, получившего имя «Новик», протекало не слишком гладко, что, в общем-то, неудивительно: слишком много в его конструкции было принципиальных нововведений. Первые испытания, состоявшиеся в мае - июне 1912 года, оказались не вполне удачными: контрактной скорости достичь не удалось. Виной тому были неоптимальный шаг гребных винтов, недостаточная паропроизводительность котлов и строительная перегрузка, увеличившая осадку на 30 см. Впрочем, последний факт Путиловской верфи тогда ловко удалось скрыть, тем самым избежав штрафов. Таким образом, «крайним» в этой истории оказалась фирма «Вулкан», и ей пришлось смириться с необходимостью замены котлов за свой счет.

Повторные испытания эсминца состоялись в августе 1913 года, и их результаты превзошли все ожидания. После монтажа новых котлов на верфи в германском городе Штеттине «Новик» развил невиданную скорость - 37,3 узла, установив тем самым мировой рекорд. На шестичасовом пробеге он показал ход в 36,3 узла при мощности 41910 л.с. Правда, достижению этих результатов способствовало то, что корабль был значительно облегчен, в частности, на нем отсутствовало вооружение. Артиллерию и торпедные аппараты «Новик» получил в сентябре 1913 года - после его прибытия из Штеттина в Кронштадт.

Эсминец «Новик»

Это был совершенно необычный корабль: эсминец, ставший родоначальником оригинальной концепции развития кораблей такого типа. Конструкторы не только позаимствовали все лучшее, что было у английских и германских эскадренных миноносцев, но и пошли дальше — к универсальному торпедно-артиллерийскому кораблю водоизмещением до 1500 т, с максимально возможным количеством торпедных труб и скорострельных 102-мм орудий, а также с устройством для постановки мин заграждения.

По артиллерийскому вооружению «Новик» примерно вдвое превосходил самые крупные эсминцы той эпохи. Однако его огневая мощь определялась не количеством пушек, а рациональной организацией стрельбы. Дело в том, что четыре полуавтоматических орудия «Новика» имели центральную наводку артиллерии. К тому же они существенно превосходили английские 102-мм пушки и по начальной скорости, и по массе снаряда, и по дальности стрельбы.

Столь же грозным было и торпедное вооружение русского эсминца: его восьмиторпедный бортовой залп оказался мощнее, чем у двух новейших зарубежных миноносцев. Возможность вести залповую торпедную стрельбу делала “Новик” единственным в своем роде кораблем. Столь высокая концентрация этого вооружения потребовала и особого оборудования — приборов центрального управления стрельбы торпедами.

Следует добавить, что «Новик» имел приспособления для постановки мин заграждения. Для этого на верхней палубе в кормовой части корабля проложили минные рельсы, к которым талрепами крепились мины. При постановке заграждений мины подкатывались к корме и сбрасывались в воду.

Ну и, разумеется, наиболее яркое отличие «Новика» от других кораблей состояло в его скорости — долгое время русский эсминец был самым быстрым кораблем мира. И первенство за “Новиком” (37,3 узла – это 69 км./час, скорость, более соответствующая спортивным автомобилям того времени, чем боевым кораблям) оставалось вплоть до 1917 года.

Таким образом, эсминец благодаря широкому универсализму и огромной боевой мощи стал грозным противником для надводных кораблей всех классов и типов. Подобные “Новику” боевые единицы появились в иностранных флотах лишь во время первой мировой войны.

Бой, проведенный «Новиком» 17 августа 1915 года, стал одной из самых ярких страниц в истории российского флота в годы Первой мировой войны. На рассвете два их лучших немецких эсминца - новейшие V-99 и V-100, - возвращаясь из Рижского залива, обнаружили одинокий корабль с характерным четырехтрубным силуэтом. «Новик»! - опознали его кайзеровские моряки и немедленно пошли на сближение, рассчитывая реализовать свое численное превосходство.

Увы, дальнейший ход событий стал для них неприятным сюрпризом. С «Новика» также заметили противника; когда дистанция между кораблями сократилась до 47 кабельтовых [около 8700 метров], началась артиллерийская дуэль. И вот тут-то немцам пришлось испытать на себе разрушительное действие русских 102-мм пушек, когда огонь из них ведут опытные комендоры. «Третьим залпом мы накрыли первый миноносец и сбили ему трубу; на его палубе возник пожар, - так вспоминал участник боя минный офицер «Новика» Г.К.Граф. - Он весь окутался клубами пара и дыма, и на корме у него было видно яркое пламя. Стрельба его сразу ослабела и потеряла меткость»...

За 17 минут боя немецкие корабли получили 11 попаданий, нанесших им большой урон. Они не выдержали и попытались скрыться бегством. Эсминец V-100 поставил дымовую завесу, прикрывая себя и своего сильно поврежденного товарища. Но было поздно. Потерявший управление V-99 сошел с фарватера и выкатился на минное поле. Один за другим прогрохотали два мощных взрыва - и новейший корабль Хохзеефлотте исчез под водой.

Таким образом, несмотря на перевес противника в силе, русский эсминец вышел победителем и при этом сам практически не пострадал: лишь два матроса из его экипажа были легко ранены осколками от разорвавшихся в воде снарядов. Так «Новик», часто именуемый лучшим в своем классе, подтвердил свою репутацию отличного корабля. Причем лучшим как в отношении его вооружения и тактико-технических элементов, так и по уровню подготовки экипажа.

В апреле 1921 года «Новик» вошел в состав Морских сил Балтийского моря, а 13 июля 1926 года получил новое имя – «Яков Свердлов».

В январе 1935 года корабль вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота. 23 апреля 1940 года эсминец был выведен из боевого состава флота, передан в отряд учебных кораблей и переклассифицирован в учебный эсминец.

С началом Великой Отечественной войны «Новик» вновь встал в строй: 23 июня 1941 года он был возвращен в боевой состав флота. В годы войны участвовал в обороне Палдиски и Таллина, нес конвойную службу.

28 августа 1941 года первый в России паротурбинный эскадренный миноносец, построенный на благотворительные пожертвования русских крестьян, дворян и военных, погиб у острова Мохни в Финском заливе от подрыва на немецкой мине заграждения при переходе флота из Таллина в Кронштадт.

Использованы материалы статьи С. Балакина «Знаменитые «Новики»,
журнал «Моделист-конструктор», № 6 - 2000 г., с.38-40


Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова